Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
25 сентября 2010
Привычный городской пейзаж
У Леры Б. получилась очень динамичная миниатюра, в которой она использовала словарные слова из того же самого задания 62. Вот почитайте.
Быстро подхватив вещи с экскалатора, Андрей поторопился покинуть аэропорт. У павильона его ожидал Сергей.
-- Андрей, дружище, приветствую тебя в нашем городе!
-- Спасибо, что встретил меня. Сначала я хотел бы дать телеграмму маме, а потом в город, смотреть достопримечательности.
-- Нет проблем. Мой мотоцикл быстро домчит нас до почтамта. Это недалеко, в соседнем квартале, напротив пожарной каланчи. С эстакады, по которой мы проедем, её можно увидеть.
Они летели по магистрали. Мимо мелькали отели, рестораны, торговые центры, старинные дома с затейливыми балконами и фронтонами и новые прямоугольники многоэтажек. В общем, привычный городской пейзаж.
Быстро подхватив вещи с экскалатора, Андрей поторопился покинуть аэропорт. У павильона его ожидал Сергей.
-- Андрей, дружище, приветствую тебя в нашем городе!
-- Спасибо, что встретил меня. Сначала я хотел бы дать телеграмму маме, а потом в город, смотреть достопримечательности.
-- Нет проблем. Мой мотоцикл быстро домчит нас до почтамта. Это недалеко, в соседнем квартале, напротив пожарной каланчи. С эстакады, по которой мы проедем, её можно увидеть.
Они летели по магистрали. Мимо мелькали отели, рестораны, торговые центры, старинные дома с затейливыми балконами и фронтонами и новые прямоугольники многоэтажек. В общем, привычный городской пейзаж.
Впервые в Астрахани
Если немного пофантазировать, то обычное домашнее задание написать сочинение в форме рассказа-описания местности можно превратить в удовольствие. Почему? А вы почитайте миниатюру, которую придумала Зухра, выполняя задание 62 со словарными словами тематической группы "Город".
Мы с родителями плыли на теплоходе "К.А. Тимирязев" по Волге. Мы плыли уже двенадцать дней, и последней нашей остановкой была Астрахань.
Астрахань -- древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья. Её называют рыбацкой столицей, воротами в Каспий, Волжской Венецией. Нам сказали, что здесь много достопримечательностей. Мы хотели их все посмотреть. Но вначале нужно было навестить родственницу, которую мы предупредили о своём приезде телеграммой. Мы пошли к ней. Её старинный дом с красивым, но обветшалым фронтоном и балконами расположен в конце квартала у высокой эстакады. Отец остался у тёти, а мы с мамой пошли смотреть город.
Прогулялись по бульвару. В торговом павильоне купили сувениры. Тут мы обратили внимание на игрушечную магистраль, по которой мчался мотоцикл.. Пошли по улице и забрели в какие-то трущобы. Там стоял контейнер с мусором, и в нём лежали старые транспаранты с лозунгами. С помощью местных жителей мы выбрались из этого района. Кругом строились новые многоэтажные дома, и уже было готово здание почтамта.
Когда мы ехали на автобусе, то видели отели, гостиницы, рестораны, кафе, торговый центр. Промелькнула старая пожарная каланча. Мы посмотрели фильм в кинотеатре "Остров сокровищ", поднявшись на второй этаж на экскалаторе, пообедали в ресторане и вернулись к тёте. Отец уже собирался уходить. Попив чаю, мы попрощались с тётей и отправились на набережную. Погуляли там, ожидая отплытия своего теплохода. Посидели на лавочке. Наслаждались красотой Волги и новой гранитной набережной с красным парапетом, памятником Петру Первому, гостиницей, похожей на корабль с парусами.
Но пришло время возвращаться на "Тимирязев". Стоя на палубе, мы любовались белокаменным Астраханским кремлём, зелёными берегами Волги, причалами. Мы ещё вернёмся сюда.
