Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
30 июля 2011
"Собачьи дни"
Созвездие Большого Пса особенно хорошо видно с Земли в тёплые летние ночи. Когда звезда Канос -- яркоблещущий Сириус -- приближается к Солнцу, в богатых римских городах начинается жара. Патриции спешат уехать в свои загородные дома. Беднота, которой некуда уезжать, называет особенно жаркие дни "собачьими днями", днями звезды Канос.
Именно в эти дни у школяров начинаются каникулы. Это слово в переводе с латинского означает "собачка".
"Голубые патрули" спасают рыбную молодь
Спасение молоди – это важная задача не только Камызякского района, но и всей Астраханской области. Мы знаем, что Астраханский край богат рыбными запасами. Многие виды рыб нашего края: карась, сазан, лещ, сом, окунь, судак – нерестятся в мае-июне и откладывают очень много икринок. Это трудное время для нереста рыб – вода уходит, а малек остается в маленьких ериках, старицах и других отшнурованных водоемах. Если его не спасти, он погибнет.
В рамках программы по мелиорации дельты Волги работают «голубые патрули», силы которых направлены на спасение малька. Это лето стало вторым, когда туристические фирмы, специализирующиеся на охоте и рыбалке в дельте Волги, активно занялись спасением рыбной молоди из отшнурованных водоемов. При этом они дают возможность сельским ребятишкам с пользой провести каникулы и получить за труд деньги. Работа идет в тесной связке с Севкаспрыбводом, его сотрудники указывают места, где рыбе требуется помощь.
Главная задача отряда «Голубой патруль» изучать и охранять рыбные богатства, следить за чистотой водоемов. В дни летних каникул ребята собирают рыбную молодь из пересыхающих водоемов и выпускают ее в реку.
В этом году в Камызякском районе отшнуровано 13 водоемов, общей площадью 169 га. На сегодняшний день только в Камызякском районе двумя отрядами «голубого патруля» обработано 130 гектаров водоемов. 24 школьника сохранили для экосистемы региона 943410 тысяч мальков рыб (7257 штук мальков в 1 га).
Только по Камызякскому району задействовано 56 туристических фирм, а по всей Астраханской области – 108. Спасением рыбной молоди занимаются все районы Астраханской области.
Источник здесь
Без комментариев
"У тебя ума палата, --
Говорили люди мне, --
Одарён судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".
Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой?
Отчего же с этим даром,
С этим благом дорогим,
Целый век свой чуть не даром
Я работаю другим?...
Иван Суриков,
русский поэт 19 века
Говорили люди мне, --
Одарён судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".
Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой?
Отчего же с этим даром,
С этим благом дорогим,
Целый век свой чуть не даром
Я работаю другим?...
Иван Суриков,
русский поэт 19 века
За что дают Шнобелевскую премию?
Есть много любознательных и творческих людей стремящихся обогатить человечество полезными открытиями и изобретениями. За них они получают премии Нобелевские или Шнобелевские. О Нобелевской премии, присуждаемой за выдающиеся научные исследования, известно немало. А вот за что присуждают Шнобелевскую премию?
"Есть один критерий выдвижения работы на наш суд: достижение должно сперва заставить людей смеяться, а затем думать", - утверждает основоположник Игнобелевской премии Марк Абрахамс.
Например такие работы:
Психология -1995 - Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.
Медицина-1995 - М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование "Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности".
"Есть один критерий выдвижения работы на наш суд: достижение должно сперва заставить людей смеяться, а затем думать", - утверждает основоположник Игнобелевской премии Марк Абрахамс.
Например такие работы:
Психология -1995 - Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.
Медицина-1995 - М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование "Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности".
Читать дальше
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
На сайте Пансиона при Московском государственном университете нахожу интересные материалы о развитии, воспитании и обучении воспитанников. В принципе эти программы и правила должны были бы составлять суть деятельности любого образовательного учреждения, так как в них заложен основополагающий принцип постоянного развития ребёнка, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением и далее всю жизнь. Здесь выборка из Программы развития пансиона.
