28 мая 2024

Гала-концерт в честь юбилея великого тренера

 Вчера побывала на праздничном гала-концерте в нашем театре оперы и балета в честь юбилея Людмилы Александровны Тихомировой -- заслуженного тренера по художественной гимнастике, создателя школы Олимпийского резерва по этому виду спорта в Астрахани. Впечатления незабываемые. Заряд энергии огромный. Красота неописуемая.

Жизнь этого человека является ярким примером самоотверженности, целеустремлённости, служения своему делу и, как следствие, ошеломляющего успеха учеников. Это ещё и пример приверженности традиционным ценностям и продолжения в потомках.

Гала-концерт объединил ведущих артистов балета Большого театра и артистов Астраханского театра оперы и балета. Все номера были неподражаемы.

Заключительная сцена концерта под музыку Г. Свиридова "Время, вперёд!", исполненная гимнастами Астраханской школы олимпийского резерва, была просто феерична и неподражаема.

Вот что написали в Сети об этом празднике.

В Астраханском театре оперы и балета состоялся гала-концерт звёзд мирового балета, посвящённый 95-летию заслуженного тренера СССР по художественной гимнастике, Почётного гражданина г. Астрахани Людмилы Тихомировой. Его инициаторами стали сын и внучка легендарного тренера, создавшей на Нижней Волге спортивную школу Олимпийского резерва по художественной гимнастике, воспитавшей чемпионов России, Европы, мира, Олимпийских игр, а также большую команду тренеров, заложившей традиции подготовки чемпионов в Астрахани.

Самой яркой частью гала-концерта стало выступление солистов Большого академического театра Анны Тихомировой, Артёма Овчаренко, Анастасии Денисовой, Дмитрия Дорохова, Дениса Захарова, артистов Астраханского театра оперы и балета. Праздничную программу украсили динамичные постановочные номера воспитанниц школы Олимпийского резерва по художественной гимнастике. Спортивное учреждение заслуженно носит имя своего основателя – Людмилы Тихомировой. О ней с благодарностью вспоминали со сцены главные люди в её жизни: сын Николай Тихомиров, внучки Мария и Анна, гимнастка Галина Белоглазова, друзья семьи.

В программе концерта-приношения солисты балета представили астраханцам фрагменты из балета «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Пламя Парижа». Впервые на астраханской сцене были показаны «The very thought of you» (хореография Р. Поклитару), «Последнее танго» (хореография В. Гордеева), «Нарцисс» (хореография К. Голейзовского), «Солнышко» (хореография Б. Мягкова).

Анна Тихомирова сегодня - первая солистка Государственного академического Большого театра, лауреат международного конкурса, обладатель Grand prix конкурса «Большой балет» телеканала «Культура». На протяжении вечера балерина не раз вспоминала свою бабушку, рассказывала о её любви к балету, и классической музыке, о совместной работе с известными хореографами при постановке номеров, о невероятной внутренней самодисциплине и самоотдаче. Балерина поблагодарила коллектив театра оперы и балета и лично директора Наталью Шагову за помощь в организации мероприятия. Также были отмечены заместитель председателя правления РОО «Землячество «Астраханцы» (г.Москва) Олег Попков и организаторы фестиваля культурного поиска «Нам нужен Дягилев», поддержавших юбилейный проект.

Хореографическая миниатюра «Лебедь» (К. Сен-Санс) и монолог Кармен из балета «Кармен-сюита» в исполнении Анны Тихомировой продемонстрировали её актёрскую индивидуальность, удивительную пластику и грацию. Всем было очевидно, что она не просто исполнила хореографический номер, а на языке танца спела песню о близком и любимом человеке. В беседе с журналистами балерина призналась, что на всём своём тридцатилетнем творческом пути чувствует поддержку своей бабушки и гордится, что в Астрахани её имя сегодня знают и чтят.

