12 июля 2012

Об истории слова АРСЕНАЛ

У существительного арсенал редкая история. Возникло оно в арабском языке и означало "мастерская, фабрика" Из арабского оно попало  не в испанский язык, хотя именно испанцы в течение столетий жили бок о бок с арабами, а во французский. Там оно стало обозначать предприятие, изготовляющее оружие и военной снаряжение.
Из этого значения выросло новое: "склад оружия и военного снаряжения". Оба значения проникли в другие языки, в том числе в русский.
И совсем недавно -- если судить с точки зрения истории языка -- у арсенала появилось переносное значение. Так стали называть большое количество, запас чего-нибудь, например? Учёный, с которым мне пришлось дискутировать, обладал богатым арсеналом знаний.

11 июля 2012

Июль. Дорога. Облака

Июль
«Июль» на Яндекс.Фотках

Рациональные приёмы чтения

Как  работать с книгой. Ч 1.
Как работать с книгой. Ч.2

Что такое морфологические нормы?

Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы. 
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. 
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке --  всё по заданию А3.  

А3. Употребление форм глагола

1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь  и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов  бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул  -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я ощутю. висю. очутюсь. бузю. чудю. пронзю.
бежи. ляжь. приедь. приехай, закончь. замолчь. едь. ехай.
хоти. ложь. ложить. положь. 
весить. ездиет. испортиит.
охрипнул. поникнул. поникнувший. ослепнул.
ослепнувший. погаснувший.
Дети ИГРАЛИСЬ во дворе.

В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...

Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины  знаний, что можно  "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась  с подобными утверждениями  с самого начала внедрения новой формы аттестации  выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку  достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции  обучающихся.
Читатели блога заметили, что  пять дней подряд я публикую  справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом  задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.  
Чтобы успешно  сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно.  Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об  употреблении форм глагола.

10 июля 2012

Привет, ромашки!

Привет, ромашки!
«Привет, ромашки! » на Яндекс.Фотках

А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"

-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили,  и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое  слабое звено!
--  Следите за своей речью, господа! Сколько  же ошибок  допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").

ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил У ИХ. ЕЙНОЕ платье. На СКОЛЬКИ страницах. 
Я был в гостях У НЕЙ. Я еду ОТ НЕЙ

Правильно только так:
у неё, её  платье, от неё, у неё,  на скОльких страницах
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь

09 июля 2012

А3. Употребление числительных


  • Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных (кроме названий детеныше животных) и лиц женского пола.
НАДО:
две гимнастки,  пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
ДВОЕ  ГИМНАСТОК, ПЯТЕРО ПОДРУГ, ТРОЕ ЗАЙЦЕВ
  • Собирательные числительные ОБА, ОБОИМ, ОБОИМИ, ОБ ОБОИХ – употребляются только с существительными мужского и среднего рода: оба друга, обоими студентами, обоих мужчин. ОБЕ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ, ОБ ОБЕИХ – употребляются только с существительными женского рода: обе подруги, обеими руками, обеим дочерям.

НЕЛЬЗЯ  (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
в ОБОИХ  квартирах, ОБОИМИ подругами, ОБОИМИ школьницами
  • При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января; перед первым сентября

НО!
К празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
К  ПЯТОМУ ЯНВАРЮ, перед ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЁМ, к празднику ВОСЬМОМУ МАРТУ

Правила употребления числительных здесь

А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!

Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
Чтобы правильно произнести данную фразу, нужно безукоризненно знать правила склонения числительных. Эти правила можно  найти здесь и здесь.  (С.Ю. Иванова. Экзаменационные "ловушки". Самара, 2006)

08 июля 2012

А3: морфологические нормы. Продолжение

2. Употребление имени прилагательного
ОСТОРОЖНО: ОШИБКА! 
Ошибка... от избытка чувств!
Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются  два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь -- сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением "очень высокая степень проявления признака")...
Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.     (Журнал "Русская речь").
ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также  простые и составные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивее, менее легче. самый красивейший)!!!
ПРАВИЛЬНО: самый тонкий, более плохой, наименее красивый, менее лёгкий, самый красивый.
ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)
Близкий -- ближе, богатый -- богаче,  бойкий -- бойчее и бойче,
8 июля в нашей стране отмечается
 Всероссийский праздник — 
День семьи, любви и верности. 
В этот день Русская православная 
церковь чтит память святых 
князя Петра и княгини Февронии, 
считавшихся на Руси 
покровителями семьи и влюбленных.