Мы с родителями плыли на теплоходе "К.А. Тимирязев" по Волге. Мы плыли уже двенадцать дней, и последней нашей остановкой была Астрахань.
Астрахань -- древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья. Её называют рыбацкой столицей, воротами в Каспий, Волжской Венецией. Нам сказали, что здесь много достопримечательностей. Мы хотели их все посмотреть. Но вначале нужно было навестить родственницу, которую мы предупредили о своём приезде телеграммой. Мы пошли к ней. Её старинный дом с красивым, но обветшалым фронтоном и балконами расположен в конце квартала у высокой эстакады. Отец остался у тёти, а мы с мамой пошли смотреть город.
Прогулялись по бульвару. В торговом павильоне купили сувениры. Тут мы обратили внимание на игрушечную магистраль, по которой мчался мотоцикл.. Пошли по улице и забрели в какие-то трущобы. Там стоял контейнер с мусором, и в нём лежали старые транспаранты с лозунгами. С помощью местных жителей мы выбрались из этого района. Кругом строились новые многоэтажные дома, и уже было готово здание почтамта.
Когда мы ехали на автобусе, то видели отели, гостиницы, рестораны, кафе, торговый центр. Промелькнула старая пожарная каланча. Мы посмотрели фильм в кинотеатре "Остров сокровищ", поднявшись на второй этаж на экскалаторе, пообедали в ресторане и вернулись к тёте. Отец уже собирался уходить. Попив чаю, мы попрощались с тётей и отправились на набережную. Погуляли там, ожидая отплытия своего теплохода. Посидели на лавочке. Наслаждались красотой Волги и новой гранитной набережной с красным парапетом, памятником Петру Первому, гостиницей, похожей на корабль с парусами.
Но пришло время возвращаться на "Тимирязев". Стоя на палубе, мы любовались белокаменным Астраханским кремлём, зелёными берегами Волги, причалами. Мы ещё вернёмся сюда.
Есть ответ!
Зухра Шакирова из нашего 6 б сегодня сообщила мне ответ: слово золотой является производным. Оно образовано от слова золото так же, как слова: серебряный от серебро, кожаный от кожа, полотняный от полотно. В этих словах суффиксы материально выражены. В слове золотой суффикс нулевой. Умница, Зухра! В моём сообщении есть ещё вопросы. Ищите ответы на них.
23 сентября 2010
Могут быть слова без корня?
Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов разговаривают:
-- А какой суффикс в слове золотой? -- спросила Настя. -- слово-то производное, от существительного золото образовалось.
-- Да, загвоздка, -- задумался Вова. -- Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро -- серебряный, сахар -- сахарный, малина -- малиновый...
-- А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
-- Давай на всякий случай у учителя спросим.
1.Как вы думаете, согласился учитель с предложениями ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?
Через неделю сообщу ответ, а пока жду ваши версии, ребята. Валентина Васильевна.
-- А какой суффикс в слове золотой? -- спросила Настя. -- слово-то производное, от существительного золото образовалось.
-- Да, загвоздка, -- задумался Вова. -- Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро -- серебряный, сахар -- сахарный, малина -- малиновый...
-- А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
-- Давай на всякий случай у учителя спросим.
1.Как вы думаете, согласился учитель с предложениями ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?
Через неделю сообщу ответ, а пока жду ваши версии, ребята. Валентина Васильевна.
22 сентября 2010
21 сентября 2010
"Орфографическая профилактика"
Повторю ещё раз слова М.В. Панова: надо "смотреть в глаза языку", т.е. знать его законы. И в качестве правила для себя возьму слова Л.Б. Парубченко, используя статью которой, я рефлексировала в последних записях: выбор и содержание упражнений должны определяться пониманием генезиса соответствующих ошибок, а именно, пишущий, совершая ошибку, грешит не против орфографического правила, а против языковой системы. Изучение грамматической языковой системы и является средством "орфографической профилактики". (УМК под ред. М.В. Панова, как мы больше и больше убеждаемся, раскрывает детям глаза на законы языка.)