В этот вечер все собравшиеся в театре получили подарки: юные гимнастки – уроки актёрского мастерства, профессионализма и любви к выбранной профессии, тренеры спортивной школы Олимпийского резерва – воспоминания об учителе и роскошные букеты, а зрители – яркий эмоциональный заряд и впечатления.
Об артистах - звёздах мирового балета можно прочитать здесь
Снимки в свободном доступе в Интернете.

27 мая 2024

Критерии оценивания сочинения по русскому языку (задание 27) для экспертов

 Критерии прилагаются к демоверсии ЕГЭ.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Критерии оценивания

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Краткая характеристика трех частей сочинения

 Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

    Основная часть
Комментарий проблемы. 
Далее должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающее проблему.

Авторская позиция. Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий. 

Аргументация собственного мнения. Далее необходимо отработать четвёртый критерий – аргументация  собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. 
Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.

 Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказывании.

Источник: https://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Ещё проблемы текстов

 1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?). Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.

2. Проблема истинного литературного таланта. Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.

3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.

4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории. (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.

5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел людей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.

9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.

Тематический список проблем, встречающихся на экзамене. Источник 

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Тексты, проблемы, поднятые в них, авторская позиция

 Здесь представлены тексты КИМов ЕГЭ по русскому языку и перечень проблем, поднятых в них. Очень полезное подспорье в подготовке к экзамену, в частности, в подготовке к сочинению (задание 27).

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Проблема. Примеры формулировок проблем

  Источник

Проблему в сочинении ЕГЭ можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопросительного предложения. (Как следует относиться к окружающим людям?)
2) В форме Р.п. (проблема отношения к окружающим).

Если по критерию К1 выпускник получает 0 баллов, то 0 баллов выставляется и по критериям К2-К4! Чтобы этого избежать, рекомендуем тщательно потренироваться на текстах разных типов (художественных и публицистических". Этот навык можно выработать, анализируя небольшие по объему тексты (например, в нашем пособии "Сочинение на 21").
Важно не только правильно определить проблему, но и сформулировать ее корректно, избегая речевых ошибок и неточностей, ведь от этого зависит логика вашего сочинения.

Примеры сформулированных проблем см здесь

Примеры формулировок в сочинениях (0 баллов). 0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста» здесь

Пример сочинения по тексту В. Набокова. (0 баллов по критериям К1-К4) здесь

Пояснение экспертов:
Ни одна из обозначенных в Памятке эксперта проблем - проблема обывательства (кто такой обыватель?), проблема негативного влияния рекламы (чем вредна реклама?),проблема пошлости (почему пошлость безнравственна?) - не нашла отражения ни в одной из частей сочинения экзаменуемого. Более того, автор работы проявил полное непонимание сути исходного текста, поэтому «увел» свое рассуждение в совершенно иное русло, что противоречит принципу опоры на исходный текст. Все это позволяет эксперту выставить по критерию К1 заслуженные 0 баллов, а следовательно, автоматически выставить 0 баллов по критериям К2-К4.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

Задание 27 по русскому языку на ЕГЭ. Это вовсе не сочинение...

 Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы. Название этого задания в КИМах -- "

Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации". То есть это ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА. И выполнять её нужно в соответствии с критериями оценки, где нужно сформулировать проблему исходного текста, найти в тексте предложения для комментария проблемы, отразить авторскую и собственную позицию, приведя ДВА аргумента для доказательства своего мнения (ЛУЧШЕ из литературы) и в конце  подвести итог.

Следовательно, кладём перед собой КРИТЕРИИ оценки сочинения и пишем строго по этому плану.

Необходимо соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, добиться выразительности и точности речи, не допустить орфографических, пунктуационных, грамматических и фактических ошибок.

Объём сочинения -- не менее 150 слов, лучше 200 -- 250. Общий балл за сочинение -- 21.

