19 мая 2011

И кафтан, и сарафан

Кафтаны молодого Петра I, 1680-90.

Итак, продолжаем говорить об истории слов.
Кафтан  -- заимств в др.-рус. эпоху из тюрк.яз., где кафтан, как полагают некоторые учёные, является сложением  кап "мешок, облочка, футляр" и тон "вид мужской одежды". Кафтан -- старинная  русская мужская длинная верхняя одежда.
Слово кафтан широко  используется в русских  народных пословицах и поговорках: В пашне огрехи, на кафтане -- прорехи. Кафтан золотой, а душка -- полушка. Пошёл в суд в кафтане, а вышел нагишом. И кафтан греет, когда шубы нет. Тришкин кафтан и др.

Сарафан -- др.-рус. заимств. из тюрк. яз., где sarapa из перс. "почётная одежда". В др.-рус. яз. -- "мужской  кафтан".
Сарафан -- основной элемент русского национального костюма центральных и северных областей России. Это любимая женская одежда, которая воспевалась в песнях и романсах. Сарафаны можно увидеть на картинах художников В.М. Васнецова, А.Г. Васнецова, Д.Г. Левицкого.

18 мая 2011

"Попробовали" ГИА...

Наконец-то стали известны результаты пробного ГИА по русскому языку в 9 класее. У нас в школе есть и "пятёрка", и "двойки". Немного "двоек" -- меньше, чем на пробном по математике.  Что же будет на экзамене?  (Мне нынче проще, чем коллегам, которым придется "сдавать экзамен" вместе с учениками, -- у меня нет девятого класса).

"Жизнь слова" в художественном тексте

Все уровни языка (фонетический, лексический, грамматический) "работают" на порождение смысла, рождают асслциации, организуют контекстуальные значения языковых единиц. Прочитайте отрывки из стихотворений, и вы увидите, как различные языковые средства помогают  поэтам создать художественный образ.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь -- и капли с крыши
Стекали по стене.
                            К.Д. Бальмонт
Отростки ливня грязнут в гроздьях.
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
пуская в рифму пузыри.
                                 Б.Л. Пастернак
Когда умирают кони -- дышат,
Когда умирают травы -- сохгут,
Когда умирают солца -- гаснут,
Когда умирают люди -- поют песни.
                                        В. Хлебников
Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
Молю, упрекаю, прощаю, кляну...
В.М. Тушнова

Воздушная войлочная вишня

Войлочная вишня
«Войлочная вишня» на Яндекс.Фотках
К авторскому названию я прибавила слово воздушная. Получился почти оксюморон. Такое у меня нынче лирическое состояние духа.

Ворона, дерево, одуванчики

...
«...» на Яндекс.Фотках
Два одуванчика в траве и ещё один -- дерево, похожее на этот цветок. Посмотрите.

ЦВЕТУЩИЕ НА СКЛОНЕ

Цветущие на склоне
«Цветущие на склоне» на Яндекс.Фотках
Прострел, или сон-трава. Правда, обычно эти цветы бывают жёлтыми, а эти белёсые.
"Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно, ВОЛШЕБНО, НИ ТОЛКУ, НИ ПРОКУ,
Ни в лад, невпопад совершенно"-- строчки из песни на слова Юлия Кима из к\ф "Обыкновенное чудо". Такой комментарий дал к своему снимку автор. Подошло под моё настроение. ...А вообще-то, у меня сегодня день рождения. И кажется, у меня всё наоборот, но цветы  эти очень понравились.

Пословица -- не понятие, а суждение

Национально-культурная семантика присутствует на всех уровнях языка. Однако наиболее ярко она проявляется в словах, фразеологизмах и языковых афоризмах (пословицах, поговорках и крылатых выражениях).
Под пословицами в широком смысле лингвисты понимают краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный  план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Познавательная ценность языковых афоризмов очень велика: это и свидетельство о далёкой старине, это и неписаные законы народной жизни, это и отражение обычаев, порядков, представлений. Афоризмы отражают народную культуру и национально-культурный компонент языка единицами своего состава.

Эх, лапти мои, лапоточки!..

Лапти носились с портянками (онучами).

 Как и обещала вчера, продолжаю  рассказывать о значении и истории слов, вышедших из употребления или продолжающих употребляться в речи, ставших привычными для носителей языка, но в то же время "знакомыми незнакомцами".
Лапоть -- общеслав. -- короткая плетёная обувь из лыка, коры. Лапти -- самая древняя обувь на Руси. Лапотниками называли крестьян, причём употреблялось это слово с неодобрительным оттенком. Лапти были очень распространённой обувью. Существовало даже выражение "лапотная Россия". Со словом лапоть связано немало пословиц и поговорок: В дорогу идти пять пар лаптей плести. Жениться -- не лапоть надеть. В рай в лаптях не дойдёшь. Бог лаптей не износит. Променял сапоги на лапти. Лаптем щи хлебать и др.

17 мая 2011

Начнём, пожалуй, с пармезана...

