Мы, учителя, обязаны ставить все отметки, в том числе и двойки. Официально у нас пятибалльная система знаний. Но я не видел ни одного аттестата, где стояла бы «двойка» или тем более «единица». За что «кол»? Ничего не знает! К концу каждой четверти учитель сталкивается с жестким прессингом как со стороны администрации, так и со стороны родителей. С обеих сторон одно и то же: "Учитель плохо работает". На вопрос: "А что значит хорошо работать?", - обе стороны, не сговариваясь, требуют только одного - хороших отметок в журнале.
Возможно, двойка - это не так уж и страшно... Существующая система контроля и оценки знаний на самом деле уже не устраивает. Изменилось время, мы уже живем и работаем совсем в другой стране. Раз это так, то не целесообразно ли отказаться от нее или заменить более совершенной? Возможно, учащиеся, освобожденные от карающей функции отметки, стали бы учиться лучше и более добросовестно относиться к своим учебным обязанностям.
Однако хочется, чтобы инновации шли в гармонии с опытом предков. 175 лет тому назад был составлен документ, точно определивший, какую оценку и за что следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года, назывался "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках". Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее, лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
Читать дальше
Читать дальше
Валериан Чупин, учитель физики,
педагог дополнительного образования
Центра детского (юношеского) технического
творчества «ЮТЕКС», города Чайковский Пермского края.