26 мая 2024

Словарь паронимов. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

 АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ

АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТЕТНЫЙ
АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ
АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ
БЕДНЫЙ — БЕДСТВЕННЫЙ
БЕЗЛИКИЙ — БЕЗЛИЧНЫЙ                      
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БОЛОТИСТЫЙ — БОЛОТНЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ
БЫВАЛЫЙ — БЫВШИЙ — БЫЛОЙ
ВАННА — ВАННАЯ
ВДОХ — ВЗДОХ
ВЕКОВОЙ — ВЕЧНЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧАВЫЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ВЕЛИЧИЕ — ВЕЛИЧИНА
ВОЗБУЖДАТЬ — ПОБУЖДАТЬ 
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ —ПОПОЛНИТЬ;
ВРАЖДЕБНЫЙ — ВРАЖЕСКИЙ
ВЫБИРАТЬ — ИЗБИРАТЬ;
ВЫГОДА — ВЫГОДНОСТЬ
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА — РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ — УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВЫСОКИЙ — ВЫСОТНЫЙ
ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ — ГЛИНЯНЫЙ
ГОДИЧНЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВОЙ
ГОРДОСТЬ — ГОРДЫНЯ

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ. Теория и практика

Теория и практика, чтобы выполнить задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ по ссылке https://teletype.in/@vsablina/PefxzePQstd

Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:

· Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

· Знаки препинания при сравнительных оборотах

· Знаки препинания при уточняющих членах предложения

· Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

· Знаки препинания при прямой речи, цитировании

· Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

· Тире в простом и сложном предложениях

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика

 Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности. по ссылке https://teletype.in/@vsablina/fyi-B41GOAD

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

 Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон).

 Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика

 Теория и практика к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку "Грамматические ошибки" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/9aF2OzPsBEu

Формулировка 8 задания ЕГЭ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За это задание вы можете получить 3 балла (было в 2023 г., 2 балла в 2024 г.), поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2024. Логико-смысловые отношениям между предложениями. Теория и практика

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текст. Теория и практика к заданию  по ссылке https://teletype.in/@vsablina/Z3_eR1ZMfKE

25 мая 2024

Как появилось слово «температура»?

Слово "температура" имеет длинную историю, уходящую корнями в глубину времен. Оно прошло путь от древних цивилизаций до наших дней.
Слово «температура» происходит из латинского языка и означает буквально «надлежащее смешение, нормальное состояние». Латинский глагол temperare («умерять, смягчать», «смешивать») восходит к существительному tempus — «время». В древности это слово использовалось для обозначения процессов смешивания и регулирования, не обязательно связанных с теплом.
Со временем термин "температура" приобрел более узкое значение и стал ассоциироваться с тепловыми процессами. В XVII веке ученые, такие как Джон Далтон и Джозеф Блэк, активно использовали термин "температура" для описания степени нагрева или охлаждения вещества.
С развитием науки и технологий понятие температуры стало ключевым в различных научных дисциплинах. Оно стало основным параметром при изучении тепловых свойств материалов, процессов нагрева и охлаждения, а также при создании различных устройств и технологий.
Сегодня термин "температура" широко используется не только в науке, но и в повседневной жизни. Он стал неотъемлемой частью нашего лексикона и позволяет нам описывать и понимать мир вокруг нас, его тепловые процессы и состояния материалов.
Таким образом, слово "температура" имеет богатую историю, отражающую эволюцию наших понятий о тепле и его измерении. Этот термин продолжает служить ключевым инструментом в научных исследованиях и повседневной жизни, помогая нам лучше понимать окружающий мир.

21 мая 2024

«Пусть родители просто отстанут». Подростки — о том, почему они не хотят учиться

 Большинство подростков прекрасно понимают, что испытывают определенные проблемы с мотивацией. И сами же предлагают решения. Практикующий психолог Екатерина Мурашова собрала все их рецепты в книге «Детство в режиме онлайн». С разрешения издательства «Самокат» публикуем отрывок из нее.Большинство подростков прекрасно понимают, что испытывают определенные проблемы с мотивацией. И сами же предлагают решения. Практикующий психолог Екатерина Мурашова собрала все их рецепты в книге «Детство в режиме онлайн». С разрешения издательства «Самокат» публикуем отрывок из нее.