Журналисты традиционно начинают с шести вопросов «кто, что, когда, где, как и почему», воспитанникам Пансиона предлагается расширить их до восьми основных стадий исследования, создающих основу для обучения на протяжении всей жизни:
ФОРМА: На что это похоже? У любого предмета, который мы изучаем, есть форма, обладающая узнаваемыми чертами. Их можно увидеть, определить, описать и систематизировать, отнести к какой-либо категории.
ФУНКЦИЯ: Как это работает? У всего в мире есть предназначение, роль или определенный образ поведения, который можно исследовать и отнести к какой-либо категории.
ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ: Почему это именно таково? Как правило, ничто не случается «просто так». Почти всегда на то есть причина, и любые действия имеют свои последствия, которые надо изучать и учитывать.
ИЗМЕНЕНИЯ: Как это изменяется? Как вода превращается в пар? Вещество — в энергию? Все в мире непрерывно меняется. Изменение — универсальное свойство, и одна из лучших проверок системы образования — оценить, насколько эта система развивает у учащихся способность адаптироваться и справляться с изменениями, происходящими вокруг них.
СВЯЗИ: Как это связано с другими вещами? Мы живем в мире взаимодействующих систем, в котором почти все взаимосвязано — действия отдельных людей, сообществ, наций.
ПЕРСПЕКТИВА: Какие другие точки зрения существуют? Все мы смотрим на события с разных точек зрения, а зачастую исходим из каких-то предубеждений. Они могут индивидуальными, отраслевыми или же основанными на социокулькультурных особенностях.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Какова наша ответственность? Мы не просто пассивные наблюдатели событий. Мы можем и должны выбирать: но делая выбор, мы можем привнести реальные изменения на персональном, общественном или глобальном уровне.
РАЗМЫШЛЕНИЯ: Откуда мы это знаем? Как мы узнаем, в каких случаях мы правы? Размышления побуждают нас сосредоточиться на системе аргументации, а также на качестве и достоверности тех фактов, на которых мы основываем свои суждения.
Курсы развития мышления должны стать приоритетными для каждой школы.
Источник здесь
Источник здесь
29 июля 2011
О романе "Синяя кровь": критик и я
«Главное свойство романа Юрия Буйды „Синяя кровь“ составило зависание между вымыслом и реальностью, подлинным именем и псевдонимом, лицом и маской, называнием и узнаванием. Отталкиваясь от истории самой юной лауреатки Сталинской премии, Буйда сочиняет роман в духе латиноамериканского магического реализма, проращивая его на советской и постсоветской почве, на отечественном, извините, глинозёме — и для этого переосмысливая факты биографии актрисы и даже город, в котором она прозябала» (Дмитрий Бавильский)
Роман меня увлёк по-настоящему (чего не было уже какое-то время: просто читаю, потому что учительница и надо). Я не ощутила той ирреальности, о которой говорит критик: всё мне привиделось реальным и живым, узнаваемым и вместе с тем оригинальным. Роман не похож на другие, исключая, может, описания нашей скотской жизни во все времена и при любых правителях. И всё же это не чернуха. В произведении есть, как мне кажется, светлое и заставляющее жить дальше... Синяя кровь, что ли, придающая жизненную твёрдость?!
Роман "Синяя кровь" номинирован на премию "Большая книга", и по нему сейчас идёт народное голосование на Имхонете.
Роман меня увлёк по-настоящему (чего не было уже какое-то время: просто читаю, потому что учительница и надо). Я не ощутила той ирреальности, о которой говорит критик: всё мне привиделось реальным и живым, узнаваемым и вместе с тем оригинальным. Роман не похож на другие, исключая, может, описания нашей скотской жизни во все времена и при любых правителях. И всё же это не чернуха. В произведении есть, как мне кажется, светлое и заставляющее жить дальше... Синяя кровь, что ли, придающая жизненную твёрдость?!