Контаминация -- что означает совмещение
Ошибка может быть результатом контаминации -- совмещения двух (и более) грамматических форм: маячАнье -- маячат, ненавидИли -- ненавидит, ненавидишь. Здесь у учеников совместились суффикс прошедшего времени и окончание настоящего времени глагола. (Ошибки учителю , как говорится, надо знать в лицо.)
И снова о самом главном
Школьники пишут осознОвать, передОваться, потому что не вычленяют в момент письма корни -зна- и -да-, зато, по-видимому, вычленяют в этих словах (с разной степенью осознанности) продуктивный в русском языке суффикс -ова- (рисовать, фасовать, пеленговать). ОтщИпенцы ученица объяснила связью с отщипнуть, яблоко вЕсит школьник проверил словом повесить, ДИмьян словом Дима, сЕдит -- сел. В их сознании одна форма накладывается на другую, одна вытесняет другую. Ошибки, говорящие о том, что пишущий воспринимает слово как расчленённое, но его членение не соответствует языковому. (Учителю это надо иметь в виду при изучении раздела "Словообразование" -- в языке-то значение сокрыто не только в слове, но и в морфеме: в корне, приставке, суффиксе.)
Об ошибках и их причинах
Абитуриент написал воплАщать и очень удивился, что, оказывается, он допустил ошибку и что воплощать и плоть -- однокоренные слова. Эта ошибка свидетельствует, как считает Л.Б. Парубченко, просто о нерасчленённости слова в сознании говорящего. (Читать надо побольше и читать вдумчиво! Заметим в скобках)
20 сентября 2010
Почему дети делают ошибки и как научить их писать грамотно
Продолжаю интерпретировать (точнее, цитировать Л.Б Парубченко, её статью с таким же названием, что и это сообщение). "Итак, если согласиться с тем, -- пишет Л.Б. ,-- что ошибки являются следствием нерасчленённого восприятия пишущим речевого потока или же неадекватного его членения, то есть неразличения структуры грамматических форм слов, то возникает вопрос: как помочь делу? Как научить школьника узнавать, то есть вычленять, корни, суффиксы, приставки? Понятно, что ответ может быть один: нужно заниматься в первую очередь грамматикой: словообразованием, морфологией, потому что "грамматика как раз занимается членением человеческой речи -- мысли". Именно поэтому упражнения по искоренению ошибок направлены не на закрепление какого-либо орфографического или пунктуационного правила, а учат вычленять из речевого потока языковые единицы -- морфемы и синтаксические конструкции -- и тем самым показывают грамматическую обснованность того или иного написания, они требуют выяснения тех языковых условий, на которых данное написание основано. Иными словами, есть законы и есть правила. Современная школьная методика ориентирована на правила. А надо -- на законы. Надо, как говорил М.В. Панов, "смотреть в глаза языку". Добавим: а не параграфу." Поэтому как важно научить детей разным видам разбора, как важно привить им навык графического выделения морфем, членов предложений, составления различных схем. Надеюсь, что продолжу рефлексию по мотивам статьи Л.Б. в следующем сообщении.
19 сентября 2010
Материнское чувство
У нас в селе, -- рассказывает в мини-сочинении Раиль Т., -- ничейная собака никого не подпускала к полусгоревшему киоску. Мы с ребятами решили напоить её молочком. И очень удивились, когда увидели, что собака взяла миску в зубы и понесла внутрь киоска. Заглянули -- а там щенята. Четыре маленьких пушистых комочка лакают молоко.
Вот, оказывается, почему псина сидела возле киоска: она охраняла своих чад.
Мы дали ей в тот раз колбаски. А потом построили конуру, и собака перетащила щенков туда.
Вот, оказывается, почему псина сидела возле киоска: она охраняла своих чад.
Мы дали ей в тот раз колбаски. А потом построили конуру, и собака перетащила щенков туда.
"Свободу попугаям!"
И ещё одна миниатюра о домашних питомцах -- Леры Б.
