09 марта 2015

Как эффективно делать записи во время урока


Умение конспектировать новую информацию — навык, за который ваши ученики будут благодарны вам всю жизнь.
Подробно

Экзамены — зло и от них нужно избавляться?

Скриншот из фильма «Общество мёртвых поэтов»
Многие согласятся с тем, что, если студент глубоко понимает предмет, у него не возникнет трудностей при сдаче экзамена, даже если он не знает, в чём он будет состоять. Что происходит без понимания предмета? Обучение в этом случае сводится к подготовке к экзамену. Именно эта проблема имеется в виду, когда начинается критика современной системы экзаменов и аттестации. Тем не менее, даже без учёта требований централизованного тестирования студенты всегда думали и думают о том, какие ключевые знания им нужно получить в процессе изучения той или иной дисциплины. Это, между прочим, один из основных навыков обработки информации — выделить ключевые элементы и найти между ними взаимосвязи. Подготовка к экзамену работает неправильно и столь же полезна, как горчичники при запущенной пневмонии, если: а) сами экзамены проверяют совсем не понимание принципов и концепций, а знание фактов, и б) не были заложены фундаментальные основы для понимания ценности изучения дисциплины.

Сочинение на морально-этическую тему. Готовимся к ОГЭ

Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.
Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, бездушие, трудолюбие, учтивость, правда, отзывчивость, гордость, справедливость, ответственность.
К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.
Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие.

02 марта 2015

Объявлен автор текста Тотального диктанта-2015

Автором текста международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» стал русский писатель Евгений Водолазкин.
Тысячи людей 18 апреля придут на площадки по всему миру, чтобы написать текст специалиста по древней русской литературе, доктора филологических наук, сотрудника Пушкинского Дома, который специально подготовил его для акции «Тотальный диктант».
Самыми знаменитыми его работами стали «Соловьёв и Ларионов» и «Лавр», последний роман стал одним из главных литературных событий 2012 года.
«Выбор автора обусловлен тем, что в этом году мы решили развивать научно-методическую составляющую проекта, именно поэтому в качестве кандидатуры был выдвинут доктор филологических наук», - объясняет руководитель проекта Ольга Ребковец.

26 февраля 2015

В России стартовали бесплатные курсы подготовки к Тотальному диктанту

В России начались бесплатные курсы по русскому языку, которые проходят в рамках акции «Тотальный диктант». Занятия проводятся филологами, чтобы напомнить ряд правил, повысить уровень грамотности и подготовить желающих к участию в акции, которая состоится в этом году 18 апреля.
Подготовиться к Тотальному диктанту сейчас можно в более чем 40 городах России от Москвы до Владивостока, включая Новосибирск, Тюмень, Челябинск, Cамару, Волгоград, Ростов-на-Дону, Астрахань, Санкт-Петербург, Мурманск и другие.

23 февраля 2015

Что стоит, а что лежит в русском языке?


1.
 Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. 
2. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. 
3. То есть стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?

Секреты публичного выступления

Знаете ли вы, на что в первую очередь обратит внимание аудитория? На естественность поведения оратора. Ваше выступление может быть очень ценным, но при неправильной подаче информации вас ожидает провал.
Как себя вести?
1. Избегайте излишней жестикуляции. Она может быстро утомить присутствующих и вызвать у них раздражение. Жесты должны быть естественными и спокойными.
2. Не читайте все с листа. Важно установить визуальный контакт с аудиторией, чтобы она почувствовала вашу эмоциональность и заинтересованность в выступлении.

Российские школьники тратят 10 часов на подготовку уроков. А сколько времени уходит у вас?

Источник и интересные комментарии здесь
Весной текущего года школьники России примут участие в очередном международном исследовании PISA. Согласно результатам последнего тестирования в 2012 году, Россия занимает в международном рейтинге качества образования 34 место, снизив свою позицию за двенадцать лет на семь пунктов. Вместе с тем, по данным исследования учебной успеваемости PISA, которые приводит Международная организация по экономическому развитию (OECD), российские старшеклассники оказались на втором месте по продолжительности подготовки к урокам. Они тратят почти 10 часов в неделю на выполнение домашнего задания.

