02 августа 2011

"Аван" и "арьер"

Сравните два слова "авангард" и "арьергард". Оба они французские. "Гард" - по- французски "стража", "охрана". "Аван" -- значит "спереди", "до". "Арьер" -- "назад", "сзади". У нас эти слова получили значение "передовые" и "тыловые" воинские части в походе.
От сочетания по месту (по участку) образовалось слово поместье (имение), которое "взято из практики пожалования земель служилым людям на срок несения ими военных обязанностей".
От слова поместье образовалось слово помещик (помещица), хорошо известное учащимся из изучаемых ими художественных произведений. (см. "Этимологический словарь русского языка" Г.П.Цыганенко, с. 357-358).
Источник здесь

СКЛОНЕНИЕ ТОПОНИМОВ

Предисловие: учили в школе с 1970 по 1980-й правилу, что слова, оканчивающиеся на "о", в том числе фамилии и географические названия (включая названия городов и деревень), не склоняются. Мама - редактор издательства, к русскому языку дома относились всегда с большим уважением. Хорошо помню, что дикторы ТВ правило соблюдали. Учился в ВУЗе -- все по-прежнему. Период 90-х годов -- все по-прежнему. Где-то с начала 2000-х с экранов ТВ вдруг понеслось: в СтрогинЕ, из ИвановА, от ЩербенкИ и прочее... Вопрос: КАКИМ постановлением, правилом, приказом, законом и прочее И КОГДА было узаконено склонение географических названий и фамилий с окончанием на "о"? Кто официальный автор сего изменения? 
Alexander Bichev

Ответ справочной службы русского языка.
Топонимы славянского происхождения на _-ов(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о)_ по нормам русской грамматики могут и должны склоняться. Они изначально были склоняемыми (вспомните у Лермонтова: _Недаром помнит вся Россия про день Бородина!_). Первоначально несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: _Киров_ и _Кирово, Пушкин_ и _Пушкино_ и т. п. Но постепенно из устной речи несклоняемые формы проникли в письменную речь. Так, в «Грамматике современного русского литературного языка» 1970 года было указано, что в современном русском языке обнаруживают тенденцию пополнять группу слов нулевого склонения топонимы с финалями _-ов(о), -ёво, -ев(о), -ин(о)_. Другими словами, несклоняемость тогда только начинала распространяться.
Таким образом, несклоняемые варианты стали настолько широко распространенными, что изначально единственно правильный склоняемый вариант многими теперь воспринимается как ошибочный! Если когда-то Анна Ахматова очень возмущалась, когда при ней говорили _мы живем в Кратово_ вместо _мы живем в Кратове_, то теперь употребление _в Строгине, в Люблине_ многими совершенно напрасно воспринимается как порча языка. Между тем такое произношение и написание отвечает грамматической норме.
Источник здесь 

01 августа 2011

Наш класс в гостях у военных моряков

Каспийская флотилия на празднике ВМФ

В честь Дня Военно-морского флота в Астрахани состоялся  парад кораблей Каспийской флотилии и водно-спортивного праздник. 
 Жителям и гостям Астрахани в День ВМФ было представлено красочное военно-морское шоу. Многочисленные собравшиеся на набережных люди могли наблюдать за прохождением катеров с флагами, фанфарами и стендами с символикой ВМФ, стали свидетелями встречного боя артиллерийских катеров, прохождения ракетных катеров с имитацией ракетного удара, бронетранспортеров на плаву, имитации остановки и осмотра судна - нарушителя государственной границы РФ и других эпизодов, рассказывающих о службе воинов-каспийцев. Показательные выступления также включали высадку морского десанта, демонстрацию действий боевых пловцов и военнослужащих морской пехоты. 
В завершение корабли Каспийской флотилии прошли парадным строем вдоль площади имени Петра I. Прохождение малого артиллерийского корабля "Астрахань", базовых тральщиков "Угрюмов" и "М. Гаджиев", сторожевого катера "Астраханец" и других кораблей украсила разноцветная световая иллюминация.  
Кроме этого, участникам торжеств в Астрахани была предоставлена возможность посетить с экскурсией военные корабли. Вечером состоялся праздничный салют.

31 июля 2011

Левитан. Плёс. Жара. Прощай, июль!

