06 апреля 2012

С помощью каких суффиксов образуются наречия?

Суффикс -а, -о, -е образует наречия со значением оценки действия ( певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно). 
Суффикс -и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- ( дружески, логически, систематически). 
Суффикс -жды образует наречия от количественных числительных ( однажды, дважды). 
Суффикс -учи (-ючи) образует наречия от основ глаголов (играючи, крадучись). 
Постфиксы -то, -либо, -нибудь образуют наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неопредёленными( где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь).
Источник здесь

Какие типичные ошибки допускают при выделении суффиксов?

  • Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами -ений(влад-ени[й-э] ), -тий- (взя-ти[й-э]), -ий- (самолюб-и[й-э], арм-и[й-а]), -й- (счасть-[й-э], старь-[й-о]), -аций- (делег-аци[й-а]). Во всех этих случаях ий или й относятся к суффиксу, а не к окончанию.
  • Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв). Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч- — юбк-а и суффикс -к(а)) — пил-оч-к-а (корень пил- — пил-а и суффиксы -оч- и : а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) — пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) — пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).
  • Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов. Ср.: косн-ость (от косный, где косн- — корень),готов-ность (от готовый, где готов- — корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а → грамот-н-ый → грамот-н-ость).
  • Выделение в качестве суффикса части корня или основы: любл (корень любл- с чередованием б/бл); бесед-уй-те(в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уй-, причем обычно [й] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) — бесед-у[й-у] , а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть — бесед-уй-те). Источник здесь

Вспомним критерий Винокура

В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша». 
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -: «Вишенка — маленькая вишня». 
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка — маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю». 
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Источник здесь

05 апреля 2012

Воздушные шары Каппадокии


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Воздушный шар летел по свету,
И улыбались люди где-то.
Вселял он в души доброту.
За это я его люблю.
Источник здесь

Словарь-шпаргалка


Эта книга адресована учащимся, изучающим родной язык по любому из действующих учебников. Она соответствует программе средней школы и будет незаменимым помощником при выполнении домашних заданий и контрольных работ. Словник пособия (более 8500 слов) включает не только все слова из школьных учебников, предлагаемые в них для морфологического разбора, но и однокоренные к ним слова, и слова современного русского    литературного языка, культура использования которых повышает уровень речевой и орфографической грамотности.

Что такое омонимы?

Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например, «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», «рукав» и др. Например, слово «ключ» может обозначать: ключ от замка, гаечный ключ, родник (ключевая вода), верхний камень, замыкающий сооружение (ключевой камень). 
Омонимы бывают полные (совпадают как в произношении, так и в написании: «коса», «рукав») и неполные (совпадают лишь по произношению: «поколочу», «по калачу») — омофоны. 
От омонимов отличают слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: «óрган — оргáн». Такие слова называют омографы.
Источник здесь

Правописание наречий, образованных от существительного с предлогами

Правописание наречий и наречных сочетаний, возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во многом определяется традицией. 
Вместе с тем слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний зависит: 
1. От типа существительного, к которому восходит наречие: 
а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе именные формы, которые в современном русском языке не употребляются: вдоволь, взаперти, спозаранку, впросак, наяву.
Исключения: во всеоружии, во всеуслышание, без обиняков, до зарезу
б) обычно пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: бежать вприпрыжку, отказаться наотрез, говорить наперебой. Исключения: сделано на совесть, под стать кому-то
в) обычно пишутся слитно наречия, образованные из предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное сочетание существительного с предлогом (в другом значении): надеть фуражку набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) — лошадь упала на бок. Исключения: на славу потрудиться (наречие) — на славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память (наречие) — только на память не надейся (существительное с предлогом); 
г) обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значениемверх, низ, перёд, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало и др.: поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться назад, сначала подумать; 
д) раздельно пишутся омонимичные формы существительного с предлогом, существительное в этом случае употреблено в своём прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное: Сначала подумай, потом отвечай (наречие) — С начала встречи прошло три часа (существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) — Он поднялся на верх лестницы (существительное с предлогом).