Что могут "рассказать" нам следующие слова: лапоть, кафтан, сарафан, панталоны, жилет, макинтош, галифе, френч, пломбир, пармезан, рокфор, тюль,  муслин, кашемир, джерси, батист, полоний, германий, франций, америций, рутений? В сообщениях блога я попытаюсь помочь разобраться в значении этих слов своим ученикам. И всем желающим это сделать, разумеется, тоже. Итак, в дополнение к материалам уроков. И начнём со съедобного...
Сыры пармезан и рокфор наименованы по  итальянскому городу Парма и  французскому местечку  Рокфор. Название по месту получил пломбир -- от французского города Пломбьер, где впервые стали изготовлять сливочное мороженое с добавлением цукатов, орехов, ягод.


Рокфор, Камамбер, Пармезан, Бри и Тет Де Муан.

Истуканы Улинъюаня

Истуканы Улинъюаня 102_4324.jpg
«Истуканы Улинъюаня 102_4324.jpg» на Яндекс.Фотках
Господи! Неужели бывает такое? И как это снимали?

Что такое ТЕЗАУРУС?

Тезаурус (греч. сокровище) -- одноязычный (толковый или тематический0 словарь, стремящийся максимально охватить лексику данного языка. Тезаурусный уровень отражает картину мира, смыслов, духовных ценностей для человека, определяемых национально-культурными традициями. Язык обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определённую культурную и историческую информацию. (Ю.Н. Караулов.)

Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.
В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами её употребления в текстах.
Также термин тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект.
Источник здесь

"...растите и увеличивайте ассоциации"

Восприятие -- непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явлениея внешнего мира.
Ассоциация -- связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация, по словам Ломоносова, "есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно  воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые". Физиолог И.П. Павлов полагал, что "каждая маленькая ассоциация -- это есть момент рождения мысли" и что "мышление становится шире и глубже, когда растут и увеличиваются ассоциации".

Как воспринимается текст?

Лингвисты выделяют три уровня восприятия, закреплённые в самом художественном тексте.
Первый уровень -- это внимание, при котором достигается сосредоточенное вовлечение читателя в художественное повествование, знакомство  с внешними очертаниями реальности, запечатлённой в тексте. Как говорят психологи, этот уровень связан с временным или ситуационным интересом, возникающим в процессе чтения и угасающим с его завершением.
Уровень соучастия способствует созданию длительного заинтересованного отношения к тексту. Это уровень узнавания в тексте  "своего", "близкого" путём  сравнений и уподоблений; всякого рода ассоциации  с собственным жизненным опытом.
Третий уровень связан с постижением авторского пафоса, приобщением к художественным тайнам бытия, обнаружением истины, выстраданной художником и запечатлённой в тексте.

16 мая 2011

НЕСТРАШНЫЙ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Поиграйте  в весёлый ЕГЭ, ведь всем им в будущем предстоит серьёзное испытание настоящим тестированием. Убедитесь, что такое нестрашное занимательное тестирование будет для них страшно полезным.
w Какой словарь действительно существует?
А. Словарь трудностей русского языка.             В. Словарь ошибок русского языка.
Б. Словарь несуразностей русского языка.        Г. Словарь проблем русского языка.

w Какой вид словаря существует?
А. Скоростной.                  В. Частотный.
 Б. Силовой.                       Г. Оптический.
(В нём приводятся числовые характеристики употребительности слов какого-либо языка.)

w С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?
А). К.           В). О.
Б). П.           Г). Р.

w Какая буква русского алфавита на письме может быть факультативной?
А). Ь.           В). Ы.
Б). Й.           Г). Ё.
(Е вместо Ё.)

w Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?
А. «Операция «Ы».           В. «Задание «Ч».
Б. «Программа «Э».          Г. «Шифровка «Ё».
Дальше здесь

Не хо-чу-у-у-у!!!

Не хо-чу-у-у-у!!!
  «Не хо-чу-у-у-у!!!» на Яндекс.Фотках  У нас дома такой же упрямый и своевольный кот Яша.

Дождь не помешал велопробегу в Астрахани

Массовый велопробег стал главным событием состоявшейся 14 мая  в Астрахани акции «Я живу». Она посвящена 66-летию Победы в Великой Отечественной войне. В числе полутора тысяч велосипедистов, стартовавших от улицы Боевой, был и губернатор Александр Жилкин.
Так как подобный велопробег проводился впервые, его предваряла большая агитационная кампания. К участию приглашались все желающие – от мала до велика. Организаторы - управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и министерство спорта и туризма Астраханской области рассылали письма на предприятия и в учебные заведения. В результате на старт вышло немало команд, одетых в единую форму. От перекрестка улиц Боевой и Богдана Хмельницкого их провожали многочисленные болельщики, укрывавшиеся под зонтами от дождя, а также духовой оркестр.
Непогода не испортила спортивного настроя, хотя и скорректировала маршрут гонки. Колонна велосипедистов доехала до стелы у аэропорта и повернула к центру города, финишировав на площади Ленина. По условиям пробега победители не определялись, ведь участники были самого разного возраста и использовали они велосипеды самого разного класса, но желающих получить первые аплодисменты горожан, собравшихся на площади Ленина, оказалось немало. К тому времени дождь закончился и завершившие пробел гонщики не хотели расходиться, общались, фотографировались, наслаждались атмосферой праздника.
Через час последние преодолевшие тринадцатикилометровый путь принимали поздравления. Акция продолжилась минутой молчания в память павших в Великой Отечественной. Затем состоялись награждение победителей фотоконкурса на спортивную тематику и концерт. Целью акции было привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, нравственно-патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения.
Источник здесь

Цветочный дождь. Ливень просто!

