09 июля 2019

Дамские штучки: Дитмар Эльяшевич Розенталь

Дамские штучки: Дитмар Эльяшевич Розенталь: Прежде всего ссылка на статью об этом великом лингвисте  https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=email А теперь о моих взаимоотнош...

Дитмар Розенталь – профессор «Великого и могучего»

Дитмар Розенталь – профессор «Великого и могучего»
Этот удивительный человек владел 12 языками, при этом считая русский наиболее сложным из них. Ему была важна абсолютная правильность речи у публичных людей. Его приглашали для обучения литераторов, дикторов, журналистов. Правилами русского языка, которые вывел именитый языковед, и его учебниками пользуются до сегодняшнего времени. Это не то иной, как Дитмар Розенталь – личность, изменившая русский язык. Именно он сформулировал все основные правила и законы русского языка, написал ни один десяток

Читать далее: https://isralove.org/load/13-1-0-2617?utm_source=copy 

08 июля 2019

Зарплатное образование

Опрошенные “Ъ” эксперты считают необходимым зафиксировать базовую ставку учителя на уровне двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Они заявили, что сейчас учителя в российских регионах зачастую получают меньше 70% средней зарплаты по региону, потому что зарплатных фондов «едва хватает на базовые выплаты». Ранее на парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева признала, что сейчас базовая (гарантированная) зарплата учителя иногда составляет всего 10% средней заработной платы в регионе, тогда как должна составлять не менее 70%.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева на прошедших в начале этой недели парламентских слушаниях призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки». Госпожа Васильева добавила, что сейчас в большинстве регионов пропорция не соблюдается: «Иногда гарантированная часть доходит до 10%». Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также председатель Госдумы Вячеслав Володин. «В тех регионах, где средняя зарплата — 28 тыс. руб., 20 тыс. вы должны в договоре предусмотреть. Не получится, что это 12 тыс., 15 тыс., коллеги»,— обратился он к участникам слушаний.

Названы предметы, которые оказались самыми сложными на ЕГЭ этого года

Стало известно, какие предметы на ЕГЭ оказались для российских школьников в этом году самыми сложными.
Как рассказали в Рособрнадзоре, предметами, при сдаче которых больше всего учеников не смогли преодолеть минимальный порог, необходимый для поступления вузы, оказались обществознание, биология и химия. Они не являются обязательными для получения аттестата об окончании школы, поэтому пересдать их можно будет только в следующем году.

Лишь бы контроль качества образования не помешал урокам

В Интернете попался крик души преподавателя, посвятившего школе 38 лет: «Сейчас, как никогда прежде, не дают учить. Всю вторую четверть дети писали всероссийские проверочные работы (ВПР), диагностические работы и внутришкольные мониторинговые срезы». А ниже вместо подписи лишь риторический вопрос, обращенный в пространство: что, мол, проверяют, если мы еще ничему не научили?

23 декабря 2018

Победа в конкурсе "Литературная Россия"


И ещё одна победа в нашу с моими учениками копилку. Снова ученица 10 класса в победителях. Она завоевала диплом победителя I степени во Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских и творческих работ "Литературная Россия".

Победители Всероссийской викторины

Стали известны результаты Всероссийской викторины, посвящённой 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева "Вся моя жизнь в моих сочинениях..." Две моих ученицы 10 класса получили дипломы I степени, семиклассник -- диплом    III степени и  его одноклассница -- сертификат участника. Что тут скажешь! Молодцы! Мне, как водится, благодарственное письмо. Всего в школе в викторине участвовали 25 человек. Ученица 9 класса моей коллеги заняла второе место.

16 декабря 2018

Опорный конспект в дополнение к предыдущему посту

По этой ссылке опорный конспект с моего сайта "Уроки словесности.  Онлайн кабинет". Там приведена таблица о правописнии Н и НН в прилагательных и алгоритм выбора верного написания.
Поясняю: подобные посты в моём блоге я публикую в  связи с тем, что сейчас в разных классах, где я работаю, мы проходим эту тему. И, к сожалению, ошибок на эту орфограмму ученики допускают много. О причинах напишу позже. 

