Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
11 ноября 2014
Сочинение о дружбе (задание 15.3)
Как написать сочинение на тему "Что такое дружба?" по заданию 15.3 ОГЭ по русскому языку (9 класс) -- по этой ССЫЛКЕ
04 ноября 2014
Итоговое сочинение
На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:
- Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
- Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"
- Проект рекомендуемых критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
- Технический регламент проведения итогового сочинения
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
- Обращаем внимание на то, что проект критериев для вузов носит рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.
Приглашаем также ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
30 октября 2014
Темы пробных сочинений из разных регионов
Небольшая
подборка тем из четырёх регионов.
Пробники
проводили сами регионы.
Тренировочный
экзамен от Рособрнадзора пройдёт 20 ноября.
Нижегородская область
1) Почему,
по мнению М.Ю. Лермонтова, любовь может быть созидательна и разрушительна
2) Когда и
почему человеку необходимы герои
3) Какие
картины природы пробуждают человека к жизни истинной, естественной?
4) Какие
нравственные ценности объединяют разных людей в поколение?
5) Что означает для человека выражение
"плыть по течению" или "против течения"?
1) Почему Белинский назвал поэзию Лермонтова
«Симфонией жизни»?
2) Какие
события в жизни людей ведут к единению, общности, а какие к вражде, раздору
между ними?
3) О чём
думает человек, вглядываясь в звёздное небо?
4) Какие
добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
5) Как можно
понять выражение: «Самый большой враг человека – он сам»?
Ставропольский край
1) «Жизнь
скучна без нравственной цели». (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений
М.Ю.Лермонтова).
2) «Война с
чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс
жизни...» (А.П. Платонов).
3) «Природа
не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых
говорит и чувствует». (Иоганн Вольфганг Гёте).
4) «Любовь и
уважение к родителям без всяко о сомнения есть чувство святое» (В.Г.
Белинский).
5) «Любовь
столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский)
Санкт-Петербург
1) Русская
история у Лермонтова.
2)
Природа-человек-гражданин.
3) Родители и дети.
4) Война и характеры людей.
5) Нравственный выбор
Красноярский край
1) "Что в имени твоём" (значение
творчества М. Ю. Лермонтова для молодого поколения 21 века).
2)
"Между жизнью и смертью" (нравственный выбор человека на войне).
3)
"Счастье - это быть с природой, видеть и говорить с ней." - Л. Н.
Толстой (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
4)
"Блудный сын - вечная притча в жизни и в литературе" (с опорой на
произведения отечественной и мировой литературы).
5) "Совесть, Благородство, Достоинство -
вот оно, святое наше воинство" - Б. Окуджава (с опорой на произведения
отечественной и мировой литературы).
Читать
далее:
http://sochinenie11.ru/o/143-temy-probnyh-sochineniy-s-raznyh-regionov.html
27 октября 2014
Методические указания по подготовке к сочинению
Методические указания по подготовке к сочинению по этой ссылке
Пособие с рекомендациями по подготовке к сочинению.
Содержание:
1. Методические указания
1. 1. Основные требования к сочинению. Методика работы
1.2. Типы тем
1.3. Типы планов
1.4. Структура сочинения
1.5. Специфика работы над темами по лирическим произведениям
1.6. Особенности работы над темами по эпическим произведениям
1.7. Работа над темами по драматическим произведениям
2. Контрольные задания
Пособие с рекомендациями по подготовке к сочинению.
Содержание:
1. Методические указания
1. 1. Основные требования к сочинению. Методика работы
1.2. Типы тем
1.3. Типы планов
1.4. Структура сочинения
1.5. Специфика работы над темами по лирическим произведениям
1.6. Особенности работы над темами по эпическим произведениям
1.7. Работа над темами по драматическим произведениям
2. Контрольные задания
Минобрнауки: проект приказа "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических кадров"
Минобрнауки подготовило проект ведомственного приказа "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников". По предложению министерства, режим рабочего времени и отдыха учителя должен учитывать пять условий. В том числе объем учебной нагрузки, время, которое требуется на подготовку к урокам и выполнение дополнительной работы за плату. Для педагогов обязателен перерыв - не меньше 30 минут и не больше двух часов, который не включается в рабочее время.