ОДНА ЛОШАДИНАЯ СИЛА

ОДНА ЛОШАДИНАЯ СИЛА
«ОДНА ЛОШАДИНАЯ СИЛА» на Яндекс.Фотках

ПОНИМАНИЕ

Во время урока один из учеников Мастера воскликнул: «Я не понимаю твоих слов!» — «Подойди ко мне поближе» — сказал Мастер. Ученик приблизился. «Присаживайся» — предложил Мастер. Ученик сел. «А ещё говоришь, что не понимаешь моих слов!?» — укоризненно произнес Мастер.

Игры на открытом воздухе

Тут собрана шикарная подборка летних идей для игр с детьми. Не спешите идти по ссылке - изучение предлагаемых вариантов займет у вас кучу времени, там множество нового, интересного и необычного настолько, что даже взрослые загораются и сразу рвутся в бой, чтобы все испробовать. В общем, налейте стакан лимонада, возьмите полкило абрикосов - и только после этого наслаждайтесь советами о том, как лучше сделать музыкальную стену, куда направить полезную энергию воды и что придумать нового из старых материалов.

О Дне и проблемах русского языка

Председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам ГЛЭДИС, доктор филологических наук, профессор Михаил Викторович Горбаневский: 
-- Продолжаю мысль, которую начал развивать сам Президент. Знания, с которыми наши дети выходят в жизнь (русская речь), знания не просто минимальные, а знания – которые я могу определить как знания пиджинизированного русского языка, это Pidgin* Russian. Именно только таким вот англоязычным термином я, увы, могу определить тот язык, на котором они говорят.
И это не их вина, наших детей – это их беда.
Десятки лет, с советских времен, мы говорим о том, что в старших классах средней школы мы не учим детей практическому владению русским языком в разных жанрах – в официально-деловом, в книжно-научном, и так далее.
11-й класс ныне заканчивают полноценные граждане, достигшие избирательного возраста. Но они не умеют написать даже автобиографию, не могут написать правильно своё заявление о приеме на работу!
Надо учить школьников практической риторике, практической стилистике, ведь человек любой профессии обязан и должен эти навыки иметь. Без этих знаний и умений он не может быть полноправным членом нашего общества, даже если он будет учиться и работать в Сколкове. Кстати, правильная парадигма – в СколковЕ.
Читать полностью здесь 

Буйство лилий


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

30 июля 2011

МАЭСТРО

Маэстро
«Маэстро» на Яндекс.Фотках
НИКТО НЕ СОГЛАСИТСЯ ПОЛЗАТЬ, ЕСЛИ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО СПОСОБЕН ЛЕТАТЬ 
                                                                       Хелен КЕЛЛЕР

В столичных школах появятся зоны бесплатного Wi-Fi доступа

Московских учеников Интернетом не удивишь. Пусть и не самый высокоскоростной, но сегодня он есть в каждой школе. Чтобы образовательный процесс шагал в ногу со временем, столичные власти решили не ограничивать детей всемирной сетью, доступной им лишь в кабинетах информатики. Теперь Интернет может появиться в любом уголке школы в зависимости от пожелания педагогов - будь то библиотека или актовый зал. Как сообщили в пресс-службе МГТС (эта компания в рамках госконтракта с мэрией Москвы обеспечивает московские школы широкополосным Интернетом), зоны бесплатного Wi-Fi доступа к первому сентября в качестве эксперимента появятся почти в сотне столичных школ. У ребят будет возможность подключаться к сети Интернет на скорости до 10 Мбит/с.
Источник здесь

Лето, море, солнце, пляж

"Собачьи дни"

Созвездие Большого Пса особенно хорошо видно с Земли в тёплые летние ночи. Когда звезда Канос -- яркоблещущий Сириус -- приближается к Солнцу, в богатых римских городах начинается жара. Патриции спешат уехать в свои загородные дома. Беднота, которой некуда уезжать, называет особенно жаркие дни "собачьими днями", днями звезды Канос.
Именно в эти дни у школяров начинаются каникулы. Это слово в переводе с латинского означает "собачка".

