05 августа 2019

Заметки к урокам: цезура

М.В. Панов. Рассказы о русском стихе. Цезура. (В оцифрованном виде статьи не нашла, поэтому ссылки нет).

"Вот стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое можно перечитывать бессчётное  число раз, и оно снова и снова приносит радость и счастье.
Выхожу • один я на дорогу;
Сквозь туман • кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, • пустыня внемлет Богу,
И звезда • с звездою говорит...
В каждом стихе после третьего слога следует цезура: третьим слогом оканчивается слово, и все эти три слога -- интонационная целостность. После цезуры -- вторая часть строки -- тоже является интонационной целостностью, единством.
Итак, цезура -- особое средство организации стиха: постоянное разделение, разрыв внутри стиха (стихотворной строчки)."
Получается, что цезура -- это перепад интонаций, фразораздел, пауза. М.В. Панов приводит примеры стихов, когда в слове, предшествующем цезуре, усиливается ударение  или замедленно произносится ударный слог. Цезура вместе с другими особенностями стиха способна создавать его напевный характер. Она поддерживает выразительность и достоинство тактового  стиха.
Какую практическую пользу ученик может извлечь из этой информации? (В школе всё теперь рационалистично и направлено на натаскивание к экзамену. Плохо это или хорошо -- другой разговор. Может быть, и хорошо: ведь спортсмен добивается высокого результата после изнурительных многочасовых тренировок. Значит, такие тренировки показаны и в освоении школьных предметов).
Во-первых, знание цезуры как литературоведческого термина необходимо тому, кто собирается сдавать литературу. Во-вторых, (это для всех девятиклассников) помогает научиться выразительно читать. Пусть на устном собеседовании тексты прозаические, но умение сделать при чтении правильный фразораздел будет нелишним. И наконец, в-третьих, эстетическая сторона дела: звучание стиха, его напевность, эти волны и перепады, преграды. Цезуры как бы увеличивают число преград. Почитайте стихи из ранней книги Б. Пастернака "Поверх барьеров"... "Цезура вместе со всей ритмикой превращается в метафору, в звуковое подобие самых глубоких основ поэзии Б. Пастернака." (М.В.  Панов).
Итак, учитесь читать! 

03 августа 2019

О юбилее ГПУ ... и влиянии литературы на нашу жизнь

В.Я. Пропп о парадоксе 1960-х:
В 1967 году Пропп сделал удивительную запись в дневнике:
Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. «Ревизор» не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни, а у нас казнены уже миллионы, а палачи возведены в газетах в герои. Юбилей ГПУ — с музыкой и спектаклями, а те, кто видел наши застенки (я видел и кое-что знаю), только и могут, что сидеть по углам и быть незаметными. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы. Самые великие никогда не поучали (даже хотели этого), они были.

Учитель словесности: Слова, в которых второй слог ударный

Учитель словесности: Слова, в которых второй слог ударный: Нашла в ФБ.

01 августа 2019

Летнее чтение: "Дождь в Париже"

Аннотация от ЛитРес
Многим из нас знакомо стремление убежать от неудач и потрясений. Кому-то достаточно взять небольшой тайм-аут, чтобы все нормализовалось. Другим не хватит и полной смены обстановки – всегда найдется что-то, что не даст отвлечься от прошлого…
Герой романа «Дождь в Париже» сорокалетний Андрей Топкин прилетел в столицу Франции с надеждой вырваться из черной полосы неудач и унылой повседневности. Но чужой город даже не собирается дарить ему новую жизнь. День за днем Топкин просиживает в номере, пьет, думает о прошлом, о разъехавшихся по миру друзьях и родственниках, о себе и своей родине. А за окном – серый пейзаж, который не меняется. В Париже все время идет дождь…
Недавно я прочитала книгу Романа Сенчина "Зона затопления". Она мне понравилась. Похожа на "Прощание с Матёрой" В. Распутина. Порекомендую её 11-классникам. И вот теперь "Дождь в Париже". 
Главный герой напоминает Обломова и буквально списан со многих молодых людей, которых встречаю на каждом шагу. Бездеятельных, не обретших смысла в жизни, укрывающихся в каком-никаком уюте своих квартир и Интернете, ничего не умеющих делать руками. Такой вот мой злой приговор этим "героям" и... себе. Ведь это ... дети наши.
Книга номинирована на премию "Большая книга"

Дождались, введен экзамен для учителей

ссылка
Наши власти всерьез задумались о том, что педагогов не хватает. А хороших педагогов не хватает катастрофически. Чтобы как-то исправить ситуацию, было принято решение, ввести обязательный экзамен, на повышение квалификации педагога.

31 июля 2019

«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой

Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знаниям, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. 
Полезные мысли и идеи можно найти в статье и современному учителю.
В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
➢Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
➢То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
➢Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
➢Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
➢Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Картина Аркадия Пластова «Л. Н. Толстой с яснополянскими школьниками», 1959 год

29 июля 2019

Важные изменения ЕГЭ 2020



ссылка
По ссылке о важных изменениях ЕГЭ 2020: предметы (список), даты (расписание), баллы -- официальная информация.

28 июля 2019

ФИПИ ОГЭ 2020 года по русскому языку


ссылка
По ссылке подробная информация об изменениях, какие  подготовил ФИПИ, и чем ОГЭ 2020 будет отличаться от ГИА-9 прошлых лет.

