К уроку русского языка в 6 классе.
По этим ссылкам размещён мультимедийный урок по теме о правописании суффиксов -ск- и -к- в относительных и качественных прилагательных
Часть 1 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8130a06f-fd8d-4e18-8b03-8f5908d017e0/view/
Часть 2 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6ceeced-7334-489b-98c5-d3bcfe842273/view/
Часть 3 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e1d691ba-4a4c-4a88-afbb-e6ec87468c44/view/
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 мая 2011
Правописание Н и НН в прилагательных. Тест
Ссылка на тест "Н и НН в прилагательных" http://pedved.ucoz.ru/tests/
01 мая 2011
Солидарные и солидные
Солидарный и солидный -- прилагательные, имеющие общее происхождение. В их основе -- латинское слово solidus -- "плотный, цельный, массивный, твёрдый".
Солидарными мы называем людей, действующих вместе, единодушно, по взаимному согласию.
Прилагательное солидный в русском языке приобрело множество значений. Мы можем говорить о солидных знаниях, солидной организации, солидном возрасте, солидной сумме и даже о солидной даме, каждый раз имея в виду новый смысл одного и тог же слова.
Бунт на Хеймаркет. Демонстрация на площади Хеймаркет
Бунт на Хеймаркет, Демонстрация на площади Хеймаркет (англ. Haymarket affair, Haymarket riot или Haymarket massacre) — Митинг-протест рабочих на площади Хеймаркет 4 мая 1886 года в городе Чикаго под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, во время которого был совершен провоцирующий рабочих теракт. Бомбой, брошенной в полицейский отряд, было убито несколько полицейских и рабочих, после чего стражи порядка открыли огонь по митингующим. Это событие послужило поводом для ареста 8 анархистов и по приговору суда 11 ноября 1887 четверо из них были повешены.
Источник здесь
Памятник мученикам Хеймаркет на кладбище Forest Home.
Первое мая -- День международной солидарности трудящихся
Второй региональный конкурс для начинающих журналистов и филологов "Литер@"
Вы любите решать творческие задачи по литературе и журналистике? Вам нравится звучание сложных литературоведческих терминов типа эпитимесис или метабола? Вы школьник или студент ссуза, обладающий гуманитарным складом ума? Тогда мы ищем именно вас!
Отделение журналистики филологического факультета, Отдел интернет-технологий Астраханского государственного университета и Дом-музей Велимира Хлебникова приглашают принять участие во втором региональном конкурсе для начинающих филологов и журналистов «Литер@».
Участниками могут стать учащиеся средних общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.
Конкурс «Литера@» состоит из двух туров. Для участия в I туре (заочном) необходимо выполнить задания, размещённые на нашем сайте (см. ниже). Сроки выполнения – с 20 апреля по 6 мая 2011 года. Победившие в I туре приглашаются к участию во II туре (очном).
Читать полностью Здесь размещены вопросы конкурса
30 апреля 2011
И к нам пришла настоящая весна
«Полдень.» на Яндекс.Фотках
Наконец-то под тёплым солнышком всё позеленело.
Трава растёт на глазах и буйство одуванчиков.
Бушменам не варкается
Древо индоевропейских языков |
Вспомним знаменитое стихотворение «Бармаглот» Льюиса Кэрролла в русском переводе: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве…» Все слова – выдуманные, но мы без труда понимаем смысл: он «закодирован» в грамматической структуре фраз. «Шорьки» – подлежащее. «Пырялись» – сказуемое. «Хливкие» – определение. «По наве» - обстоятельство места. Поэтому «Бармаглота» можно перевести на русский или немецкий. А вот на язык индейцев навахо или бушменов – уже нельзя. Все потому, что эти языки принадлежат к другим языковым семьям.
Источник дальше
29 апреля 2011
Совет да любовь!