07 июля 2012

ЕГЭ: А3. Морфологические нормы

Формулировка задания А3 такова: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Это достаточно трудное задание, так как надо помнить  много правил образования форм  различных частей речи
1. Употребление имени существительного.
В частности, употребление форм МН.Ч. ЧИСЛА Им. пад.: например, бегА, болотА, бухгалтерЫ, возрастЫ, ректорЫ, тортЫ, шофёрЫ, секторЫ, площадИ

Внимание! Грубая ошибка!
выборА, дёснА, клапанА, лекторА, отпускИ, офицерА, очередЯ, плоскостЯ, площадЯ, почеркА, слесарЯ, снайперА, тортА

 Употребление форм ПАДЕЖА: ампер, киловатт, НО  граммов, килограммов;
партизан, солдат, НО офицеров, сапёров;  дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, гранатов, апельсинов; англичан, румын, армян, НО  греков, курдов, монголов; пара ботинок, колготок, чулок, погон, туфель, НО гольфов, носков; нет горелок, каникул, НО очистков, пожитков и т.д.


Внимание! Грубая ошибка!
Очисток,  партизанов, платий, пожиток, помидор, сумерков, туфлей, чулков, яблоков

Употребление форм РОДА: вуаль -- ж.р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь -- ж.р. (белой гуашью)  мозоль -- ж.р. (наступить на любимую мозоль), тюль -- м.р. (красивым тюлем) шампунь -- м.р. (мыть голову шампунем).
Об ошибках в употреблении  прилагательных в следующем посте.

О колоссе Родосском


Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины.  Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду.Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов.В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.

О происхождении слова КОЛОССАЛЬНЫЙ

Возьмём с книжной полки "Толковый словарь иноязычных слов", который составил Л.П. Крысин. В нём около двадцати пяти тысяч слов и словосочетаний, но сейчас  мы откроем его, чтобы найти одно слово -- слово колоссальный.
Это прилагательное образовалось от существительного колосс -- так мы называем нечто огромное, выдающееся.
В русский язык слово попало из немецких и французских тестов, куда, в свою очередь, пришло из классической латыни. А вот римляне в своё время позаимствовали его у греков (римляне не стеснялись брать у покорённых ими  народов всё самое лучшее).
Итак, исходное греческое слово означало статую размерами больше натуральной величины. Самым знаменитым колоссом была исполинская статуя бога солнца Гелиоса, которую греки поставили в гавани острова Родос. Она почиталась как одно из семи чудес света. Но в 227 году до нашей эры Колосс Родосский был разрушен землетрясением, и память о нём сохранилась лишь в легендах.
Прошло более двух тысяч лет. Но достижения прекрасной греческой культуры живут и в наше время. Мы пользуемся не только её открытиями и изобретениями, но и языком. Мы часто говорим о колоссальном труде, колоссальных достижениях, но не желаем, чтобы наши успехи  оказались колоссом на глиняных ногах.

06 июля 2012

Блог-обзор № 5 в "Географочке"

Что такое учебник? В понимании обывателя это книга, в которой содержатся новые знания, которыми должен овладеть учащийся, будь он школьником или студентом. Какой может быть учебник? Мы привыкли к тому, что это бумажная книга, а в последнее время можем привести в пример электронные учебники на дисках... Неужели, всё?  Сегодня, в блог-обзоре №5, я хочу познакомить вас с необычным учебником - .. Далее обзор моего блога, сделанный Лилией Павловной Казанцевой, автором блога "Географочка". Очень я признательна Лилии Павловне за столь лестную оценку моего "Учебника нашего времени".

Популярная фантастика июня

Ирина Сыромятникова "Алхимик с боевым духом",  Оксана Демченко "Бремя удачи", Елена Звёздная "Принцесса особого назначения" и "Хелл Обучение наёмницы", Сергей Гитаулин "Вирус". Эти и другие книги можно найти по ссылке. Приятное и захватывающее летнее чтиво. (А то мы  всё -- экзамены, ЕГЭ!..)

"Обезьяний язык"

Трудный этот русский язык, дорогие граждане!. Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нём до черта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси -- все, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой -- беда.
Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.
От этого затрудняется речь, нарушается  дыхание и треплются нервы.
Я вот на днях слышал разговор... Очень умный и интеллигентный разговор, был. но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами... 
Если хотите, прочтите  рассказ  "Обезьяний язык", который написал М. Зощенко, полностью.