Роман "Синяя кровь" номинирован на премию "Большая книга", и по нему сейчас идёт народное голосование на Имхонете.
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Жильцы нашего дома постепенно впадают в тихую истерику оттого, что лифт всё ещё не включили. Правда, сегодня сделали обрамление дверей на этажах и смонтировали зеркало в кабине. Но ещё предстоит приём специальной независимой комиссией. И самое главное -- не хватает напряжения, особенно в такую жару, как сейчас. Отказываются работать даже домофоны в подъездах. А лифта придётся ждать до середины месяца -- как по нормативам. Вверх по лестнице, ведущей вниз...
Ещё беда случилась сегодня. Около шести утра отвалилась труба в кухне, и потекла холодная вода. Пока искала председателя ТСЖ (а она уехала провожать внучку в лагерь), пока перекрывали воду -- представляете, что было. Бегала вверх-вниз, даже в подвал спускалась вместе с В.П.
И наконец хорошее -- подключили домой цифровое телевидение. Всё у одного оператора (телефон, интернет и теперь телевидение). Резона в этом особого не вижу. Сказалась, наверное, моё постоянство и неумение отказать, если сильно уговаривают.
В Астрахани школьники вытащили из воды 4-летнего ребенка
Во вторник астраханские спасатели приехали с подарками в небольшой поселок Тулугановка под Астраханью. Они наградили двух 10-летних школьников, которые спасли тонущего мальчика. Ученики астраханской школы №8 Ваня Якущенко и Олег Николаев приехали в Тулагановку в родственникам на каникулы. В тот день они отправились купаться в речку Рыча рядом с поселком. Здесь же на пирсе резвился 4-летний Дамир, который пришел сюда с дядей и бабушкой.
Читать дальше
28 июля 2011
"Свобода говорить правду". Конкурс
"Свобода говорить правду" -- так называется конкурс уроков и методических разработок для проведения уроков в образовательных учреждениях по произведениям Лидии Чуковской.
ПРАВИЛА КОНКУРСА
Цель конкурса
Основная задача конкурса - способствовать развитию изучения литературного наследия Лидии Корнеевны Чуковской в средней и высшей школе, повышению читательского внимания к её произведениям.
Условия участия в конкурсе
К участию в конкурсе допускаются работы в следующих категориях:
Условия участия в конкурсе
К участию в конкурсе допускаются работы в следующих категориях:
1. Конспекты уроков по произведениям Лидии Чуковской: "Софья Петровна", "Спуск под воду", "Прочерк", "Памяти детства, "Открытые письма" и др.
2. Конспекты уроков о судьбе и творчестве Анны Ахматовой на основе "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской.
3. Презентации, проектные работы о личности и творческой судьбе Лидии Чуковской.
К конкурсу допускаются только ранее не обнародованные работы.
Участник конкурса должен заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, творческо-просветительских учреждениях либо быть студентом педагогического ВУЗа.
2. Конспекты уроков о судьбе и творчестве Анны Ахматовой на основе "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской.
3. Презентации, проектные работы о личности и творческой судьбе Лидии Чуковской.
К конкурсу допускаются только ранее не обнародованные работы.
Участник конкурса должен заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, творческо-просветительских учреждениях либо быть студентом педагогического ВУЗа.
Положение о конкурсе здесь
Жара сохранится до конца июля
Оперативное предупреждение ГУ МЧС России по Астраханской области: жара сохранится до конца июля.
По данным ГУ «Астраханский ЦГМС» с 29 июля по 1 августа на большей части территории Астраханской области днем ожидается сильная жара + 40-43°С. В связи с этим Главное управление МЧС России по Астраханской области предупреждает о необходимости соблюдать правила безопасности.