Про свадьбу века только упомяну здесь, в своём блоге. Чтобы запомнить столь экстраординарное событие. Насколько счастливы такие знаменитые люди? Наблюдать за церемонией было интересно.
Пробный экзамен ГИА по русскому языку
Утром на пробном экзамене по русскому языку в 9 классе читала текст для сжатого изложения. Это достаточно сложное задание, так как некоторые дети не умеют просто элементарно слушать, а ведь ещё надо уметь отделить главное от второстепенного, исключить подробности, объединить предложения, использовав различные приёмы сжатия текста. Научить этому только на уроках русского языка невозможно. Гложет внутри вопрос: почему всё это так сложно для детей? А каковы будут результаты, если текст для изложения будет звучать с диска в актёрском исполнении? Таковы ожидаемые изменения в ГИА по русскому языку.
Храмы Астрахани
Сегодня ездила со своими 8-классниками (и ещё были ребята из 8 б и 7 класса) на экскурсию "Храмы Астрахани". Это учебная экскурсия по темам уроков мировой художественной культуры. У нас есть храмы разных стилей. К сожалению, это всё псевдостиль, так как настоящие храмы были разобраны во времена борьбы с церковью. Кроме одного -- католического, которому 200 лет с лишним. В городе также имеется 5 мечетей. Но дети сошлись в одном: православные храмы самые нарядные и торжественные.
28 апреля 2011
ВОЛШЕБНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Лунная дорожка. В Астраханской картинной галерее хранится этюд Куинджи к его знаменитой картине. Ощущение схожести с ним этой фотографии возникло у меня, когда я её приметила среди Фоток Яндекса. |
Премия Солженицына вручена внучке Корнея Чуковского
Чуковская получила награду из рук Натальи Солженицыной. Вдова писателя пояснила, что премия вручается за «подвижнический труд по сохранению и изданию богатейшего наследия семьи Чуковских, за отважную помощь отечественной литературе в тяжелые и опасные моменты ее истории».
Елена Чуковская занимается публикацией книг Лидии и Корнея Чуковских. Она является автором ряда комментариев и статей, посвященных их творчеству.
Александр Солженицын учредил свою премию в 1997 году на гонорары от издания книги «Архипелаг ГУЛАГ». Ею награждаются писатели и ученые, живущие в России и пишущие на русском языке. В прошлом году премией Солженицына был награжден историк и археолог Валентин Янин.
Источник здесь
Горицвет -- слово с чередованием в корне, кстати...
Горицвет 9.» на Яндекс.Фотках
Классификация прилагательных по науке и по нашему учебнику
Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т. е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.
Неизменяемые прилагательные: приводим их список
НУЛЕВОЕ СКЛОНЕНИЕ
В дополнение к материалу учебника русского языка для 6 класса.
Нулевое скл. объединяет несклоняемые прил. с нулевыми флексиями. К этому склонению принадлежат притяжат. прил. его, её, их и слова иноязычного происхождения. Сюда относятся следующие слова (приводятся наиболее распространенные): ажур, аллегри, ампир, апаш, аплике, банту, барокко, беж, бемоль (муз.), бордо, брутто, буфф, валансьен, гала (в сочетаниях гала-представление, концерт-гала; театр.), галифе, гольф, дезабилье, декольте, диез (муз.), джерси и джерси, ин-кварто, ин-октаво, ин-фолио, клёш, коми, комильфо, либерти, люкс, мажор, макси, максимум, манси, маренго, микст, миди, мини, минимум, минор, модерн, мокко, морзе, неглиже, нетто, пик (в сочет. час, часы пик), пике, пикколо (муз.), плиссе, реглан, рококо, рондо, соло, comе, суахили, терракот, томат (в сочет. томат-пюре, паста-томат); травести (роль травести, театр.); трико, урду, факсимиле, фантази, фри (картофель фри), хаки, ханты, хинди, цирлих-манирлих (разг.), цунами, экстра, электрик, эсперанто. Многие из таких слов имеют узкую сферу употребления и выступают как термины (муз.: бемоль, диез, мажор), названия языков и народов (коми, манси, суахили), различных стилей и направлений (ампир, барокко, модерн).
