Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.
Образец формулировки задания: В8. Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. Что должен знать ученик, выполняя задание В8? Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.
1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)
Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2014 года
не будут использованы для оценки деятельности губернаторов, сообщает РИА
Новости со ссылкой на главу Рособрнадзора Сергея Кравцова. По его словам, недавно был подписан указ,
в соответствии с ним этот показатель исключается из числа тех,
по которым оценивается деятельность глав регионов. Он заменен
на показатель сокращения числа школ, ведущих обучение в две-три
смены. Указ вступает в силу с 1 января 2015 года,
оценка 2014 года будет проводиться уже в 2015 году. Соответственно,
работа губернаторов в этом году не будет оцениваться
по результатам ЕГЭ. Глава Рособрнадзора добавил, что приветствует такое решение,
и отметил, что не очень правильно оценивать работу губернаторов
по количеству двоек, полученных выпускниками школ на ЕГЭ. Источник
Здесь предлагается теоретическое обоснование и примеры из текста для сочинения-рассуждения (С2) на ГИА. Текст из задания № 8D360A Открытого банка заданий.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Г. Григорян: "В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями".
Возможный фрагмент сочинения-рассуждения.
Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи -- интонация.
Чтобы
помочь школьнику не делать ту или иную ошибку, нужно понять, почему он ее
делает, то есть установить какие механизмы «не срабатывают» в его сознании в
момент письма, а какие «срабатывают», но некстати. А для этого, в свою
очередь, нужно знать, каковы эти механизмы, то есть как они работают у
человека грамотного, решившего проблемы правописания.
Вслед за
А.М.Пешковским мы считаем, что в большинстве случаев орфографические и
пунктуационные ошибки имеют свое объяснение в следующем: в языковых навыках
пишущего отсутствует способность к членению речевого потока.
Подскажите, пожалуйста, какие аргументы лучше взять из текста по цитате Панова:" Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу." (Здесь предлагаются аргументы для подтверждения высказывания М.В. Панова. Их несколько. Можно выбрать два в соответствиии с требованиями к сочинению-рассуждению. Обратите внимание на необходимость раскрыть роль той или иной единицы в языке и конкретно в данном тексте).
Из текста:
1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Начинаю серию публикаций в помощь 9-классникам для подготовки к ГИА. Здесь размещены шесть вариантов сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (часть С2): о значении союзов, о местоимении, богатстве русского языка и о связи лексики и грамматики.
Сочинение о
значении союзов
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости
слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: "Союзы,
будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе
словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и
значение". Попробуем
разобраться в смысле этой фразы.
Союз – служебная часть речи,
использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного
предложения и самостоятельных предложений. Союзыподразделяются на группы по значению, по
характеру выражаемых ими отношений.
В международной акции по проверке
грамотности «Тотальный диктант», которая прошла 12 апреля, приняли участие 352
города на 6 континентах. Количество участников по сравнению с прошлым годом
увеличилось более чем в два раза и составило 64 тысячи человек.
По подсчётам организаторов в
диктанте приняли участие 263 российских города и 89 городов из 47 стран
ближнего и дальнего зарубежья.
Диктант мы написали. Собралось много народа -- 129 человек. Всё прошло в соответствии с программой: видеоролики о диктанте, спонсорах, видеообращение автора диктанта и авторское прочтение текста, представление интересных участников Тотального диктанта.
Я диктовала текст. Он хорошо звучит, его легко было читать, да к тому же на этот раз "диктаторов" штаб снабдил текстами с разметкой пауз. Публика спокойно писала. Впрочем, школьному учителю не составляет большого труда продиктовать текст хоть для тридцати, хоть для ста тридцати человек и удержать их внимание.
У нас очень профессиональная экспертная группа учителей-филологов. Мы быстро проверили работы, некоторые перепроверили и подвели итоги.
Алексей Иванов в своем видеообращении предупредил тотальников, что текст трудный и будет много запятых. Они-то и стали камнем преткновения для многих...
Вместе со всем миром мы пишем завтра Тотальный диктант. Наша площадка -- в Астраханском техническом университете. В Астрахани будет ещё две площадки: в Астраханском государственном университете и в магазине "Современник", а также ещё несколько в области. Ждём всех желающих проверить свою грамотность, тех, кто хочет участвовать в этом уникальном международном проекте. Ни пуха ни пера!
Сегодня к вечеру преодолена отметка в один миллион просмотров моего блога. Менее чем за четыре года существования это хороший итог. С чем я себя и поздравляю. Конечно, есть над чем работать и что усовершенствовать, однако осознание того, что блог нужен ещё кому-то, кроме меня, приносит удовлетворение.
12 апреля в 350 городах
России и мира состоится акция по проверке грамотности «Тотальный диктант». На
многих площадках акции текст, написанный ранее известным российским писателем
Алексеем Ивановым, продиктуют популярные актёры, писатели, музыканты и другие
деятели российской культуры и искусства.
