15 ноября 2010

Частичная и полная парадигма слова

Словоформы, противопоставленные по грамматическому значению, образуют систему грамматических форм слова, или его парадигму. Для того, чтобы определить грамматические значения словоформы, необходимо построить и проанализовать парадигму слова.
Если рассматривается система грамматических форм слова, противопоставленных только в одном или нескольких отношениях, то говорят о частичной парадигме слова. Такова, например, система падежных  форм имени существительного в единственном числе или  система форм глагола в прошедшем времени.  Совокупность всех грамматических форм слова составляет его полную парадигму. Построить полную парадигму имени существительного -- значит найти все его падежные формы в единственном и множественном числе; полная парадигма глагола -- это система всех его грамматических форм (неопределённой формы, личных форм единственного и множественного числа в настоящем и будущем времени, форм мужского, женского и среднего рода единственного числа и формы множественного числа прошедшего времени).

Твои помощники -- словари



14 ноября 2010

Зачем всё это нужно знать?

Морфологический словарь русского языка (словарь словоформ) - основа работ по компьютерной лингвистике и искусственному интеллекту
Можно проверить здесь

Кто быстрее найдёт слово в словаре -- Курт или Эрнст?

И чтобы уж окончательно закрепить материал нашего сегодняшнего блогоурока, решите следующую задачку.
Немецкие дети Курт и Эрнст изучают русский язык. Встретив в тексте новое слово, они ищут его в словаре. Запас русских слов у них почти одинаковый. Оба хорошо знают русский алфавит. А вот грамматику Эрнст знает гораздо лучше, чем Курт.
Скажите, кто из них обычно быстрее находит слово в словаре? Обоснуйте свой ответ.

Начальная форма слова

Начальная форма слова, или ещё её называют словарной формой, потому что эта форма представляет слово в словарях.
В русском языке словарными формами являются следующие:
для существительных - именительный падеж единственного числа;
для прилагательных - именительный падеж единственного числа мужского рода;
для глаголов, причастий и деепричастий - глагол в инфинитиве.
Источник: здесь

Где -- слово, а где -- словоформа?

Вместо точек вставьте один из терминов: слово или словоформа.
1) ... порядок -- существительное. Правильно надо вставить: слово.
Слово порядок -- имя существительное.
2) ... синий имеет значение мужского рода, единственного числа и именительного падежа. А это уже словоформа.
3)... победитель -- мужского рода. Ответ: слово победитель -- мужского рода.
4) ... беру отличается от ... берёшь и берёт по значению лица, а от ... берём -- по значению числа.  Ответ: словоформа беру (1 лицо) отличается от словоформ берёшь (2 лицо) и берёт (3 лицо) по значению лица, а от словоформы берём -- значением числа.
5) Ученик и ученица -- это разные слова, а новый и новая -- это разные словоформы.

Слово и словоформа: к уроку в 6 классе

Слово во всей совокупности его лексических значений называется лексемой (от греч. lexis - слово, выражение). Лексема - это единица лексического уровня языка; система словоформ, относящихся к одной лексеме, называется парадигмой.
Другими словами, парадигма слова - это образец типа склонения или спряжения, совокупность всех словоформ, полученных при изменении слова по числам, падежам, родам и временам.
Наиболее сложную парадигму в русском языке имеют глаголы. У неизменяемых слов лексема и словоформа совпадают. В словарях каждая лексема представлена одной из словоформ, которая называется словарной или исходной.
Источник: здесь
С точки зрения грамматики слово и словоформа -- это разные, хотя и очень тесно связанные между собой единицы.
Слово -- это система словоформ с одинаковым лексическим значением, а словоформа -- это отдельный представитель слова.

Не смешивай историю с современностью

В критерии мотивированности подчеркивается, что смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица - от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними разрушены.
Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова - столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо.
Источник: здесь

13 ноября 2010

Принципы морфемного членения слова

Морфемное членение слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса, если они есть.
Выделенную в слове основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы, если они есть в слове. В некоторых школьных учебных пособиях для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 - 1947).
Что такое производность основы? Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и должно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик  -- стол.
Мотивация: столик - это 'маленький стол'. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
Источник: здесь