У подружки есть попугай Кеша. Он умеет разговаривать. Приходят гости в дом, спрашивают: "Где хлеб?" Кеша отвечает: "Хлеб в хлебнице". Если он захотел кушать, то просит:"Дайте есть! Дайте есть!" Не получая еды, он умоляет: "Ну хотя бы крошку! Крошку!" А если это не действует, то Кеша начинает носиться по клетке и кричать:"Свободу попугаям!"
У подружки есть попугай Кеша. Он умеет разговаривать. Приходят гости в дом, спрашивают: "Где хлеб?" Кеша отвечает: "Хлеб в хлебнице". Если он захотел кушать, то просит:"Дайте есть! Дайте есть!" Не получая еды, он умоляет: "Ну хотя бы крошку! Крошку!" А если это не действует, то Кеша начинает носиться по клетке и кричать:"Свободу попугаям!"
Цирк -- да и только!
У моей крёстной, -- написал в своём сочинении Максим Д., -- целый зоопарк. У неё две кошки Дымка и Агашка, собака Динка и попугай Кеша. Они очень дружны. Едят из одной миски. Динка не будет есть до тех пор, пока не поедят Дымка и Агашка.
А когда они начинают играть, мы помираем со смеху. Однажды я наблюдал такую картину. Дымка прыгнула на спину Динке, и они стали бегать по всей квартире. А попугай летал за ними и что-то кричал. Складывалось такое впечатление, что он их гонял. Крёстная взяла камеру и начала снимать этот цирк.
А когда они начинают играть, мы помираем со смеху. Однажды я наблюдал такую картину. Дымка прыгнула на спину Динке, и они стали бегать по всей квартире. А попугай летал за ними и что-то кричал. Складывалось такое впечатление, что он их гонял. Крёстная взяла камеру и начала снимать этот цирк.
18 сентября 2010
Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных
Не могу успокоиться после контрольного диктанта и поэтому цитирую статью А.М. Пешковского, названием которой озаглавила это сообщение.
"В основе усвоения грамотности лежит способность расчленения речевых представлений, куда входит расчленение речи и на слова, и на грамматические части речи, и на слоги, и на звуки (первые два, конечно, с соответственным расчленением на значения). <...> Спросите неграмотного обитателя лесной глухой деревни, есть ли в его языке звук [б], есть ли в нем слово и, есть ли в нем даже слова столу, добрую, – он вас не поймет. Малограмотный ясно выговорит вам слова пролетариат, а напишет пролтриат или пролторат. Если вы его спросите, что он слышит после первого т, то он даже и вопроса вашего не поймет, потому что он, говоря, не замечает, что в этом слове два т. Тот же малограмотный может сказать на собрании что-нибудь вроде успехи соотношения сил или пролетаризация классовой борьбы, и ему будет казаться, что он понимает, что он говорит. На чем основаны все эти явления? На недостаточной расчлененности речевых представлений по сравнению с той, которой требуют чтение, письмо и культурное говорение. Хотя наша речь по природе своей членораздельна, и притом членораздельна не только внешне, но и внутренне (в смысле значения), но членораздельность эта в естественных условиях не сознается. Искусственная, литературная речь, а таковой неизбежно является всякая речь, выходящая по содержанию за пределы домашнего обихода <...>, и тесно связанные с ней письмо и чтение требуют осознания этой членораздельности. Степень этого осознания и есть степень грамотности. Все это очень элементарно, но об этом необходимо условиться, потому что учительство в массе плохо представляет себе в этом отношении психику малограмотного. Оно смотрит на него с высоты своего собственного умения произвольно членить речь на слова, формы, слоги, звуки и не представляет себе всей цельности, слитности речевых представлений малограмотного. <...> Учитель должен проникнуть силой воображения в это смутное языковое мышление, в котором отдельные элементы речи не выкристаллизовываются с достаточной ясностью, – и тогда он поймет, против чего ему бороться и чего добиваться»...