Отыменные и отглагольные прилагательные: прописные истины

Отыменные прилагательные -- это прилагательные, образованные от имен существительных. Они образуются при помощи суффиксов -ан-/-ян-, -ин-, которые пишутся с одной буквой Н, а также при помощи суффиксов -онн-/-ённ-/-енн- -- с двумя буквами НН

Две буквы Н пишутся  и в прилагательных,  образованных  при помощи суффикса -н-, который присоединяется к основе на Н. 
Например, кожа -- кожаный, серебро -- серебряный (исключения: оловянный, деревянный, стеклянный), гусь -- гусиный: авиация -- авиационный, письмо -- письменный (исключение ветреный); карман -- карманный.
Отглагольные прилагательные образуются от глаголов и называются отглагольными, если у них нет приставки и зависимого слова. Такие прилагательные пишутся с одной буквой  Н. 
Если слово имеет приставку или зависимое слово, то это -- причастие, и пишется оно с двумя НН. Например, варить -- варЁНый, но варЕННый в мундире картофель; сварить -- СварЕННый. Общим условием написания двух букв НН в бесприставочных и приставочных прилагательных/причастиях  является совершенный вид глагола, от которого они образованы. Например, бросить (что сделать? СВ) -- брошЕННый, купить -- куплЕННый, пленить -- пленЁННый.
Это также прописная истина, изучаемое в школе правило, однако, по моим наблюдениям, дети  не умеют его применять на практике и допускают очень часто ошибки.
Ещё надо прилагательное/причастие не спутать с наречием!  
 

Призёр олимпиады

Всем известно, как трудно победить на олимпиадах по русскому языку и литературе ученику  обычной общеобразовательной школы. Мы искренне порадовались за мою ученицу 10 класса Олесю Х., которая стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 

10 декабря 2018

Как мотивировать учеников?

От мотивации зависит эффективность учебной и профессиональной деятельности. Важно знать, что есть два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация связана с обстоятельствами, которые мотивируют человека к действиям, а внутренняя — с мыслями, эмоциями и личными намерениями. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию человеку нужно быть убежденным в том, что ему нравится заниматься той или иной деятельностью. Результат будет вознаграждением для человека.
Но для начала надо выяснить, что является причиной низкой внутренней мотивации учеников. Это может быть просто нежелание учиться или ошибки, которые родители допустили при воспитании ребёнка. Например, одной из ошибок может быть «стратегия избегания» — когда человек уходит от трудных ситуаций. Обучение может быть той самой трудной ситуацией для ученика, поэтому стоит разобраться в сути конкретной проблемы и постараться устранить её.
Более 50 лет назад американская учительница Барбара Шил в ходе эксперимента выяснила факторы, которые привели к росту внутренней мотивации учеников. Ими оказались — свобода действий, поддержка со стороны учителя, снабжение техническими и иными средствами изучения материала, а также возможность общаться друг с другом.
Снабжение средствами изучения материала — это, вероятно, самый актуальный фактор на сегодняшний день. Егор Алексеевич Королёв — учитель профильного журналистского класса при Санкт-Петербургском государственном университете поделился несколькими полезными советами, которые смогут помочь мотивировать учеников и вызвать у них интерес к учёбе:
  1. Необходимо использовать для обучения смартфоны и планшеты.
«Не говорить детям "ах вы злодеи, уберите свои телефоны". Нет. Правильно будет "возьмите телефоны и давайте займемся делом". То есть будем учиться, развлекаясь».

Учитель словесности: Ольга Васильева: Старшеклассники (и взрослые) не у...

Учитель словесности: Ольга Васильева: Старшеклассники (и взрослые) не у...: Вести образова ния.      В России лучшая в мире начальная школа, но старшеклассники не умеют читать и не понимают прочитанный текст, об эт...