По данным ГУ «Астраханский ЦГМС» с 29 июля по 1 августа на большей части территории Астраханской области днем ожидается сильная жара + 40-43°С. В связи с этим Главное управление МЧС России по Астраханской области предупреждает о необходимости соблюдать правила безопасности.
Мы просто сходим с ума от жары. Животные не находят себе места. Компьютер отказывается работать...
О том, что мы видим.Очередная притча
Однажды к Хинг Ши пришёл его ученик и спросил:
— Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
— Учитель, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Хинг Ши вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках папирус на незнакомом для ученика языке. Развернув его, он сказал:
— Что ты видишь?
— Что ты видишь?
Ученик, не желая выдавать своё незнание, ответил:
— Я вижу многовековую мудрость в этих словах.
Тогда Хинг Ши сказал:
— Я вижу многовековую мудрость в этих словах.
Тогда Хинг Ши сказал:
— На самом деле перед тобой — записка египетского купца, — а знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я чего-то не знаю, выучил этот язык.
ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
День Крещения Руси — памятная дата, законодательно установленная в Российской Федерации 1 июня 2010 года в память о крещении Руси (988 год). Отмечается 28 июля по григорианскому календарю — как день, соответствующий в XXI веке дню памяти киевского князя Владимира, почитаемого равноапостольным крестителем Руси. Как и все памятные даты в России, день крещения Руси не является выходным днём.
ДВА МАЛЬЧИКА И МОРЕ ОДУВАНЧИКОВ
Александр Кушнер
Два мальчика, два тихих обормотика,
ни свитера,
ни плащика,
ни зонтика,
под дождичком
на досточке
качаются,
а песенки у них уже кончаются.
Что завтра? Понедельник или пятница?
Им кажется, что долго детство тянется.
Поднимется один,
другой опустится.
К плечу прибилась бабочка-
капустница.
Качаются весь день с утра и до ночи.
Ни горя,
ни любви,
ни мелкой сволочи.
Все в будущем,
за морем одуванчиков.
Мне кажется, что я - один из мальчиков.
1962
Источник здесь
27 июля 2011
ДОЗАПРАВКА
«Дозаправка» на Яндекс.Фотках
Воду пить легко и просто
Зверям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
трудно сделать и глоток.
...выискивать ответы каждый раз, когда их надо найти
Удивительно, но в большинстве школ не преподается самый важный «предмет» — учеников не учат, как создавать свое собственное будущее и как находить новые решения. Хуже того, школьные тесты основаны на принципе существования единственного правильного ответа на каждый вопрос, в то время как все великие открытия в нашей жизни происходят благодаря абсолютно новым ответам. Они появляются благодаря оспариванию существующего положения вещей, а не его приятию. Нас же со школьной скамьи учили искать «правильный ответ» — а не бросать вызов жизни, отправляясь в свободный поиск лучшего варианта решения.
В подавляющем большинстве случаев причина этого кроется в структуре школ и школьной программы. Едва только дети приходят в школу, учителя тут же начинают их убеждать, что ответы на все вопросы уже найдены, и даже более того: секрет успеха — просто знать некоторое ограниченное число таких ответов, почерпнутых от учителя, и уметь без запинки выдать их. Но на самом деле в реальной жизни все обстоит совсем не так.
"ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ, — ВЫ ПРАВЫ;
ЕСЛИ ДУМАЕТЕ, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ, — ТОЖЕ ПРАВЫ"
Генри ФОРД
Цель «направленного исследования» — вдохновить даже самых юных учащихся на то, чтобы стать «самостоятельными журналистами»: выискивать ответы каждый раз, когда им надо их найти.
Источник здесь
Городское лето
Девчонка резала арбуз,
И лето плавило прохожих -
Как пот, соленое на вкус,
На ощупь жаркое, как кожа.
Арбуз крошился и хрустел!
И дня критическую массу
Переполняла масса тел,
Кривясь в пластмассовой гримасе.