Примечание. Некоторые из перечисленных слов выступают и как сущ., например: апаш, банту, барокко, бордо, коми, манси, маренго (сорт ткани), модерн, мокко, неглиже, рококо, суахили, соло, травести, урду, хинди, цунами, эсперанто.
Источник здесь
Какой корень в словах ШЛА, ШЛО, ШЛИ?
В современном русском языке много чередований в корнях слов. Они ведут своё происхождение из глубокой древности. Таким является и чередование -ход-//-шед-: ходить -- ушедший.
От корня -шед- образовался глагол шёл. Сначала добавился суффикс -л-, и слово стало звучать так: шедл. Сочетание дл оказалось неудобно произносить, д выпал, и получилось слово шёл с корнем шё-. А в женском и среднем роде и во множественном числе от корня вообще осталась только одна буква: шла, шло, шли.
Хитрую шутку сыграло это чередование со словом шествовать.
Шед- + -ств- + -ова-: там, где вместе сошлись четыре согласные, буквосочетание стало трудно произносить, буква д не выдержала давления и ушла со сцены.
О неумении правильно прочитать условие задачи
Сегодня были на пробном экзамене по математике в 11 классе в качестве организаторов в аудитории. Очень серьёзные дети, чинный ход экзамена -- всё по правилам. Оценок трудности заданий услышать пока не пришлось. На сайте про экзамены нашла любопытный отчёт с "круглого стола" об ЕГЭ по математике. Ссылка
Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить, сколько стоит билет с 50-процентной скидкой или какое наибольшее количество сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», — рассказал глава комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению, является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны именно с неправильной трактовкой условий.
Повод задуматься о том, что существенная часть математического образования — это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали процесс обучения, а потом изображали экзамен», — добавил Ященко.
Кроме того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях с отрицательными числами — примерно 20%. «Многие выпускники элементарно не умеют считать без калькулятора, — сетует академик Семенов. — Мы наблюдаем проблемы начальной школы — с 1-го по 6-й класс. Важно, чтобы дети умели считать — в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не сейчас».
27 апреля 2011
Лучший фантаст года
Фантастом года по версии 11-й литературной конференции по вопросам фантастики «Роскон» стал писатель Роман Злотников. Отметим, что эта премия присуждается самому рейтинговому и успешному писателю-фантасту только два раза в жизни.
На конференцию съехалось более 400 участников не только из России, но и из Италии, Испании, Германии, Латвии, Литвы, Украины, Белоруссии, Молдавии. «Это очень значимая премия, потому что основана на абсолютно объективных показателях: суммарных тиражах за год. Несмотря на то, что я получил за 2010 год уже много премий, в том числе как самый востребованный автор Интернета, я горжусь, что стал «Фантастом года»», – прокомментировал Злотников.
Симпатичный такой Тимон
Ученики 5 класса писали сочинение-описание предмета. Вот что получилось у Насти И.
У меня есть много игрушек: куклы, заяц, медвежонок, крокодильчик, слоник. Но больше всего я люблю тигрёнка. Его подарила мне мама на Новый год, когда мне было пять лет.
Я назвала его Тимоном, полюбив с первого взгляда. У тигрёнка оранжевая с чёрными полосками шкура и шуба с колпаком на голову, как у Деда Мороза. Его симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Тимон смотрит на мир круглыми добродушными глазами-бусинками. Красный язычок чуть-чуть высунут изо рта, как будто просит какое-нибудь лакомство.
Когда я была маленькой, то любила прятать нос в тёплую шубку тигрёнка. Да и сейчас, хотя мне уже двенадцать лет, я часто беру Тимона на руки, прижимаю его к себе, иногда так и засыпаю вместе с ним. Я его очень люблю.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)