Новая книга Петра Вайля

Здесь  можно найти материалы о Петре Вайле, "Родная речь" которого, написанная вместе с Александром Генисом, была настольным пособием учителей литературы в 90-е.
Петр Вайль эмигрировал в США в 1977 году. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал со многими эмигрантскими изданиями, в том числе с газетой "Новый американец", редактором которой был Сергей Довлатов, с которым Вайль бок о бок проработал 13 лет. В США Вайль познакомился с Иосифом Бродским и позже выступил составителем двух сборников его стихов: "Рождественские стихи" и "Пересеченная местность".
Вайль - автор книг "Гений места", "Карта родины", "Стихи про меня". В соавторстве с Александром Генисом написал "60-е: Мир советского человека", "Американа", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь".
Петр Вайль работал на радиостанции "Свобода" с 1988 года. Начинал в нью-йоркском бюро, где впоследствии возглавил отделение Русской службы. В 1995 году переехал в Прагу, где стал заместителем директора Русской службы по информационным, потом - по тематическим программам.
В декабре выходит в свет новая книга П.Л. Вайля "Слово в пути".

В альбом

Можно ли из цветка гвоздики выжать гвоздичное масло?

В тропических странах растёт вечнозелёное дерево семейства миртовых, ветки которого источают удивительный аромат. Называется оно гвоздичное дерево. Если маленькую веточку с  высушенным бутоном добавить в пищу, то блюдо приобретает своеобразный пряный вкус. Гвоздичное дерево специально разводят для того, чтобы получать гвоздичное масло и пряность, которую так и называют: гвоздика.
У гвоздики-пряности есть омоним. Эта гвоздика -- всем известный цветок. Если же говорить научным языком -- род трав, редко полукустарников, семейства гвоздичных. В мире известно более трёхсот видов гвоздик. Многие из них специально выращивают для украшения садов и парков, используют в цветниках и для срезки. Срезанная гвоздика долго не вянет. Её алые цветы стали символом Победы и Великой Отечественной войны.
Вопрос "на засыпку": можно ли из цветка гвоздики  выжать гвоздичное масло? почему?
Источник: О.А. Ерёмина. Словарные слова инязычного происхождения. 10-11 классы. Вербум -- М. 2006.

Не просто запах -- аромат!

Корень слова аромат возник в древнегреческом языке. Если мы говорим запах, то наш собеседник не сможет понять, нравится ли нам этот запах или нет. Если мы говорим аромат, сразу понятно, что это запах душистый, приятный.
Особенно приятен нам земляничный аромат, ароматы полей, аромат цветов. Все любят ароматный чай и не все чересчур ароматизированный. Благотворные ароматические масла содержат многие растения. Иногда приходится ароматизировать помещения. Аромат молодости  источает юная барышня.

Ветреный, но солнечный ноябрь

Ответы на задания из "Русского медвежонка"

Помещаю ответы на задания из "Русского медвежонка", опубликованные в нашем блоге 9 ноября.
Задание 1. В русском литературном языке  есть слова барабанщица, певица, поэтесса, пианистка, скрипачка и флейтистка. А вот у слов бард, дирижёр и трубач "женских" вариантов в современном  литературном  языке   нет. Ответ: (Г).
Задание 2. Форме  бегу соответствует бежать, форме бегать -- бегаю. Аналогично гоню -- гнать, гонять --  гоняю несу -- нести, носить -- ношу; летаю -- летать, лететь -- лечу. И лишь в паре хожу -- ходить действительно представлены формы одного глагола. Ответ: (Г).
Задание 3. Алтын -- это  три копейки (это слово происходит от тюркского altyn "золото, золотой"). Ответ: (В).
Задание 4. К женскому роду из перечисленных относятся существительные плацкарты и оладьи; погоны и санатории -- к мужскому; колени и побережья -- к среднему; ворота и чернила не имеют рода, так как употребляются только в форме множественного числа. Ответ: (Г).
Задание 5. В количественных сочетаниях, построенных по модели "двадцать (тридцать, восемьдесят, сто и т.д.) два (три, четыре) столба (ежа, друга и т.д.)", существительное стоит в форме родительного падежа единственного числа, а само сочетание в позиции прямого дополнения выглядит так же, как в позиции подлежащего. Ответ: (В).

12 ноября 2010

Современная школьная частушка

В добавление к предыдущему сообщению частушка.
Побывал я в Паутине,
И залез я в Интернет.
В голове от Интернета
Просто полный винегрет!
Источник здесь

О смеси уксуса, масла и соли

Вы, наверное, не догадываетесь о том, что речь в этом сообщении пойдёт о... винегрете. Во французском языке слово винегрет означает соус из уксуса, масла и соли.
Винегрет по-русски -- это холодное кушанье из варёной свёклы, картофеля, солёных огурцов, репчатого лука, приправленное подсолнечным маслом. В винегрете смешиваются продукты, которые  обычно подаются как отдельные блюда.
В русском языке это слово быстро приобрело переносное значение. Винегретом стали называть смесь разнородных предметов, понятий, как говорится, всякую всячину. Например,  если учитель сказал об ученике: "У него в голове настоящий винегрет", -- значит, у школьника отдельные знания не связаны между собой, перемешаны. А это не даёт возможности быстро найти верный ответ.
Слово винегрет становится одним из самых коварных во время диктантов и контрольных работ. Именно в нём делают самое большое количество ошибок. Как вы думаете, почему?