Нагрузка будет состоять из нормированной части и ненормированной. Нормированная - это сами уроки или занятия плюс так называемая "динамическая перемена" продолжительностью 40 минут. Нагрузка, которая не подлежит четкому подсчету, это участие в педагогических и методических советах, работа по подготовке и проведению родительских собраний, конкурсов, спортивных мероприятий, тренировочные сборы, дежурство в школе.
23 октября 2014
Тренировочное сочинение пройдёт 20 ноября
Апробация технологии проведения итогового сочинения будет проведена в российских регионах 20 ноября этого года, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. "Так как у нас сочинение проводится в таком формате в первый раз, то мы специально, чтобы отработать технологию организации сочинения, 20 ноября организуем апробацию проведения сочинения. Для его проведения регионы должны до 10 ноября разработать самостоятельно темы по тем направлениям, о которых уже говорилось, и определиться со школами, в которых будет проведена апробация. Мы рекомендуем, чтобы было задействовано не менее 30% школ", — сказал Кравцов.
21 октября 2014
Список произведений к выпускному сочинению от ФИПИ
1. Юбилей М.Ю. Лермонтова
• «Мцыри»,
• «Герой нашего времени»,
• «Демон»,
• «Песня про царя Калашникова..»,
• «Кавказский пленник».
• «Нет, я не Байрон, я другой...»,
• «Тучи», «Нищий»,
• «Из-под таинственной, холодной
полумаски...»,
• «Парус», «Смерть поэта»,
• «Бородино»,
• «Когда
волнуется желтеющая нива...»,
• «Пророк»,
• «И
скучно и грустно».
20 октября 2014
Образцы сочинений по направлению "Недаром помнит вся Россия"
16 октября 2014
Список возможных тем по первому направлению. Юбилей М.Ю. Лермонтова
Перечень конкретных тем по направлению "Юбилей М.Ю. Лермонтова" для подготовки. Не исключено, что какая-либо из этих тем может встретиться на экзамене.
• "Россия, Русь! Храни себя, храни..." Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова.
• "Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина.
• "И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей ’ (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени".
• "Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов).
• Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова.
• "Россия, Русь! Храни себя, храни..." Родина в творчестве М.Ю.Лермонтова.
• "Зачем я жил? Для какой цели родился?" Трагедия судьбы Григория Печорина.
• "И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей ’ (по произведению М. Лермонтова “Герой нашего времени".
• "Не верят в мире многие любви..." (М. Ю. Лермонтов).
• Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Комментарии к заданиям ЕГЭ и ОГЭ от И.П. Цыбулько
1. Совмещает задания А27 и А6. За это задание дается 2 балла. Обратить внимание на то, что ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом.
№2. обратить внимание учеников, что в задании нет нумерации вариантов ответа.
№3. – без комментариев.
№4. Не принципиально, как написать слово: рвАла или рвала.
№5. В новой демоверсии (октябрьская) в задании появилось слово «паронимы», чтобы ученики, исправляя слово, не использовали синонимы или просто слова с другим корнем.
№6. выписать в исправленном виде.
№7. Обратить внимание, что позиции в этом задании будут такие же, как в ДЕМО. (Других вариантов не будет!!!)
№8. В задании на корни будет только вариант «Найти проверяемую гласную корня».
№9. В задании будут не только те приставки, что в ДЕМО, но и на -и, -ы после приставок, и на Ъ и Ь знаки. ( все, как в задании на приставки раньше).
№10 и 11. важно написать слово (выбранное) без ошибок. Если с ошибкой, то задание обнуляется.
