16 июля 2012

"Generation „П" («Поколение „П“»)

В прошлую пятницу обещала поделиться впечатлениями об ещё одной прочитанной книге -- романе Виктора Пелевина  "Generation „П" («Поколение „П“»). Это, как сказано в Википедии, постмодернистский роман  о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. Действие романа разворачивается в Москве 90-х годов.
Легко узнаваемые события и ситуации. Очень ярко описаны отношения людей -- отношения, основанные на чистогане и принципе "обдури ближнего, а сам наслаждайся".  Много о  подавляющей, унижающей,  закабаляющей человека телевизионной рекламе. Поистине это чудовище... и мы ему поддались. Так приходится  понимать идею романа. 
Советую прочитать старшеклассникам. На уроках литературы  мы не успеваем познакомить ребят с современной  прозой и поэзией. Прочитав  роман В. Пелевина, можно получить представление о современном романе и постмодернизме как направлении.
Ещё я прочитала его "Чапаева и Пустоту".  Поток сознания, несколько миров-"реальностей" и постоянный переход из одного из них в другой. Чапаев, оказывается, был не таков, как у Фурманова и в знаменитом фильме! 
Раньше подобное  читала у Фолкнера и Марселя Пруста (ассоциативный поток).  Но современной литературе, полагаю, до классики далеко... Да простит мне такое сакраментальное мнение Виктор Олегович.

Копилка мудрости

А5: нормы управления

1. Производные предлоги  БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ требуют только дательного падежа (кому? чему?): Вопреки угрозе со стороны врага наши войска продвигались вперёд. Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперёд.
2. Предлог ПО употребляется с дат., вин. и предл. падежами. Употребление предлога ПО с предл.п. возможно в значении "после чего-либо":  уехать по истечениИ срока (по истечению), по окончаниИ (по окончанию) лекции,  по приездЕ  (по приезду) в Москву, по прибытиИ (по прибытию) поезда.
Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (ВЗДЫХАТЬ,  ГОРЕВАТЬ, ГРУСТИТЬ, ПЛАКАТЬ, СКУЧАТЬ, ТОСКОВАТЬ) управляет дательным падежом (тосковать по жене), НО  местоимения МЫ и ВЫ при таких глаголах употребляются в предложном падеже: скучать по вас, тосковать по нас.
3. ПОМНИ!
ПОДОБНО (чему?) белому облаку, ВВИДУ (чего?) предстоящего мероприятия
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
ПОДОБНО белого облака, ВВИДУ предстоящему  мероприятию
4. Управление в предложениях с однородными членами.  Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах (однородных членах) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры. Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах (однородных члена), требующих разного управления, например: Трест организовал и руководил предприятиями (организовал что, руководил чем) -- Трест организовал предприятие и руководил им.

14 июля 2012

А5: нормы согласования

В задании А5 проверяется знание учениками норм согласования и управления, а также умение построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений. Так что мне придётся   опубликовать несколько постов, чтобы "разложить  всё по полочкам". 
Я надеюсь, что эти мои упражнения не кажутся странными (лето, пляж... а тут  об экзаменах).  Мне кажется, что если  хочешь хорошо подготовиться к ЕГЭ, то  лучше  начать готовиться  заранее, изучая материал небольшими порциями, глубоко, основательно, не торопясь и не пропуская ничего, на что,  возможно, не обратил внимание на уроках.
Итак, НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ (примеры, часто встречающиеся в экзаменационных тестах)
1. Согласование причастий с определяемым словом:
а) причастие  с определяемым словом согласуется в роде, числе и падеже: Князь Фёдор -- хороший знакомый одной известной семь, присутствующей на балу. Князь Фёдор -- хороший знакомый одной известной семьи, присутствующих на балу. 
б) в  зависимости от значения возможно различное согласование причастия в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание: Часть книг, предназначенная для кабинета литературы, получена. Некоторые из  книг, предназначенных  для кабинета литературы, получены.
2. Согласование  подлежащего и сказуемого

Пиар: заглянем в словарь модных слов

Не раз говорилось, что словом можно убить. Но и слово можно убить, уничтожить чрезмерной эксплуатацией. Это происходит на наших глазах со словом "пиар" и его производными пиарить, пиаровский и так далее. Был деловой термин "паблик рилейшенз", означающий контакты того или иного учреждения с общественностью. Теперь же "пиаром" называют любую рекламу, пропаганду, все способы оповещения, то есть по сути всякую информацию. Обозвать "пиаром" можно буквально каждую реплику в бытовом разговоре. "Я защитил диссертацию" ("Та-ак! Пиарит свою диссертацию"). "Я этой осенью отдыхал  на Кипре" ("Он пиарит туристскую фирму"), "Она разводится с мужем" ("Чёрный пиар!")...Согласитесь, это уже доходит до абсурда.

13 июля 2012

В Астрахани есть Лебединое озеро

Лебедь
«Лебедь» на Яндекс.Фотках
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою -- глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!
                          ( К.Бальмонт)
Лебединка
«Лебединка» на Яндекс.Фотках

Вероятный -- сложное слово?