"В основе усвоения грамотности лежит способность расчленения речевых представлений, куда входит расчленение речи и на слова, и на грамматические части речи, и на слоги, и на звуки (первые два, конечно, с соответственным расчленением на значения). <...> Спросите неграмотного обитателя лесной глухой деревни, есть ли в его языке звук [б], есть ли в нем слово и, есть ли в нем даже слова столу, добрую, – он вас не поймет. Малограмотный ясно выговорит вам слова пролетариат, а напишет пролтриат или пролторат. Если вы его спросите, что он слышит после первого т, то он даже и вопроса вашего не поймет, потому что он, говоря, не замечает, что в этом слове два т. Тот же малограмотный может сказать на собрании что-нибудь вроде успехи соотношения сил или пролетаризация классовой борьбы, и ему будет казаться, что он понимает, что он говорит. На чем основаны все эти явления? На недостаточной расчлененности речевых представлений по сравнению с той, которой требуют чтение, письмо и культурное говорение. Хотя наша речь по природе своей членораздельна, и притом членораздельна не только внешне, но и внутренне (в смысле значения), но членораздельность эта в естественных условиях не сознается. Искусственная, литературная речь, а таковой неизбежно является всякая речь, выходящая по содержанию за пределы домашнего обихода <...>, и тесно связанные с ней письмо и чтение требуют осознания этой членораздельности. Степень этого осознания и есть степень грамотности. Все это очень элементарно, но об этом необходимо условиться, потому что учительство в массе плохо представляет себе в этом отношении психику малограмотного. Оно смотрит на него с высоты своего собственного умения произвольно членить речь на слова, формы, слоги, звуки и не представляет себе всей цельности, слитности речевых представлений малограмотного. <...> Учитель должен проникнуть силой воображения в это смутное языковое мышление, в котором отдельные элементы речи не выкристаллизовываются с достаточной ясностью, – и тогда он поймет, против чего ему бороться и чего добиваться»...
17 сентября 2010
Эти коварные безударные!
Новый учебный год. Первый контрольный диктант. На мой взгляд, несложный. Повторили основное правило: проверяй всё сильной позицией фонемы. Вспомнили орфограммы. И в итоге половина учеников допустила ошибки в словах с безударными гласными в корне слова. Это значительно больше, чем в конце прошлого учебного года. Вообще-то, выбор буквы для обозначения безударного гласного -- дело, как говорят на востоке, тонкое. По моим многолетним наблюдениям, это самая частотная ошибка в работах учеников всех возрастов. Вот и подход вроде бы в УМК М.В. Панова другой, нежели чем в традиционных учебниках, и учить стараемся, опираясь на фонемный принцип русской орфографии... а ошибки так и остаются.
Нашла любопытную статью А.М. Пешковского "Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных" (1930) здесь, представленную Л.Б. Парубченко. Может, действительно, надо к нашим ученикам подходить так же, как к малограмотным 30-х годов прошлого века?
Нашла любопытную статью А.М. Пешковского "Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных" (1930) здесь, представленную Л.Б. Парубченко. Может, действительно, надо к нашим ученикам подходить так же, как к малограмотным 30-х годов прошлого века?
16 сентября 2010
О домашних питомцах
У моего хомяка много интересного в поведении, -- написала Света Л. из 6 б. -- Вот один из необычных случаев.
Положила я ему корму на первый этаж. Клетка у хомяка двухэтажная. На первом этаже столовая, на втором -- спальня, его укромный уголок. Набил зёрнышек мой хомячок за обе щеки и попытался взобраться по лесенке к себе в спаленку. Но не тут-то было! Сваливался с лесенки несколько раз -- щёки перевешивали. Пока не додумался. Выплюнул часть корма, отнёс оставшиеся во рту зёрна наверх. Спустился и забрал остальное.
Положила я ему корму на первый этаж. Клетка у хомяка двухэтажная. На первом этаже столовая, на втором -- спальня, его укромный уголок. Набил зёрнышек мой хомячок за обе щеки и попытался взобраться по лесенке к себе в спаленку. Но не тут-то было! Сваливался с лесенки несколько раз -- щёки перевешивали. Пока не додумался. Выплюнул часть корма, отнёс оставшиеся во рту зёрна наверх. Спустился и забрал остальное.