Оно вступало с ноты ля,
И жгло ладошку чашкой чая.
Ему молились тополя,
Бензопилы не замечая.
И город тихо подвывал,
Давясь повидлом пьесы летней,
И вписывал меня в овал
Своей любви тысячелетней.
1998
Сергей Городенский
Источник здесь
Объявлен длинный список английского «Букера»
26 июля жюри английской литературной премии Man Booker Prize объявило список из 13 номинантов. Среди кандидатов на премию 2011 года есть лауреат «Букера» 2004 года Алан Холлингхерст с романом «The Stranger`s Child» («Дитя незнакомца»). Холлингхерст получил премию за роман «Линия красоты», рассказывающий об эпохе консервативного премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.
Жюри нынешнего «Букера» возглавляет леди Стелла Римингтон, бывший директор английской разведки MI5 (1992–1996) и автор нескольких приключенческих романов. В интервью Guardian госпожа Римингтон заявила, что ее профессия не повлияла на отбор номинантов: «Книг про шпионов в списке нет… Зато есть два романа о состоянии мира после холодной войны».
Читать дальше
ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ III-го Международного Педагогического Форума
III-го Международного Педагогического Форума
Для обсуждения проблем образования в России и разработки предложений для руководства отраслью образования ваши коллеги съехались в Санкт-Петербург изо всех уголков нашей страны. 400 человек – это много, но в тоже время слишком мало. Мы обращаемся к вам: РАЗМЕСТИТЕ ТЕЗИСЫ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ на ваших интернет страничках, блогах, сайтах, чтобы привлечь как можно большее количества людей, которые могут дать комментарии, выдвинуть предложения по доработке проекта.
ФИНАНСОВАЯ АВТОНОМИЯ ОУ
1. Разрешить школе самостоятельно разрабатывать и вносить коррективы в утвержденную учредителем смету.
2. Отменить систему компенсаторных выплат.
3. Не ограничивать школу во внебюджетной деятельности, если она не идет в разрез с законодательством и не наносит ущерб образовательному процессу.
4. Разрешить школам самостоятельно выбирать банк, клиентом которого она хочет стать.
5. Отменить систему тендеров и разрешить школам выбирать подрядчиков самостоятельно.
Финансовый контроль должен производиться, прежде всего, Попечительскими советами, а не управляющими органами.
ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
1. Разбить все ОУ, получающие подушевое финансирование на 5 категорий:
Финансовый контроль должен производиться, прежде всего, Попечительскими советами, а не управляющими органами.
ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
1. Разбить все ОУ, получающие подушевое финансирование на 5 категорий:
I. ОУ в крупных городах (мегаполисах),
II. ОУ в «средних» по численности населения городах (в которых работает не более 100 средних общеобразовательных школ),
III.ОУ в маленьких городах и поселках городского типа с количеством школ до 10,
IV.Малокомплектные школы, с количеством учащихся до 500 учащихся или являющиеся единственным ОУ в населенном пункте,
V.малокомплектные сельские школы с количеством учащихся от 10 до 100 человек.
II. ОУ в «средних» по численности населения городах (в которых работает не более 100 средних общеобразовательных школ),
III.ОУ в маленьких городах и поселках городского типа с количеством школ до 10,
IV.Малокомплектные школы, с количеством учащихся до 500 учащихся или являющиеся единственным ОУ в населенном пункте,
V.малокомплектные сельские школы с количеством учащихся от 10 до 100 человек.
2. Всю сумму денег на подушевое финансирование распределить таким образом, чтобы размер выделяемых средств увеличивался от каждой предыдущей к каждой последующей категории.
3. Выпустить именные образовательные сертификаты, которые выдавать родителям с условием, что сертификаты могут быть использованы только на образовательные цели.
4. При введении подушевого финансирования руководители ОУ не должны быть регламентированы жесткими нормами укомплектования учебных групп.
Читать дальше
Подписаться на:
Сообщения (Atom)