Вслушайтесь в звучание слова вероятный. Сначала кажется, что корень в этом слове равен основе вероятн-.
Повторим это прилагательное ещё несколько раз, словно бы катая его во рту, как леденец. И вот мы уже начинаем различать знакомые контуры морфем: корень вер- (вера, верить); соединительная гласная -о-; суффикс прилагательного -н- и нечто не совсем понятное: -ят-.
Что же такое этот самый -ят-? Где мы его уже слышали? Это один из вариантов корня -им-, который встречается, например, в слове приятный.
Слово вероятный образовалось в древнерусскому языке из двух слов: веру яти, что означало "принять веру", "уверовать". Современное его значение -- "возможный, допустимый". Так что  с точки зрения этимологии вероятный -- сложное слово.

Бойтесь низких людей в жёлтых плащах...

Стивен Кинг.
Низкие люди в жёлтых плащах
Прочитала две вещи. Сначала о той, которую прочла последней. Это повесть Стивена Кинга "Низкие люди в жёлтых плащах". 
Признаюсь, что я небольшая любительница именно такой фантастики, но  произведение мне понравилось. Оно об Америке шестидесятых годов со всеми реалиями, которые ворвались  позже, чем там, в нашу жизнь и господствуют теперь в ней повсеместно и, кажется, так будет всегда. Фантастика (тёмная башня, лучи, разрушители и пр.) как антураж -- вполне приемлемый и использованный талантливо. 
А ещё это рассказ о кусочке детства, о том, что можно увлечься литературой, чтением и какие всё же были в те годы в Америке (и у нас!) заядлые, умные, вдумчивые читатели. 
Рекомендую не только взрослым, но и детям. Прочитать можно, например, здесь

12 июля 2012

ЕГЭ: А4. Построение предложения с деепричастным оборотом

Это задание проверяет умение строить предложение с деепричастным оборотом. Чтобы выработать такое умение, надо знать следующее.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что
1) основное действие, выраженное  глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой (стая поднялась, и стая же испугалась); 
часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается): Перелистывая страницы этой книги, обнаружил  много  интересных стихов (говорящий (я) обнаружил, и говорящий (я) же перелистывал);
2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
ПОМНИ!
Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ  употреблять в следующих случаях:
1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)): Спрыгнув с подножки трамвая, с меня слетела шляпа.;

Об истории слова АРСЕНАЛ

У существительного арсенал редкая история. Возникло оно в арабском языке и означало "мастерская, фабрика" Из арабского оно попало  не в испанский язык, хотя именно испанцы в течение столетий жили бок о бок с арабами, а во французский. Там оно стало обозначать предприятие, изготовляющее оружие и военной снаряжение.
Из этого значения выросло новое: "склад оружия и военного снаряжения". Оба значения проникли в другие языки, в том числе в русский.
И совсем недавно -- если судить с точки зрения истории языка -- у арсенала появилось переносное значение. Так стали называть большое количество, запас чего-нибудь, например? Учёный, с которым мне пришлось дискутировать, обладал богатым арсеналом знаний.

11 июля 2012

Июль. Дорога. Облака

Июль
«Июль» на Яндекс.Фотках

Рациональные приёмы чтения

Как  работать с книгой. Ч 1.
Как работать с книгой. Ч.2

Что такое морфологические нормы?

Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы. 
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. 
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке --  всё по заданию А3.  

А3. Употребление форм глагола

1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь  и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов  бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул  -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я ощутю. висю. очутюсь. бузю. чудю. пронзю.
бежи. ляжь. приедь. приехай, закончь. замолчь. едь. ехай.
хоти. ложь. ложить. положь. 
весить. ездиет. испортиит.
охрипнул. поникнул. поникнувший. ослепнул.
ослепнувший. погаснувший.
Дети ИГРАЛИСЬ во дворе.

В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...

Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины  знаний, что можно  "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась  с подобными утверждениями  с самого начала внедрения новой формы аттестации  выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку  достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции  обучающихся.
Читатели блога заметили, что  пять дней подряд я публикую  справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом  задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.  
Чтобы успешно  сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно.  Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об  употреблении форм глагола.

10 июля 2012

Привет, ромашки!

Привет, ромашки!
«Привет, ромашки! » на Яндекс.Фотках

А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"

-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили,  и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое  слабое звено!
--  Следите за своей речью, господа! Сколько  же ошибок  допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").

ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил У ИХ. ЕЙНОЕ платье. На СКОЛЬКИ страницах. 
Я был в гостях У НЕЙ. Я еду ОТ НЕЙ

Правильно только так:
у неё, её  платье, от неё, у неё,  на скОльких страницах
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь

09 июля 2012

А3. Употребление числительных


  • Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных (кроме названий детеныше животных) и лиц женского пола.
НАДО:
две гимнастки,  пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
ДВОЕ  ГИМНАСТОК, ПЯТЕРО ПОДРУГ, ТРОЕ ЗАЙЦЕВ
  • Собирательные числительные ОБА, ОБОИМ, ОБОИМИ, ОБ ОБОИХ – употребляются только с существительными мужского и среднего рода: оба друга, обоими студентами, обоих мужчин. ОБЕ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ, ОБ ОБЕИХ – употребляются только с существительными женского рода: обе подруги, обеими руками, обеим дочерям.