О ленивых и вдохновении

"Что  такое вдохновение?" -- спросили П.И. Чайковского. Он ответил: "Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

05 июля 2012

Маки и небо

Маки и небо
«Маки и небо» на Яндекс.Фотках

А2: распространённые ошибки словоупотребления

Запомните!
             Это правильно!                     

ОБРАТНО = НАЗАД
ОПЯТЬ = СНОВА
КОГО одеть, раздеть, переодеть, обуть, разуть
и
ЧТО надеть

Кануть в ЛЕТУ
----------------------------
НЕ
«в лето»
ПЛЕОНАЗМ -- разновидность речевой ошибки, связанной с употреблением лишнего слова. Лишним считается слово, употребление которого ничего не добавляет к уже сказанному и ничего не уточняет в нём: "Рядом с ними  стоял молодой юноша" (словосочетание, где значение одного слова дублирует  значение второго); "вступительная преамбула продолжалась недолго" (сочетание двух синонимичных слов: преамбула и есть вступительная часть).
Примеры плеоназма
ПЛАНЫ, ПРОГНОЗ
на будущее
ПОДНИМАТЬСЯ,
КАРАБКАТЬСЯ вверх
ОПУСКАТЬСЯ вниз
ЗАВЕРШИТЬ окончательно, полностью
НЕОБЫЧНЫЙ феномен
ИЗЫСКАННЫЙ деликатес
ПАМЯТНЫЙ сувенир
ПРЕДОПРЕДЕЛИТЬ, ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ заранее
СВОБОДНАЯ вакансия
СОБИРАТЬСЯ вместе
СТОИМОСТЬ дешёвая, дорогая
СУММА денег
Общие точки соприкосновения
ЭМИГРИРОВАТЬ за границу

04 июля 2012

Словари паронимов

Картинка 5 из 563В 1968 г. вышел словарь-справочник Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшевой «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка», который можно считать первым опытом создания словаря паронимов. В нем содержится около 200 пар (групп) однокорневых слов, в употреблении которых в практике речи наблюдается смешение. Вторым по времени издания был «Словарь паронимов русского языка» Н.П. Колесникова (1971), содержащий свыше 3000 однокорневых и разнокорневых сходно звучащих слов, разбитых на 1432 гнезда. В 1974 г. вышла в свет книга О.В. Вишняковой «Паронимы в русском языке», состоящая из теоретической части и самого словаря, включающего свыше 500 паронимических пар, а в 1984 г. отдельным изданием был выпущен «Словарь паронимов русского языка» того же автора. В 1994 г. был издан «Словарь паронимов современного русского языка». Авторы - Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева.

ЕГЭ: А2. Лексические нормы. Различай паронимы!

В задании А2 проверяются следующие элементы и виды деятельности: употребление слов в соответствии с их значением. Владение нормами литературного языка.
Чтобы безошибочно выполнить это задание, надо уметь различать ПАРОНИМЫ, т.е. употреблять слова в соответствии с их значением.
ПАРОНИМЫ -- близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории.
Не ошибайтесь в употреблении паронимов!
Вот примеры паронимов
Адресат -- адресант
адресат -- лицо или организация, кому адресовано отправление (получатель);
адресант -- лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
Архаический -- архаичный
архаический -- свойственный старине (архаический взгляд);
архаичный -- вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам (архаичное употребление). 
Далее пары паронимов без толкования их значения:  авторитетный -- авторитарный,  

Обратные словари


При изучении русского словообразования (например, при количественной характеристике словообразовательных элементов, при выяснении степени продуктивности тех или иных суффиксов и т.д.) весьма полезными являются так называемые обратные словари (их иногда называют инверсными). В обратных словарях сохраняется алфавитное расположение материала, но не по началу слов, а по концу, т.е. справа налево.
Довольно полным является обратный словарь современного русского языка, составленный под редакцией Г. Бильфельдта («Rückläufiges Wörterbuch der russichen Sprache der Gegenwart», Berlin, 1958). Словарь построен на материале «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и «Орфографического словаря русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро. В словаре содержится около 80000 слов.
Более полным является обратный словарь под редакцией М. Фасмера в шести выпусках (1957-1959). В 1974 г. в Москве издан «Обратный словарь русского языка», содержащий около 125000 слов.
Источник здесь

03 июля 2012

Орфоэпический диктант

По этой ссылке интерактивный орфоэпический диктант. Обеспечивает очень хорошую тренировку усвоения норм ударения в русском языке. Потренируйтесь!