15 сентября 2010
О программах и учебниках
В этом учебном году мне приходится работать по разным УМК по русскому языку. Пановский учебник, конечно, отличается от учебника В.В. Бабайцевой. Но вот что заметила: в программе по УМК последней прописаны слабые и сильные позиции звука (без этого в русском языке никуда!), а в учебнике о позиционных чередованиях не сказано.
12 сентября 2010
Заруби себе на носу
Так выполнила задание составить текст из фразеологизмов со словом нос Зухра Ш.
Недалёкие люди те, которые не видят дальше своего носа. Они задирают свои носы. Но их немного, так что не вешай нос. Лучше заруби себе на носу -- не стань таким! Учись в школе хорошо. Не клюй носом на уроках -- успеваемость понизится. Не обижай других, а то сам останешься с носом. Самое главное -- не суй нос в чужие дела. А то будешь, как Варвара: любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Недалёкие люди те, которые не видят дальше своего носа. Они задирают свои носы. Но их немного, так что не вешай нос. Лучше заруби себе на носу -- не стань таким! Учись в школе хорошо. Не клюй носом на уроках -- успеваемость понизится. Не обижай других, а то сам останешься с носом. Самое главное -- не суй нос в чужие дела. А то будешь, как Варвара: любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Я вернулась!
Целых пять дней не выходила в интернет и не сидела за компьютером -- был мой дружок в ремонте. Слава Богу, привезли нынче его назад -- и я вернулась!
06 сентября 2010
Первые уроки: впечатления
У нас жарко, и поэтому 3 и 4 сентября мы не учились, а вот сегодня встретились вновь. Было два урока русского языка в 6 б классе. Повторяли лексику. Удивили Артём Б., Света Л., Диана У., Лена С., выполнившие домашнее задание как надо, творчески. Молодцы, проявили старание. Тьфу-тьфу, как бы не сглазить. Почти все справились с заданием по распределению фразеологизмов по группам в соответствии с их значением. Дети чувствуют, что означает тот или иной фразеологизм, хотя дать объяснение могут далеко не всегда. Впрочем, не всякий взрослый сможет точно и кратко определить значение фразеологизма. Трудности вызвало и задание: попытаться самостоятельно дать толкование ряда слов. Таким образом, определяется задача: развивать речь детей через использование упражнений, связанных с толкованием слов, фразеологизмов, крылатых слов и выражений. Кстати, большой интерес вызвало у ребят задание "Собери фразеологизмы".
02 сентября 2010
Задачка -- для шестиклассников. И не только для них
С помощью сервиса http://www.imagechef.com/ можно создавать различные языковые упражнения. Например, я создала такое: по символу сотового телефона разбросаны слова: проглотить и прикусить, без костей, хорошо подвешен, острый и злой, воли не давать и т.д.. Нужно собрать из них фразеологизмы. Итак, кто решит эту задачку?
И снова мы встретились!
Сегодня был первый урок в 6 б, благодаря которому я и завела свой блог и для учеников которого он прежде всего и предназначен. Я рада приветствовать Свету-ранеточку (догадываюсь, кто это), ставшую сегодня читательницей этого блога. Смелее, Света, пролистай блог, оставь свои комментарии.
За лето ребята наши подросли и повзрослели, стали серьёзнее. Жалко, что занятия в школе из-за жары прерываются на несколько дней.
Но ничего: поучимся в интернете. В следующем сообщении задача для вас, ребята. Кто решит, пишите мне по адресу или в блог, в комментариях (см. внизу сообщения).
За лето ребята наши подросли и повзрослели, стали серьёзнее. Жалко, что занятия в школе из-за жары прерываются на несколько дней.
Но ничего: поучимся в интернете. В следующем сообщении задача для вас, ребята. Кто решит, пишите мне по адресу или в блог, в комментариях (см. внизу сообщения).
Подписаться на:
Сообщения (Atom)