Первое занятие, или Как пишется слово ИНТЕРНЕТ

Отсылаю читателей моего блога по этой ссылке в блог моего большого друга и соратника Евгения Бикмаева

20 февраля 2015

"Русский по субботам": подготовка к Тотальному диктанту начинается

«Русский по субботам» — под таким названием в Астрахани пройдут еженедельные бесплатные занятия по русскому языку, которые проводятся в рамках проекта «Тотальный диктант».
 Первое занятие состоится 21-го февраля в 15:00 по адресу ул. Ульяновых, 4 (Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки) в актовом зале.
 Занятия адресованы всем желающим улучшить свою грамотность и подготовиться к Тотальному диктанту. Они будут проходить в традиционной для проекта форме: написание мини-диктантов, разбор и анализ встречающихся грамматических и лексических трудностей. Такая работа с «живым» текстом позволяет комплексно подходить к обучению языку, концентрируя внимание на трудностях, актуальных для реального функционирования речи. 

10 февраля 2015

"Прокурор общественной жизни"

Здесь в блоге BERGAMOT интересный дополнительный материал о М.Е. Салтыкове-Щедрине,творчество которого мы изучаем сейчас в 10 классе. Необходимо прочитать и запомнить. Пригодится не только на уроках литературы, но и в жизни.
На странице имеется также презентация о жизни и творчестве писателя и мультфильм по "Истории одного города".
Спасибо автору блога Анне Владимировне Сазоновой.

День памяти Александра Сергеевича Пушкина

08 февраля 2015

"Ты припомни, Россия!" Что читать о войне?

Здесь аннотированный список произведений о Великой Отечественной войне. 
Это не просто библиографический список произведений о Великой Отечественной войне. Время подарило нам новые средства для чтения: в Интернете сейчас содержится гораздо больше книг, чем в школьных библиотеках. В список вошли только те произведения, которые можно найти в полнотекстовом варианте в электронных библиотеках Интернета, – в библиографических описаниях списка приведены интернет-адреса.

Обучаемся скорочтению, развиваем память, избавляемся от стресса!

«Мозг:краткое руководство» – практические советы по улучшению работы мозга, принятию верных решений и развитию стрессоустойчивости. Вы сможете повысить продуктивность и достигнуть лучших результатов! «Скорочтение на практике» – книга-тренажер, позволяющая каждому освоить скорочтение с помощью комплексной методики с запоминанием и хорошей концентрации при чтении! «Развитие памяти» – простое, надежное и проверенное временем руководство для раскрытия потенциала своей памяти!

05 февраля 2015

10 проектов по литературе и русскому языку: всё в одном месте

В России продолжается Год литературы. Чтобы поддержать начинание, Edutainme собрали самые интересные сервисы и инициативы, посвященные книгам, культуре речи и изучению языка.

Кликните по ссылке

Объявлена дата Тотального диктанта

Тотальный диктант-2015 состоится 18 апреля. Об этом сообщила руководитель проекта Ольга Ребковец на III Конференции организаторов и экспертов Тотального диктанта, проходившей с 29 января по 1 февраля в Новосибирске.
В работе конференции приняли участие 150 экспертов-филологов и организаторов Тотального диктанта из 8 стран – России, Украины, Казахстана, Эстонии, Франции, Германии, Великобритании и Словакии. В Новосибирск приехали представители 60 городов России и мира – от Парижа до Владивостока и от Архангельска до Астрахани. Кроме того, более 150 новосибирцев посетили публичные лекции, проходившие в рамках конференции.
Участники конференции обсудили перспективы развития проекта «Тотальный диктант» и ключевые проблемы русского языка. Важным направлением развития Тотального диктанта в 2015 году станет зарубежная часть акции. Если в 2014 году диктант можно было написать в 89 зарубежных городах, в 2015-м планируется это число довести до 200. На конференции в Новосибирске прошла стратегическая сессия, посвященная развитию Тотального диктанта за рубежом, и круглый стол по конкретным проблемам организации зарубежных площадок.

01 февраля 2015

"Жесточайшая ревизия" в образовании

И. Яровая, Глава комитета Госдумы по противодействию коррупции, в выступлении во время парламентских встреч заявила о необходимости проведения "жесточайшей ревизии" качества и объема знаний, которые предлагают современным школьникам.
По её мнению, сегодня складывается такое впечатление, что усложнение российского образования предполагает то, чтобы у школьников были сформированы не знания, а любознательность.