Глициния
«Глициния» на Яндекс.Фотках
И вновь цветением глициний
Пронизан свет небесно-синий,
И снова Жизнь,
И снова Май........
Источник здесь

Семиотика и лингвистика

Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков, показать, что язык – самый совершенный и универсальный знак в истории человечества.
Читать дальше

Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.
Далее тексты для записи по памяти.

Повторение в 6 классе

В дополнение к материалам урока.
На какие правила орфографии подобраны примеры? Используйте примеры в словосочетаниях.
Научно-фантастический, отчетно-перевыборный; бледно-зеленый, темно-карие, изжелта-красные, золотисто-желтый, серебристо-серый, длиннохвостый, светлоголовый, белобокий; древнерусский, железнодорожный.

Этимологическая страничка

Вы уже знаете что значит этимология. Существуют специальные этимологические словари, в которых подробно толкуются происхождение слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь и др. Фрагменты одного из них перед вами. Познакомьтесь с ними.
ЕДИНЫЙ. Заимств. из старославянского языка, где оно является местоименной формой общеславянского *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (ср. едва) и числительного inъ «один» (ср. иной). ЕДИНЫЙ буквально – «один-единственный».
ЗАБОР. Исконное. Производное от исчезнувшего «забороть» < *zaborti, суффиксального образования от borti > – «бороть». Ср.: забрало, бороться, брань. Исходное значение – «то, что защищает».
ЗАЛП. Заимствовано в начале XVIII в. из нем. яз., где Salve «залп» < лат. salve «здравствуй, будь здоров». См. салют.
САЛЮТ. Заимствовано в первой четверти XVIII в. из нем. яз., где Salut < латин. salus, salutis «здоровье». Ср.: будьте здоровы, за здравие, здравствуй.
ШКОЛА. Древнерусское, заимств. через польское посредство из лат. языка, в котором schola восходит к греческому schol–e «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебой», т.е. «школа».
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
Школьный этимологический словарь русского языка.

Трудности в выделении аффиксов. Повторение

Иногда трудно определить, какой суффикс участвовал в образовании слова – -ник или -ик. Например: лесник. Некоторые рассуждают так: лесник – это человек, который работает в лесу; значит, выделяем суффикс -ник. Но это будет не совсем верно: в лесу могут работать и тракторист, и врач, и учитель. (К примеру, если заготавливают дрова для отопления собственного жилья, – это ведь тоже работа!) Поэтому правильнее такое толкование: лесник – тот, кто служит в лесном хозяйстве. И тогда словообразовательным средством выступает суффикс -ик.
Проверьте: во всех ли словах словообразовательным аффиксом является суффикс -ник?

Школьник, ударник (= барабанщик), истопник, двойник, плотник (кажется, с этим словом мы уже встречались), конник, веник, подводник, чайник, воспитанник, шутник, пикник, сапожник, ремесленник, волшебник, полуночник, половник, подойник, отстойник, бумажник, безбожник, ветреник.

15 мая 2011

Хороший зонт. У нас снова дождь


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как запоминать словарные слова?

Учителя, работающие в классах коррекции, знают, с каким трудом запоминают «словарные» слова дети с ослабленной памятью или те, кто вообще не привык запоминать что-либо. Для решения данной проблемы учителю помогут приемы, развивающие познавательные способности и одновременно повышающие мотивацию школьников.
Предлагаем некоторые приемы, которые можно использовать на уроках в 8–9-х классах.

Изучению слов иностранного происхождения следует уделять особое внимание, так как мало читающие современные дети лишены возможности определить значение слова из контекста и часто недопонимают или просто не понимают значения многих слов.
Непишущие и нечитающие дети являются как бы иностранцами в своей языковой среде, пользуясь чрезвычайно ограниченным запасом слов. Задача учителя – расширять, пополнять этот запас и переводить его из пассивного словаря в активный.
Методическая разработка  здесь  Она полезна и для родителей, заинтересованных в повышении уровня грамотности своих детей.

Работы для "списывания"

Задание. В Интернете можно найти много сайтов, предлагающих готовые сочинения, рефераты и т.п. На одном из сайтов есть такое обращение:
Здесь (в Интернете) собрано более 6300 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. Собрание сочинений ALLSoch.ru является самым обновляемым и самым популярным в Рунете, уже несколько поколений школьников сделали свой вклад в наши архивы, просим и вас добавить свои работы в нашу коллекцию.
Девятиклассница Саша использовала сочинение частично. Она считает, что в этом нет ничего плохого, такое использование не может быть названо плагиатом или кражей, потому что авторы сами предлагают свои работы для «списывания». Права ли Саша?
Ответ: нет.
Источник здесь