В последние годы родители чаще всего приходят ко мне с проблемой, которую они формулируют так: «она не хочет учиться», «он абсолютно потерял мотивацию к обучению в школе», «у него сейчас нет этой самой мотивации, и, кажется, никогда ее и не было, я всегда его заставляла, а сейчас у меня силы и возможности кончились», «мне кажется, что это мне нужно, чтобы она училась, а ей самой это вообще не нужно».
На приеме мы долго и довольно нудно обсуждаем с родителями, что же им теперь делать с чадом, которое эту самую мотивацию потеряло или никогда и не имело. Что им делать с самими собой. Иногда говорим о причинах произошедшего.Обычно в разговоре с умными собеседниками вырисовываются три основных причины.
Первая — то, что ответственность за учебу ребенка с самого начала его обучения полностью лежит на родителе, ребенок это прекрасно знает и его это вполне устраивает.
Вторая — наличие интересного и постоянно развивающегося, внешнего по отношению к школьной учебе мира, который неудержимо влечет ребенка к себе. Понятно, что здесь мы говорим о виртуальности в самом широком смысле.
И третья — кризис самой школы, ее порой противоречивые попытки ответить на вызовы современности.
"…Решить это очень просто. Начальная школа должна быть обязательна — читать, писать, считать все-таки надо научить, еще работать на компьютере и управляться с документами, чтобы потом можно было налоги платить, коммунальные платежи и все такое. А потом надо с теми, кто не хочет учиться, сразу соглашаться и отправлять их работать. По силам и возможностям. Официально, со всеми документами и прочим. Пишешь такое заявление: окончил, например, полных шесть классов и еще половину седьмого и больше пока учиться не хочу. С ним сразу соглашаются и отправляют его, например, на два часа в день улицы подметать и еще на два часа в пансионат для пожилых, разговаривать с ними или в компьютерные игры учить их играть, чтоб им не скучно было. Четыре-пять часов в день он работает, деньги получает, остальное время свободен. Ведь еще много работ осталось, где нужно только читать-писать-считать — и больше ничего. И как раз на них трудно людей найти, потому что там платят мало. Раньше дети лет с девяти работали, взрослым помогали, и ничего. А мы что — хуже, глупее? И если он или она не хочет сейчас учиться, так зачем же заставлять? Пусть работает, обществу польза, ему польза, всем хорошо, никто не ругается. А если потом опять захотел учиться, снова пишет заявление: хочу вернуться в среднюю школу, со второй половины седьмого класса. И пошел.

20 мая 2024

Издалека долго течёт река Волга...

20 мая отмечается День Волги Этот праздник впервые отметили в 2008 году во время проведения Х Международного научно-промышленного форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде. Волга – одна из крупнейших рек в Европе, ее длина составляет 3530 км.
Волга у Астрахани
В дельте Волги

19 мая 2024

Пионер -- всем ребятам пример! Будь готов! Всегда готов!


 

Был такой праздник -- День пионерии

Кто придумал штрих код?

Источник

Штрих-код, или штриховой код, является универсальным методом автоматизированной идентификации продукции или товаров. Этот изобретательный способ помогает ускорить процессы сканирования и учета товаров в магазинах, складах и других сферах деятельности. Но как он появился?
Идея создания штрих-кода возникла в середине XX века. В 1948 году американский инженер и изобретатель Джозеф Вудленд (Joseph Woodland) вместе с Бернардом Сильвером (Bernard Silver) придумали первый прототип системы автоматической идентификации товаров с помощью черных и белых полосок. Их вдохновила задача автоматического считывания данных на товарах в магазинах, чтобы упростить и ускорить процесс оформления покупок.
Однако, их первый прототип использовал ультрафиолетовые краски и натянутую нить, что не было практичным и эффективным решением. В 1970 году нормы для стандарта штрих-кода были разработаны Джорджем Лаурером (George Laurer), инженером из компании IBM. Он создал символ, который называется Universal Product Code (UPC), или Универсальный Код Товара. UPC стал стандартом в США и с тех пор был широко принят в мире.
С течением времени штрих-коды стали неотъемлемой частью розничной торговли и логистики. Они позволяют автоматизировать учет товаров, сокращая время и потребность в ручной работе. Сегодня существуют различные стандарты штрих-кодов, такие как EAN, Code 39, Code 128 и другие, применяемые в зависимости от конкретных потребностей и отраслей применения.