Чудесные речные лилии


Посмотреть на Яндекс.Фотках

"Голубые патрули" спасают рыбную молодь

Спасение молоди – это важная задача не только Камызякского района, но и всей Астраханской области. Мы знаем, что Астраханский край богат рыбными запасами. Многие виды рыб нашего края: карась, сазан, лещ, сом, окунь, судак – нерестятся в мае-июне и откладывают очень много икринок. Это трудное время для нереста рыб – вода уходит, а малек остается в маленьких ериках, старицах и других отшнурованных водоемах. Если его не спасти, он погибнет.
В рамках программы по мелиорации дельты Волги работают «голубые патрули», силы которых направлены на спасение малька. Это лето стало вторым, когда туристические фирмы, специализирующиеся на охоте и рыбалке в дельте Волги, активно занялись спасением рыбной молоди из отшнурованных водоемов. При этом они дают возможность сельским ребятишкам с пользой провести каникулы и получить за труд деньги. Работа идет в тесной связке с Севкаспрыбводом, его сотрудники указывают места, где рыбе требуется помощь.
Главная задача отряда «Голубой патруль» изучать и охранять рыбные богатства, следить за чистотой водоемов. В дни летних каникул ребята собирают рыбную молодь из пересыхающих водоемов и выпускают ее в реку.
В этом году в Камызякском районе отшнуровано 13 водоемов, общей площадью 169 га. На сегодняшний день только в Камызякском районе двумя отрядами «голубого патруля» обработано 130 гектаров водоемов. 24 школьника сохранили для экосистемы региона 943410 тысяч мальков рыб (7257 штук мальков в 1 га).
Только по Камызякскому району задействовано 56 туристических фирм, а по всей Астраханской области – 108. Спасением рыбной молоди занимаются все районы Астраханской области.
Источник здесь 

Без комментариев

"У тебя ума палата, --
Говорили люди мне, --
Одарён судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".

Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой?

Отчего же с этим даром,
С этим благом дорогим,
Целый век свой чуть не даром
Я работаю другим?...
                            Иван Суриков,
               русский поэт 19 века

За что дают Шнобелевскую премию?

                                               Есть много любознательных и творческих людей стремящихся обогатить человечество полезными открытиями и изобретениями. За них они получают премии Нобелевские или Шнобелевские. О Нобелевской премии, присуждаемой за выдающиеся научные исследования, известно немало. А вот за что присуждают Шнобелевскую премию? 
"Есть один критерий выдвижения работы на наш суд: достижение должно сперва заставить людей смеяться, а затем думать", - утверждает основоположник Игнобелевской премии Марк Абрахамс.
Например такие работы:
Психология -1995  - Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.
Медицина-1995 - М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование "Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности".
Читать дальше

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

На сайте Пансиона при Московском государственном университете нахожу интересные материалы о развитии, воспитании и обучении воспитанников. В принципе эти программы  и правила  должны были бы составлять суть  деятельности любого образовательного учреждения, так как в них  заложен основополагающий принцип постоянного развития ребёнка, начиная с детского сада и заканчивая высшим учебным заведением и далее всю жизнь. Здесь  выборка из Программы развития пансиона.

Журналисты традиционно начинают с шести вопросов «кто, что, когда, где, как и почему», воспитанникам Пансиона предлагается расширить их до восьми основных стадий исследования, создающих основу для обучения на протяжении всей жизни: 
ФОРМА: На что это похоже? У любого предмета, который мы изучаем, есть форма, обладающая узнаваемыми чертами. Их можно увидеть, определить, описать и систематизировать, отнести к какой-либо категории.
ФУНКЦИЯ: Как это работает? У всего в мире есть предназначение, роль или определенный образ поведения, который можно исследовать и отнести к какой-либо категории.
ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ: Почему это именно таково? Как правило, ничто не случается «просто так». Почти всегда на то есть причина, и любые действия имеют свои последствия, которые надо изучать и учитывать.
ИЗМЕНЕНИЯ: Как это изменяется? Как вода превращается в пар? Вещество — в энергию? Все в мире непрерывно меняется. Изменение — универсальное свойство, и одна из лучших проверок системы образования — оценить, насколько эта система развивает у учащихся способность адаптироваться и справляться с изменениями, происходящими вокруг них.
СВЯЗИ: Как это связано с другими вещами? Мы живем в мире взаимодействующих систем, в котором почти все взаимосвязано — действия отдельных людей, сообществ, наций.
ПЕРСПЕКТИВА: Какие другие точки зрения существуют? Все мы смотрим на события с разных точек зрения, а зачастую исходим из каких-то предубеждений. Они могут индивидуальными, отраслевыми или же основанными на социокулькультурных особенностях.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Какова наша ответственность? Мы не просто пассивные наблюдатели событий. Мы можем и должны выбирать: но делая выбор, мы можем привнести реальные изменения на персональном, общественном или глобальном уровне.
РАЗМЫШЛЕНИЯ: Откуда мы это знаем? Как мы узнаем, в каких случаях мы правы? Размышления побуждают нас сосредоточиться на системе аргументации, а также на качестве и достоверности тех фактов, на которых мы основываем свои суждения.
Курсы развития мышления должны стать приоритетными для каждой школы.
Источник здесь 

29 июля 2011

О ЛЕВИТАЦИИ

О ЛЕВИТАЦИИ
«О ЛЕВИТАЦИИ» на Яндекс.Фотках
Свалился с неба ...
как Sнег на голову .