23 января 2015

5 инструментов для лучшего запоминания информации

Исследователи провели тест и определили, какая часть сообщения докладчика запомнилась аудитории. Оказалось, что слушатели запомнили лишь половину десятиминутной презентации. На следующий день количество усвоенной информации из этой презентации упало на четверть до 25%, а через неделю в остатке слушатели помнили лишь 10%.
Почему эти цифры важны? Потому что помимо эффективно пройденного электронного курса и высокого набранного балла, нужно, чтобы слушатель запомнил и усвоил материал. Через какое-то время слушатель может не вспомнить конкретные детали курса, но у него сохранится некий «отпечаток» от его прохождения, что в свою очередь сохранит общее впечатление от курса. Или, слушатель может сохранить в своей памяти интересную историю или занимательную статистику. Таким образом, при разработке курса необходимо понять какие моменты из всего контента самые важные и сделать так, чтобы при обучении именно они вошли в те 10-15%, которые слушатели точно запомнят. Существует пять инструментов, которые помогут разработчику повлиять на процент запоминания материала и повысить его...
Читать полностью

15 января 2015

"Проверяю сочинения, написанные учителями..."

Текст длинный. Думаю, будет интересен только тем, кого интересует ЕГЭ и как часть С пишут СЛОВЕСНИКИ. (Заранее прошу прощения у всех, кого, возможно, обидела.)
Проверяю очередную порцию контрольных, написанных учителями. Проверяю уже седьмой год. Курс придумали мы с Андреем Нарушевичем и Надеждой Ароновной Шапиро (http://edu.1september.ru/distance/13/006/), но Андрей далеко, а у Н.А. своих работ полно. Вот и выпало это счастье мне. В этом году курс полностью обновлён. Одно из заданий – написать фрагмент сочинения по заданному тезису, только аргументы.
Чтобы не было так скучно, решила отдаться простейшей аналитике. Итак, 30 работ из случайно выбранного пакета. 9 написано от руки (30%) – это к вопросу о владении учителями компьютерной грамотностью. Одна – на машинке(!). Я уже лет десять не видела машинописного текста, а тут такой музей. Работы присланы со всей страны, есть и Москва (очень мало), есть и Камчатка, и Дагестан, далее – везде.

13 января 2015

Правила для элегантных женщин

Не могу удержаться, чтобы не перепечатать это.
1. ЗОНТ НИКОГДА НЕ СУШИТСЯ в раскрытом состоянии – ни в офисе, ни в гостях. Его нужно сложить и поставить в специальную подставку или повесить.
2. СУМКУ НЕЛЬЗЯ ставить на колени или на свой стул. Маленькую нарядную сумочку, клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула, или поставить на пол, если нет специального стульчика (такие часто подают в ресторанах). Портфель ставят на пол.
3. ЦЕЛЛОФАНОВЫЕ ПАКЕТЫ допустимы только по возвращении из супермаркета, также как и бумажные фирменные пакеты из бутиков. Носить их потом с собой в качестве сумки – жлобство.
4. МУЖЧИНА НИКОГДА не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
5. ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА – это брюки и свитер, удобные, но имеющие приличный вид. Халат, пижама предназначены, чтобы утром дойти до ванной, а вечером – из ванной в спальню.
6. С ТОГО МОМЕНТА, КАК РЕБЕНОК поселяется в отдельной комнате, приучитесь стучать, заходя к нему. Тогда и он будет поступать так же, прежде чем войти в вашу спальню.
7. ЖЕНЩИНА МОЖЕТ не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
8. ПРАВИЛА ОПЛАТЫ заказа в ресторане: если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите.

11 января 2015

Мини-клише для сочинения. Часть 2

Сочинение по данному тексту (задание 25)
1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2.Проблема, поднятая в тексте
3.Комментарий
4.Авторская позиция
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или   противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов,опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение

Мини-клише для сочинения. Часть 1


  1. Вступление.  Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
  2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор.

10 января 2015

ЕГЭ: энциклопедия аргументов

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?