18 мая 2024

Кто назвал "Евгения Онегина" энциклопедией русской жизни?

 Источник

Фраза «роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни» часто встречается в литературоведческих и популярных текстах. Во многих из них она не оформлена как цитата.

Современные исследователи отмечают, что эта фраза была оценкой конкретного автора, а не коллективным признанием пушкинских заслуг. Первым выражение «энциклопедия русской жизни» употребил литературный критик Виссарион Белинский. Он в середине 1840-х годов создал серию статей «Сочинения Александра Пушкина» и в девятой из них, которая называлась «Евгений Онегин» (Окончание)», написал:
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей, и на последующую русскую литературу?
В 1840-е годы Белинский был влиятельным автором, к его мнению прислушивались, поэтому это яркое выражение из его статьи постепенно стало афоризмом. Ученые считают, что формулировка прижилась потому, что современники Пушкина видели роман в стихах как текст, наполненный множеством бытовых деталей и отсылок к ним. По «Евгению Онегину» и в наши дни можно изучать повседневную жизнь 1820-х годов. Критик и исследовательница Анна Жучкова писала: «Евгений Онегин» — помимо социального устройства России, где особенно подробно представлено, конечно, дворянство (провинциальное, московское, столичное), и экскурсов в экономику и историю — раскрывает культурные и духовные устремления русского общества: от споров карамзинистов и шишковистов и проблемы русского литературного языка — до западной философии; от развенчания штампов романтизма до констатации проблемы индивидуализма; от восхищения русской природой до сожаления об устройстве российских дорог".

Но литературоведы обращают внимание и на то, что выражение «энциклопедия русской жизни» сегодня можно считать неполным. Филолог Алексей Любжин в статье «Почему „Евгений Онегин“ не энциклопедия русской жизни» указывал, что Пушкин писал о повседневном укладе дворян — петербургских жителей и уездных помещиков, но не раскрывал быт крестьян, горожан средних сословий, церковников. Также он отмечал, что роман не отражает многие важные аспекты общественной жизни той эпохи. Например, ничего не говорит об образовании в Российской империи: «Массовые явления не привлекают к себе пушкинского внимания, он описывает (в значительной части в рамках литературного топоса) либо уходящую натуру, либо частные явления». Любжин считает, что Пушкин сознательно писал только о людях своего круга и не ставил перед собой задачу полноценно отразить реалии России первой трети XIX века.
Виссарион Григорьевич Белинский. Большая Российская энциклопедия