Народный артист России
Константин Хабенский, сыгравший главную роль в фильме по роману автора диктанта
«Географ глобус пропил», продиктует текст Алексея Иванова на площадке
Тотального диктанта в Московской высшей школе социальных и экономических наук
(Шанинка). На других московских площадках в качестве «диктаторов» выступят юморист
и шоумен Андрей Бочаров (МПГУ) и российский лингвист Максим Кронгауз (ВШЭ).
Орфограммка -- это интеллектуальный веб-сервис проверки орфографии, грамматики, пунктуации и стилистики. Всего за несколько минут система проверит ваш текст на ошибки и расскажет об их происхождении.
Также сервис проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие требованиям ГОСТа.
С полным перечнем распознаваемых ошибок и порядком работы с веб-сервисом можно ознакомиться на странице справки.
Тотальный
диктант и ТТК предлагают проверить грамотность онлайн
12 апреля, в день проведения международной акции
Тотальный диктант, возможность проверить свою грамотность появится у всех
пользователей Интернета. Написать диктант онлайн все желающие смогут на сайте www.totaldict.ru в ходе трансляции, организованной Компанией ТТК, одним из крупнейших операторов связи в
России.
По этой ссылке Положение о проведении фестиваля "Компьютерная страна". Оно стандартное. Изменяется только тема. Так вот тема фестиваля на следующий год -- "В стране литературных героев". Очень выигрышная тема! Может быть, вы захотите принять участие в этом празднике компьютерной жизни. Тогда дерзайте!
С 25 по 27 марта мы с ученицей 7 класса нашей школы Анной Чихецкой были в Самаре. Приняли участие в очном туре 18 международного очно-дистанционного фестиваля "Компьютерная страна".
Фестиваль проводился уже в восемнадцатый раз. Он собрал одарённых детей и "продвинутых" в ИКТ учителей не только из городов Поволжья, но из Салехарада, Таганрога, Москвы, с Алтая и других мест. Праздник-турнир проводится на базе Самарского лицея информационных технологий. Его организаторами являются Администрация городского округа и департамент образования Самары и Ассоциация городов Поволжья.
Как мы там оказались? Зарегистрировались на сайте СамЛИТа, отослали свои творческие взносы, поолучили приглашение для участия в очном туре.
Анна Чихецкая в клубе "Медиатор" создала презентацию на заданную тему.
На нашей площадке в средней общеобразовательной школе № 49 г. Астрахани мы не пропустили ни одного занятия по подготовке к ТД: сегодня состоялось седьмое -- предпоследнее. В следующую субботу встречаемся, как обычно, в 15 часов.
Тотальный диктант состоится 12 апреля. Начало его в 15 часов московского времени. Проводиться диктант будет в Астраханском государственном техническом университете.
Вершина творчества Гоголя — поэма-роман «Мертвые души». О
своем замысле Гоголь сообщал Пушкину еще в 1835: «Мне хочется в этом романе
показать хотя с одного боку всю Русь» (Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 375).
Белинский писал, что это «...творение чисто русское, национальное... необъятно
художественное по концепции и выполнению... и в то же время глубокое по мысли,
социальное, общественное и историческое...» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с.
217).
По этой ссылке материал о биографии Николая Васильевича Гоголя для учащихся 9 класса. Они начали изучать творчество нашего великого классика. Уроков на эту тему отведено немного. Придётся заняться самообразованием. Данный материал из учебника "Литературная матрица. Том 1.
Автором текста
всемирной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» стал известный
русский писатель Алексей Иванов.
В этом году 12 апреля
тысячи людей по всему миру соберутся, чтобы написать текст известного прозаика
из Перми, лауреата премий имени Д. Н. Мамина-Сибиряка,
П. П. Бажова и «Ясная Поляна» Алексея
Иванова, который специально подготовил его для акции «Тотальный диктант».
Самыми знаменитыми его
работами стали «Общага-на-Крови», «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», по
последнему роману вышел одноименный фильм, премьера которого состоялась летом
2013 года.
«Лейтмотивом творчества
Алексея Иванова стали особенности различных регионов, он даже изобрел
специальный формат, который специалисты назвали жанром «иденти» («идентификация
региона»). Тотальный диктант –
региональный проект, рождённый в Новосибирске. Любой, даже самый маленький
город, принимая участие в акции, чувствует себя частью глобального движения на
равных правах с крупными городами и столицами. Алексей Иванов своими книгами точно так же включает регионы
в глобальный контекст», - отмечает сооснователь и идеолог акции Егор Заикин.
В минувшую субботу в нашей школе вновь встретились желающие принять участие в Тотальном диктанте 12 апреля 2014 года. Проведено второе занятие. Его тема "Непроизносимые согласные". Также был наитруднейший диктант по тексту Дины Рубиной "Кордова". И тем не менее участники занятия были единодушны в своих оценках: "Здорово! Очень интересно!"