В Госдуму будет внесен законопроект о базовой ставке учителя не ниже двух МРОТ

В Госдуму будет внесен законопроект о базовой ставке учителя не ниже двух МРОТ. В ближайшие две недели депутаты Государственной Думы Олег Смолин и Николай Коломейцев внесут в нижнюю палату парламента предложение о закреплении ставки заработной платы педагогических работников на уровне не ниже двух региональных МРОТ. 
Профсоюз «Учитель» разработал и представил в мае 2018 г. на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ предложения по совершенствования системы оплаты труда педагогов. Одной из главных проблем существующей модели оплаты труда является рост трудовой нагрузки на учителей (как по ведению уроков, так и за рамками учебных часов), за счет которого чиновники имеют возможность отчитываться о росте зарплат. Это неизбежно негативно сказывается на качестве образования, состоянии здоровья педагогов, ведет к оттоку из сферы образования лучших кадров.

09 декабря 2018

Полуфиналисты Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников

В начале ноября 14  учеников нашей школы приняли участие в отборочном туре Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников "Страница 19". Двое из них, в соответствии с квотой, прошли в полуфинал в регионе и получили дипломы полуфиналистов. Одна из девушек -- моя ученица из 10  класса. Она получила по 5 баллов по всем критериям. Высшая оценка по каждому критерию -- 6 баллов. Конкуренция была жёсткой и жюри строгое.  В его составе были доктор филологических наук, поэтесса-- бард, артистка, чиновники сферы образования.

Опять о "нечитающем" поколении

Буквально - «что вижу - то пою» Вернее поют на сцене дети… Сегодня в школе репетиция к предстоящему празднику А я сижу и получаю удовольствие от наблюдения, да ещё и под музыку.
И вот, например, что я наблюдаю… В актовом зале школы собралось сразу несколько классов. Как это бывает на репетициях - одни на сцене, другие ждут своей очереди. Короче - процесс долгий, и отчасти тягомотный… Прогон, еще прогон… Время съедается много. Жалко времени… И вот я вижу, что многие дети (не все, но большая часть) пришли с книгами и в перерывах, в моменты ожидания – читают. Реально читают каждый свое. Настолько заинтересованно, что когда их строят в колонны, чтобы подниматься в класс, – продолжают читать, стоя в рядах одноклассников… Ну, вобщем, и правильно - чего время-то терять зря…
А говорят, что дети не читают…
В чем секрет? В педагогически грамотной постановке дела. Классу - перед тем как спуститься в актовый зал - было предложено зайти в библиотеку и взять книги для чтения дома. И потом сразу без захода в класс – они отправились на репетицию, с книгами под мышками.
Так у детей появляется позитивный опыт вместо скуки и драки занимать себя чтением 
https://pedsovet.org/beta/article/opat-o-necitausem-pokoleniiКатегория: Литера

Оксфордским словарем названо слово года

По сообщению на сайте Оксфордского словаря, в нынешнем году словом года – Word of the Year 2018 – стало прилагательное «toxic» (токсичный), синонимами его можно употребить слова «ядовитый», «отравленный».
Прилагательное «toxic», определяемое как «ядовитый», впервые появилось на английском языке в середине XVII-го века от средневекового латинского «toxica», что означает «отравлено» или «проникнуто ядом».
По мнению экспертов, в нынешнем году интерес к «toxic» сильно вырос, а поскольку прилагательное использовали в совершенно разных контекстах и в самых обсуждаемых темах года, поэтому неудивительно, что «toxic» стало выбором Word of the Year. Данные сайта показали, что наряду с 45%-ным увеличением количества просмотров страницы со значением этого слова на oxforddictionaries.com, за последний год слово «toxic» использовали в различных контекстах, как в его буквальном, так и в более метафорическом смысле.

05 декабря 2018

К вопросу об использовании примеров в итоговом сочинении


Завершая тему итогового сочинения, размещу выдержку из задания этого года:

"В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал".

Это к вопросу, можно ли использовать в качестве примеров произведения мировой литературы. Ответ однозначный: можно. Об остальном говорено-переговорено. С почином вас в государственной итоговой аттестации!