О романе "Синяя кровь": критик и я

«Главное свойство романа Юрия Буйды „Синяя кровь“ составило зависание между вымыслом и реальностью, подлинным именем и псевдонимом, лицом и маской, называнием и узнаванием. Отталкиваясь от истории самой юной лауреатки Сталинской премии, Буйда сочиняет роман в духе латиноамериканского магического реализма, проращивая его на советской и постсоветской почве, на отечественном, извините, глинозёме — и для этого переосмысливая факты биографии актрисы и даже город, в котором она прозябала» (Дмитрий Бавильский
Роман меня увлёк по-настоящему (чего не было уже какое-то время: просто читаю, потому что учительница и надо). Я не ощутила той ирреальности, о которой говорит критик: всё мне привиделось реальным и живым, узнаваемым и вместе с тем оригинальным. Роман не похож на другие, исключая, может, описания нашей скотской жизни во все времена и при любых правителях. И всё же это не чернуха. В произведении есть, как мне кажется, светлое и заставляющее жить дальше... Синяя кровь, что ли, придающая жизненную твёрдость?!
Роман "Синяя кровь" номинирован на премию "Большая книга", и по нему  сейчас идёт народное голосование на Имхонете.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Жильцы нашего дома постепенно впадают в тихую истерику оттого, что лифт всё ещё  не включили. Правда, сегодня  сделали обрамление дверей на этажах и смонтировали зеркало в кабине. Но ещё предстоит приём  специальной независимой комиссией. И самое главное -- не хватает напряжения, особенно в такую жару, как сейчас. Отказываются работать даже домофоны в подъездах. А лифта придётся ждать до середины месяца -- как по нормативам. Вверх по лестнице, ведущей вниз...
 Ещё   беда   случилась сегодня. Около шести утра отвалилась труба в кухне, и потекла холодная вода. Пока искала председателя ТСЖ (а она  уехала провожать внучку в лагерь), пока перекрывали воду -- представляете, что было. Бегала вверх-вниз, даже в подвал спускалась вместе с В.П.  
И наконец хорошее -- подключили  домой цифровое телевидение. Всё у одного оператора (телефон, интернет и теперь телевидение). Резона в этом особого не вижу. Сказалась, наверное, моё постоянство и неумение отказать, если сильно уговаривают. 

В Астрахани школьники вытащили из воды 4-летнего ребенка

Во вторник астраханские спасатели приехали с подарками в небольшой поселок Тулугановка под Астраханью. Они наградили двух 10-летних школьников, которые спасли тонущего мальчика. Ученики астраханской школы №8 Ваня Якущенко и Олег Николаев приехали в Тулагановку в родственникам на каникулы. В тот день они отправились купаться в речку Рыча рядом с поселком. Здесь же на пирсе резвился 4-летний Дамир, который пришел сюда с дядей и бабушкой.
Читать дальше

28 июля 2011

"Свобода говорить правду". Конкурс

"Свобода говорить правду" -- так называется конкурс уроков и методических разработок для проведения уроков в образовательных учреждениях по произведениям Лидии Чуковской. 
 ПРАВИЛА КОНКУРСА

Цель конкурса
Основная задача конкурса - способствовать развитию изучения литературного наследия Лидии Корнеевны Чуковской в средней и высшей школе, повышению читательского внимания к её произведениям.
Условия участия в конкурсе
 К участию в конкурсе допускаются работы в следующих категориях:
1. Конспекты уроков по произведениям Лидии Чуковской: "Софья Петровна", "Спуск под воду", "Прочерк", "Памяти детства, "Открытые письма" и др.
2. Конспекты уроков о судьбе и творчестве Анны Ахматовой на основе "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской.
3. Презентации, проектные работы о личности и творческой судьбе Лидии Чуковской.

 К конкурсу допускаются только ранее не обнародованные работы.
Участник конкурса должен заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, творческо-просветительских учреждениях либо быть студентом педагогического ВУЗа.
Положение о конкурсе здесь