Последний фильм о Гарри Поттере оказался непохож на книгу

Последний фильм из серии лент о мальчике-волшебнике Гарри Поттере будет значительно отличаться от книги. Об этом The Daily Telegraph сообщил Дэвид Йэтс, являющийся режиссером картины.
Режиссер решил добавить в фильм "Гарри Поттер и Дары Смерти" несколько сцен, которых не было в книге. В картине появится эротический эпизод - Гарри и Гермиона будут целоваться. При этом юный волшебник предстанет перед зрителями обнаженным, о чем не было написано в книге.
Читать дальше

11 ноября 2010

К вопросу о правописании безударных гласных в корне слова

Одними из наиболее частотных ошибок являются ошибки на безударные гласные в корне слова.
Как бороться с ними?
Чтобы преодолеть затруднения учащихся в правописании безударных гласных в корне слова, надо выявить причину затруднений. А причин может быть несколько.
Рассмотрим алгоритм действий ученика в ситуации слухового диктанта, так как это самая трудная ситуация применения полученных знаний.
Ученик, услышав предложение, должен:
• запомнить предложение и порядок следования слов в нем;
• услышать имеющиеся знаки препинания и знак в конце предложения;
• уяснить для себя, в каких именно словах имеется безударная гласная в корне слова;
• подобрать ряд однокоренных слов;
• «услышать» проверочную гласную;
• выбрать подходящее проверочное слово из ряда однокоренных слов;
• записать слово.
Какие же затруднения возникают?
Практика показывает, что затруднения у каждого ученика бывают разные:
Ученик, прослушав предложение, даже не предполагает, что в каких-либо словах имеется безударная гласная, а следовательно, не пытается ничего проверять, пишет, как думает.
Вероятная причина... Об этой причине и других затруднениях читать дальше  Полезная статья для учителей.

В школьной грамматике неправильно

 Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # - нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.
Можете проверить здесь

Это не русское слово "серьёзный"

Этимологическая справка.
Слово серьёзный кажется нам совершенно привычным. Однако чуть больше двухсот лет назад этого прилагательного в русском языке не было. Оно пришло к нам из французского языка, куда,  в свою очередь, попало... Откуда? Конечно же, из латыни. Латинское  serium  переводится как "важное дело"
В русском языке заимствование хорошо прижилось и образовало целый букет значений.
Задание. Впишите примеры, соответствующие значениям.
Вдумчивый и строгий, не легкомысленный:_______________________
Глубокомысленный, сосредоточенный:___________________________
Существенный и важный по содержанию, не легкомысленный:___________________________
Требующий пристального к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный:_________________________________
Для справок: серьёзное лицо, серьёзная книга, серьёзное положение, серьёзное отношение к делу.

10 ноября 2010

Осень. Речка. Сумерки

Пока каникулы -- полюбопытствуйте и решите задачку

Слова в заголовке к этому сообщению обращены прежде всего к 6-классникам нашей 49-й астраханской школы. Попробуйте на досуге выполнить следующее задание.
Но прежде историческая справка к нему.
В древнерусском языке было не две, а три формы числа: единственное, двойственное и множественное. Например, столъ (единственное число), стола (двойственное число), столы (множественное число).
Форма стола сама по себе обзначала "два стола", поэтому не было необходимости употреблять слово два, чтобы обзначить два предмета, как это требуется нам сейчас.
А теперь собственно задание (в вашем учебнике оно значится под номером 199). Как вы думаете, что обозначала в древнерусском языке форма множественного числа? Отличалась ли она по значению от формы множественного числа в современном русском языке?

Помните о -j-

При выделении основы и флексий необходимо помнить о j, который может быть "спрятан" в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениj-е). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -*ни-, а есть суффикс -ниj-: петь / пе-ниj-е.  Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есь-j-е.

Литературная матрица

Новый учебник по литературе для школы называется "Литературная матрица. Учебник, написанный писателями". Подробности здесь
О впечатлениях. Я прочитала эссе Людмилы Петрушевской о Пушкине. Мне очень понравилось: кратко, но ёмко, точно, но образно и ярко.