Примечание.  Надо запомнить раздельные написания: на века, на веку, от века (т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.

Надо запомнить слитные написания: сверху донизу, сверху вниз, снизу вверх.
Источник здесь

Интерактивный текст "Переход существительных в наречия"

04 апреля 2012

03 апреля 2012

Весеннее. Если Вы устали...


Дефис в наречиях


ПАМЯТЬ

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Скульптура «Царь-рыба».Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей.
Источник здесь

Виктор Петрович Астафьев

Астафьев ВП.jpg
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Овсянка — родное село писателя
(вдали, между автодорогой и рекой Енисей)
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.  Читать дальше

02 апреля 2012

Демонстрационные версии


Обратите внимание, что структура всех вариантов экзаменационной работы ГИА по каждому общеобразовательному предмету едина, поэтому рекомендуем ознакомиться с размещенными на сайте ФИПИ документами, определяющими эту структуру, а также содержание КИМ

Информацию о содержании КИМ по предмету вы найдете в кодификаторахспецификациях и демонстрационных вариантах экзаменационных заданий.
Имейте в виду, что варианты КИМ, которые вы получите на экзамене, разрабатываются в режиме строгой секретности и становятся публичными лишь в момент проведения экзамена.
Демонстрационные варианты КИМов по всем предметам здесь
   Ссылка на портал http://gia.osoko.ru/ru/main/#
Портал содержит информацию для выпускников, родителей, организаторов экзаменов

Сроки проведения и расписание ГИА 2012 года для выпускников 9 классов по этой ссылке http://gia.osoko.ru/ru/main/dates/

Самый распрерусский писатель

«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 году А. И. Куприн. — Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа» [2].
Если отбросить несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы обобщение — «единственный», — эта оценка окажется верной и в наши дни.

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г. Сергей Иванович Шмелев (1842—-1880) - отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком. По характеру Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.
Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и творчестве.
Окружение маленького Ивана Шмелева составляли мастеровые, рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому "влияние двора", где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...».
Изначально Шмелев получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.
Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Трагичной оказалось судьба Сергея - единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет. Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью.
Источник здесь 

01 апреля 2012

Чай со смородиновым вареньем

Чай со смородиновым вареньем
«Чай со смородиновым вареньем» на Яндекс.Фотках

Новый образец сочинения

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
          Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
          Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
          Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь

"Чу! Снег по лесу частому..."

Помните слова из новогодней песни про  ёлочку: "Чу! Снег по лесу  частому / Под полозом скрипит..."?  Восклицание чу родственно словам  чуять, чутьё и чувство.
Собака чует дичь, у неё превосходно развито чутьё, то есть обоняние, способность улавливать запахи.
У человека тоже может быть развито чутьё, но в другом значении. О человеке, который не знает правил, но пишет без ошибок, мы можем сказать, что у него развито языковое чутьё. Если политик легко ориентируется в международной обстановке,  быстро принимает правильные решения, мы скажем, что у него политическое чутьё.
Способность ощущать и воспринимать  внешние воздействия называется чувством.

Интересные факты из жизни Гоголя

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. 
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения.
Дальше

31 марта 2012

Белая цапля


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Не слишком часто можно увидеть столь удачный кадр. Браво! Кажется, что птица каждой своей клеточкой вытянулась в струну и устремилась вверх.

Слитно или раздельно? А как в сказке?

Картинка 10 из 17362Наречие -- самая молодая часть речи. Когда существительное, прилагательное, глагол и числительное уже сформировались, наречие только появилось на свет. Появилось , огляделось и увидело, что все корни разобраны старшими.
-- А как же я? -- загрустило наречие.
Первым пришло на помощь прилагательное. Некоторые качественные прилагательные украсили себя суффиксами -о, -е: ласково, искренне. Вскоре подоспели новые прилагательные, которые по-дружески накинули на себя плащи из приставок и суффиксов и стали наречиями. По двое и по трое подходили числительные. Вдогонку им, грудь нараспашку, бежали торопливые глаголы.
Только существительное запоздало. Дальше...

Чередующиеся гласные в корне. Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)


Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить 
В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения.
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию.
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы… Дальше