НЕЛЬЗЯ  (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
в ОБОИХ  квартирах, ОБОИМИ подругами, ОБОИМИ школьницами
  • При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января; перед первым сентября

НО!
К празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
К  ПЯТОМУ ЯНВАРЮ, перед ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЁМ, к празднику ВОСЬМОМУ МАРТУ

Правила употребления числительных здесь

А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!

Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
Чтобы правильно произнести данную фразу, нужно безукоризненно знать правила склонения числительных. Эти правила можно  найти здесь и здесь.  (С.Ю. Иванова. Экзаменационные "ловушки". Самара, 2006)

08 июля 2012

А3: морфологические нормы. Продолжение

2. Употребление имени прилагательного
ОСТОРОЖНО: ОШИБКА! 
Ошибка... от избытка чувств!
Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются  два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь -- сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением "очень высокая степень проявления признака")...
Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.     (Журнал "Русская речь").
ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также  простые и составные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивее, менее легче. самый красивейший)!!!
ПРАВИЛЬНО: самый тонкий, более плохой, наименее красивый, менее лёгкий, самый красивый.
ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)
Близкий -- ближе, богатый -- богаче,  бойкий -- бойчее и бойче,
8 июля в нашей стране отмечается
 Всероссийский праздник — 
День семьи, любви и верности. 
В этот день Русская православная 
церковь чтит память святых 
князя Петра и княгини Февронии, 
считавшихся на Руси 
покровителями семьи и влюбленных.

07 июля 2012

ЕГЭ: А3. Морфологические нормы

Формулировка задания А3 такова: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Это достаточно трудное задание, так как надо помнить  много правил образования форм  различных частей речи
1. Употребление имени существительного.
В частности, употребление форм МН.Ч. ЧИСЛА Им. пад.: например, бегА, болотА, бухгалтерЫ, возрастЫ, ректорЫ, тортЫ, шофёрЫ, секторЫ, площадИ

Внимание! Грубая ошибка!
выборА, дёснА, клапанА, лекторА, отпускИ, офицерА, очередЯ, плоскостЯ, площадЯ, почеркА, слесарЯ, снайперА, тортА

 Употребление форм ПАДЕЖА: ампер, киловатт, НО  граммов, килограммов;
партизан, солдат, НО офицеров, сапёров;  дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, гранатов, апельсинов; англичан, румын, армян, НО  греков, курдов, монголов; пара ботинок, колготок, чулок, погон, туфель, НО гольфов, носков; нет горелок, каникул, НО очистков, пожитков и т.д.


Внимание! Грубая ошибка!
Очисток,  партизанов, платий, пожиток, помидор, сумерков, туфлей, чулков, яблоков

Употребление форм РОДА: вуаль -- ж.р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь -- ж.р. (белой гуашью)  мозоль -- ж.р. (наступить на любимую мозоль), тюль -- м.р. (красивым тюлем) шампунь -- м.р. (мыть голову шампунем).
Об ошибках в употреблении  прилагательных в следующем посте.

О колоссе Родосском


Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины.  Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду.Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов.В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.

О происхождении слова КОЛОССАЛЬНЫЙ

Возьмём с книжной полки "Толковый словарь иноязычных слов", который составил Л.П. Крысин. В нём около двадцати пяти тысяч слов и словосочетаний, но сейчас  мы откроем его, чтобы найти одно слово -- слово колоссальный.
Это прилагательное образовалось от существительного колосс -- так мы называем нечто огромное, выдающееся.
В русский язык слово попало из немецких и французских тестов, куда, в свою очередь, пришло из классической латыни. А вот римляне в своё время позаимствовали его у греков (римляне не стеснялись брать у покорённых ими  народов всё самое лучшее).
Итак, исходное греческое слово означало статую размерами больше натуральной величины. Самым знаменитым колоссом была исполинская статуя бога солнца Гелиоса, которую греки поставили в гавани острова Родос. Она почиталась как одно из семи чудес света. Но в 227 году до нашей эры Колосс Родосский был разрушен землетрясением, и память о нём сохранилась лишь в легендах.
Прошло более двух тысяч лет. Но достижения прекрасной греческой культуры живут и в наше время. Мы пользуемся не только её открытиями и изобретениями, но и языком. Мы часто говорим о колоссальном труде, колоссальных достижениях, но не желаем, чтобы наши успехи  оказались колоссом на глиняных ногах.

06 июля 2012

Блог-обзор № 5 в "Географочке"

Что такое учебник? В понимании обывателя это книга, в которой содержатся новые знания, которыми должен овладеть учащийся, будь он школьником или студентом. Какой может быть учебник? Мы привыкли к тому, что это бумажная книга, а в последнее время можем привести в пример электронные учебники на дисках... Неужели, всё?  Сегодня, в блог-обзоре №5, я хочу познакомить вас с необычным учебником - .. Далее обзор моего блога, сделанный Лилией Павловной Казанцевой, автором блога "Географочка". Очень я признательна Лилии Павловне за столь лестную оценку моего "Учебника нашего времени".