№12,13. В формулировке задания всегда будет СЛИТНО. В 12 – ищем 1 слово, в 13 – 2 слова.
№15. За задание 2 балла.
Задание объединяет в себе два из прошлого года: на запятые в ССП и предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однор членами.
№16. Только знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. (не тратьте время на уточнение, дополнение, приложение и т.д.)
№17,18. без комментариев. Изменений нет.
№20. Выписываем номера ответов. Их может быть 2 или 3.
№21. Как и за предыдущем, ставится только 1 балл, хотя ответов несколько. Если хоть один ответ неправильный, задание обнуляется.
14 октября 2014
Темы сочинений опубликуют за 15 минут до экзамена
"Темы сочинений, которые будут писать школьники, будут опубликованы за 15 минут до начала сочинения на сайте органов управления образованием, а также на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ. Темы будут по часовым поясам", — сказал Кравцов.
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс)
При
написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 4-5 страниц;
• суммарный объем введения и
заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
• почерк
должен быть разборчивым;
• соблюдать поля;
• писать желательно синей или фиолетовой
пастой;
·
на выбор
темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно
пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
• выбрав тему, конспективно
записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события,
эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
12 октября 2014
Основные способы приобретения грамотности
Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Какие приёмы используете вы?
Каждый человек борется с забывчивостью своими способами:
- запись,
- крестики на руках.
А что делать, если забывается изученный материал? Давайте вспомним основные приёмы и способы приобретения грамотности.
Совет К.Д. Ушинского: «...беспрестанно прибегать к повторениям». Л.Н. Толстой отмечал: «...старайся всё припомнить».
10 октября 2014
Рекомендации по написанию выпускного сочинения
1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в
которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на
литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема
была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой
творческой, что очень важно в литературе.
2. Определившись с темой, подберите эпиграф.
3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: – аспекты проблемы,
которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулированы и
ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства
свой точки зрения.
07 октября 2014
03 октября 2014
Подготовка к выпускному сочинению
По этой ссылке консультация специалиста о том, как надо готовиться к выпускному сочинению.
30 сентября 2014
Даты проведения сочинения
Рособрнадзор объявил даты проведения нового экзамена.
Основной этап пройдёт 3 декабря.
Для тех кто получит назачет, пересдача 4 февраля.
Выпускники прошлых лет смогут написать сочинение 6 мая. (Данный экзамен они могут сдавать по желанию).
Основной этап пройдёт 3 декабря.
Для тех кто получит назачет, пересдача 4 февраля.
Выпускники прошлых лет смогут написать сочинение 6 мая. (Данный экзамен они могут сдавать по желанию).
29 сентября 2014
Критерии оценки выпускного сочинения в вузе
Рекомендации от ФИПИ по оценке вузами сочинений выпускников. Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных. Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема. Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценки выпускного сочинения в школе
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Особенности формулировок тем выпускного сочинения
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Пересдача сочинения
Если в декабре ученик получит "незачёт", то написать заново сочинение можно будет в феврале и конце апреля - начале мая.
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/84-peresdacha-sochineniya.html
Выпускники прошлых лет получат возможность написать сочинение
Выпускники прошлых лет, которые планируют поступать в вузы, будут иметь возможность прикрепиться к ближайшей школе для того, чтобы написать сочинение. Об этом в интервью Российской Газете заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
28 сентября 2014
ЕГЭ: сочинение о воздействии музыки на человека
По мнению учёных, музыка может оказывать на нервную систему человека
различное воздействие. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и
развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и
чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
Во время осады Ленинграда на жителей города огромное воздействие
оказала 7-я симфония Шостаковича. Она придавала им силы, помогала выжить в
нечеловеческих условиях, помогла победить врага.
23 сентября 2014
Банк аргументов для сочинения по русскому языку на ЕГЭ
Банк аргументов для сочинения по русскому языку на ЕГЭ ссылка
Подписаться на:
Сообщения (Atom)