13 мая 2024

12 легендарных военных снимков

 Источник

Фотокорреспонденты Великой Отечественной войны делали снимки под обстрелами и бомбежками, в окопах, на кораблях и аэродромах. А еще запечатлевали повседневную жизнь — в партизанских отрядах, осажденных городах и в тылу. Эти работы вошли в историю мирового фотоискусства и обвинительные материалы Нюрнбергского процесса. О том, что стоит за легендарными фотографиями, порталу «Культура.РФ» рассказала Ирина Толкачева — искусствовед, историк фотографии, член жюри Международного фотоконкурса и фестиваля «Свет и цвет».
Галина Санько. Узники фашизма. 1944 год
Галина Санько, фотокорреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация», санитарка и шофер, прошла всю войну до Берлина и Дальнего Востока, получила ранение и была награждена медалями и орденом Красной Звезды. О фронтовых буднях вспоминала просто: «Боялась ли я? Боялась. Сколько раз в аду обстрела я желала, чтобы уж попали в меня, чтобы настал конец… Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина. Но я не знаю что, потому что жила я как мужчина».
Эту фотографию Санько сделала в концлагере в Петрозаводске
. Историю ее создания автор описывала так: «Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне: «Тетя!» Ребята плакали, повторяли сквозь слезы: «Мама…» Снимок стал одним из обвинительных свидетельств против нацистов на Нюрнбергском процессе.
Эммануил Евзерихин. Сталинград, фонтан «Дети». 1942 год
До войны Эммануил Евзерихин фотографировал Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция, великие стройки, арктические экспедиции и спортивные парады. В войну снимал для Фотохроники ТАСС на многих фронтах, дошел до Праги, был награжден орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. Наиболее известны его снимки из разрушенного Сталинграда.
На фото — вокзальная площадь и типовая скульптура фонтана после налета фашистской авиации. Снимок вошел в историю фотографии и стал одним из самых сильных образов войны и разрушенного мирного детства.
Читать дальше

12 мая 2024

...Придёт, придёт и наше время

Николай Ульянов, "Пушкин с женой
на придворном балу", 1936.
А. С. Пушкин
Роман в стихах
"Евгений Онегин"
Глава II
И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный...
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

11 мая 2024

Грабель или граблей: как правильно?

Майские праздники прошли, в разгаре посевной сезон — в ход идут тяпки, лопаты, секаторы. Но трудно придется дачнику, в сарае которого не припасено хороших, надежных грабель. Или граблей? Разбираемся.

Правильно: грабель/граблей
По поводу этого слова обычно возникают три вопроса: употребляется ли оно в единственном числе, где в нем ударение и как правильно использовать его в форме родительного падежа — «грабель» или «граблей»?
На первый вопрос ответ короткий — нет, только во множественном. Слова «грабля» не существует.
С ударением тоже всё просто — во всех падежах оно падает на первый слог:
А в воскресенье шахматисты от души поработали грАблями.
Не шумите, товарищи, грАблей у нас на всех хватит.
А вы, дорогуша, остаетесь сегодня без грАбель.

Ответ на третий вопрос — «грабель» или «граблей» — будет таким: обе формы считаются равноправными, но «граблей» — это скорее разговорный вариант. То есть если вы хотите продемонстрировать друзьям и коллегам ювелирный уровень владения русским языком, лучше говорить «грабель».
И по традиции несколько примеров из жизни:
Ну спасибо, Илюша, только грабель твоих нам тут не хватало.
Ну как же ты, Кристина, — на субботник и без грабель?
Исаак Данилович Шило применил дедуктивный метод и выследил злоумышленника по следам от грабель.


Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/931682-grabel-ili-grabley-kak-govorit-pravilno

10 мая 2024

Такой разный Пушкин: каким видели поэта художники прошлого

 Источник

Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети: во всех школьных кабинетах русского языка и литературы выделен, кажется, персональный гвоздь для его изображения. Поэтому детали внешности Александра Сергеевича известны многим по «популярным» работам Кипренского или Тропинина. Но на сам образ поэта смотрели в разные эпохи по-разному – одни видели титана, гения, другие – загнанного обстоятельствами человека, третьи – творческую личность. К 220-летию со дня рождения Пушкина (статья опубликована 06 ИЮНЯ 2019 | 10:54| КУЛЬТУРА) «Диалог» выбрал портреты, где образ «солнца русской поэзии» может удивить, а также узнал, какие истории скрываются за холстами с бакенбардами, кудрями и цилиндром.

Друг в халате Пушкина и поэт за работой

Портрет Александра Пушкина работы художника Карла Мазера называют посмертным – однако художнику в 1839 году позировал вполне живой на тот момент человек – заказчик, друг поэта и адресат множества пушкинских писем Павел Нащокин. Чтобы приблизиться к исторической правде, он даже надел халат, принадлежавший Пушкину.
Н. П. Ульянов. Пушкин за рабочим столом. 1936-1937

Читать дальше