04 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Уроки французского"

Напоследок ещё одна подсказка. Повесть В. Распутина "Уроки французского" об уроках доброты и... жестокости. Как, по-вашему, к своим ученикам относятся Лидия Михайловна и директор Василий Андреевич: кто из них по-человечески вам более симпатичен?
Лидия Михайловна по-человечески пожалела одинокого полуголодного ребёнка. Игра для учительницы стала единственно возможным средством  поддержать своего ученика: на вырученные деньги он мог купить себе немного еды
Формально директор поступил правильно. Однако его решение жестокое: он даже не попытался разобраться в том, чему сам стал свидетелем. Ведь учительница делала всё, что было в её силах. Интересовался ли директор тем, как живут ученики, каждый ли день удаётся им хоть немного поесть? Директор мог расспросить обоих или поговорить с учительницей наедине, а потом принимать решение об её увольнении.

03 декабря 2018

Направление "Доброта и жестокость": повесть "Детство"

Мы забыли, собирая материал для сочинения по направлению "Доброта и жестокость", о повести М. Горького "Детство". А ведь в ней  содержится богатейший материал о "свинцовых мерзостях дикой русской жизни"(жестокость) и светлых и добрых людях в доме деда Каширина (доброта). Писатель показывает как положительные, так и отицательные черты русского национального характера, в котором уживаются жестокость, жадность, эгоизм, лживость, раболепие и непокорность, стойкость, щедрость, доброта и любовь к людям. Найдите и прочитайте сцену "Обед в доме Кашириных" или как дед по субботам наказывал провинившихся за неделю. И обязательно прочтите о бабушке Алёши Акулине Ивановне, Цыганке, Хорошем Деле. Думаю, это поможет вам раскрыть тему и доказать экспертам, которые будут проверять ваше сочинение, какой вы вдумчивый читатель и вспомнили повесть, которую читали на уроках литературы в 6 классе.

"Месть и великодушие": повесть "Выстрел"

Прекрасным материалом для  сочинения по направлению "Месть и великодушие" может послужить повесть А.С. Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести Белкина". Она изучается в 6 классе. Далее вопросы по этому произведению для того, чтобы вы могли вспомнить сюжет, и для размышления, чтобы использовать этот материал в сочинении.
  • Кто был давним обидчиком Сильвио? Кому Сильвио готовит свою месть?
  • Почему произошла ссора между Сильвио и его обидчиком?
  • Что определяет поведение графа и Сильвио в полку?
  • Как проходила дуэль? Вы читали о дуэлях в произведениях русской литературы, но эта дуэль была особенной. Чем же она так отличалась?
  •      Почему Сильвио задержал ответный выстрел?
  • О чём говорилось в письме, которое позвало Сильвио в дорогу?

Роль мечты в моей жизни

 Конечно, трудно (практически невозможно) написать хорошее сочинение не знамо на какую тему. И тем не менее я рискну дать рекомендации для написания сочинения по направлению "Мечта и реальность". Если тема будет сформулирована, к примеру, так: "Роль и значение мечты в моей жизни". Чтобы раскрыть эту тему, необходимо ответить на следующие вопросы.
  • Нужно ли современному человеку мечтать?
  • Какой может быть настоящая мечта?
  • Почему нам хочется верить в сказку, в чудо?
  • Может ли сам человек поверить в сказку, чудо в своей жизни, судьбе или кто-то ему должен помочь сделать это?
  • Мечтания -- это пустое времяпрепровождение или устремлённость в будущее, плодотворный труд души, напряжение всех жизненных сил человека для достижения главных целей, его предназначения?
Повесть А. Грина "Алые паруса" можно использовать в качестве одного из аргументов.
(В произведениях, прочитанных на уроках литературы  в 6, 7, 8 классах, по-моему, можно найти аргументы и мысли для тезисов на любую тему. "Алые паруса", кстати, изучаются в 6 классе).