27 июля 2019

Русский язык и культура речи: подготовка к ОГЭ

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью "Русский язык и культура речи" для 9 класса ссылка
Программа нацелена на систематическую подготовку учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку.

Летнее чтение. "Брисбен"

Евгений Водолазкин. "Брисбен".
Справка. Брисбен -- крупный город на восточном побережье Австралии. Административный центр штата Квинсленд. Это третий город после Сиднея и Мельбурна. В Брисбене и окрестностях проживает около 2,2 млн человек. . Источник 
Роман в три октавы. Галина Юзефович -- литературный обозреватель "Медузы" -- о том, как устроен  "Брисбен", самая музыкальная книга Евгения Водолазкина. Это подробный профессиональный отзыв о романе..ссылка

Я читала два предыдущих романа Евгения Водолазкина: "Лавр" и "Авиатор", и они произвели на меня большое впечатление. Новый роман, как утверждают критики, не похож  на написанное раньше. Он другой. Правда, я не услышала в нём той музыки, о которой пишет Галина Юзефович (немузыкальный и необразованный в этом отношении я человек). Но поделиться с читателями ссылками и этой короткой заметкой о своём впечатлении от прочитанного считаю необходимым. 
И вот ещё картинка -- город Брисбен. Из романа непонятно: уехала или не уехала туда (или её убили в Киеве) мать главного героя. 
Вообще, произведение таит в себе элементы притчи. В нём несколько раз повторяется фраза: "Жизнь -- это долгое привыкание к смерти". И ещё одна цитата из романа: "Когда спать стало невозможно, он обратился к чтению. Оказалось, что книги правильно подобранные, ограждали от действительности не хуже сна". Цитаты заставляют задуматься и поразмышлять над ними. 
Роман номинирован на премию "Большая книга" 2019 года.
 

23 июля 2019

Летнее чтение: "Дети мои"

Гузель Яхина. "Дети мои"
О жизни колонии немцев в Поволожье через судьбу главного героя -- учителя немецкого языка Якоба Ивановича Баха. Роман прочитала, что называется, на одном дыхании.
Что меня в нём поразило? Насыщенность огромным количеством фактов  из истории поселения в тесной связи с историей нашей страны. Многое узнала о быте, устоях, нравах и прочем из жизни этого удивительно трудолюбивого и культурного народа и при том... абсолютно безграмотного и даже невежественного. Это, во-первых. А во-вторых, хочу сказать о языке и стиле   романа. Как у наших классиков -- полный стиль, с ответами на весь комплекс вопросов: что где произошло с кем, каково это было, когда, зачем и почему и т.д.. Предложения выстроены, как по линеечке, не по-нашему, эсэмэсному.
Отрывки из  романа встретились мне в 2018 году, когда я в очередной раз вела занятия по подготовке к Тотальному диктанту. В качестве тренировочных, а потом и для основного диктанта были предложены тексты из "Детей моих".
Он... "торопливым шагом направлялся по главной улице, широкой и прямой, как раскатанный отрез доброго сукна. Мимо аккуратных деревянных домиков с высокими крыльцами и нарядными наличниками (что-что, а уж наличники у гнадентальцев всегда глядели свежо и весело -- небесно-синим, ягодно-красным, кукурузно-жёлтым). Мимо струганых заборов с просторными воротами (для телег и саней) и низёхонькими дверцами (для людей). Мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок..." Учителя русского языка могут по достоинству оценить текст... насколько он подходит для школьных диктантов. А какая экспрессия!
-- Это, как у Маркеса, цикличная история? -- задаётся вопросами автор предисловия к роману. -- Магическая? Почему сбываются Баховы сказки? Сталин с его "братья и сестры" -- это повторение немки-императрицы Екатерины, обращавшейся к привезённым ею же немецким колонистам: "Дети мои"? Оттуда, видимо, и название романа".
В романе -- реалистическом по своей сути -- есть  элементы и мистики, и  фэнтези,  и триллера.
Роман "Дети мои" в шорт-листе премии "Большая книга" 2019 года, его можно прочитать бесплатно на ЛитРесе и проголосовать за него.

22 июля 2019

Лучшие книги. Выбор экспертов

СПИСОК преподавателя литературы Сергея Волкова ссылка
Сергей Волков
Филолог, преподаватель. С 1992 по 2016 год преподавал русский язык и литературу в московской школе № 57. С 2007 года преподаёт в НИУ ВШЭ. Руководитель кафедры словесности "Новой школы". Автор статей, посвящённых литературе и вопросам образования. Главный редактор журнала "Литература".



СПИСОК литературного критика Елены Макеенко  ссылка
Елена Макеенко


Литературный критик, редактор проекта "Полка". Кандидат филологических наук. Сооснователь и соредактор сибирского  интернет-журнала Siburbia. Сотрудничала с изданиями "Афиша Daily", The Village, Booknik, Еsquire, "Новый мир". Ведёт обзор современной русской прозы на сайте "Горький". Куратор программы Красноярской книжной культуры.

21 июля 2019

Научи компьютер понимать наш мир и эмоции

Прочитав статью об Анне Ахматовой на "Меле" и разместив ссылку на неё у себя в блоге (см через пост ниже), я заинтересовалась тональным словарём русского языка, о котором там упоминается. Не стала гуглить, воспользовалась Яндекс поиском (он мне кажется более основательным) и нашла любопытные материалы. ссылка на один из них. Он мне показался понятнее других.
Как научить компьютер понимать не только наш язык, но и наши чувства, эмоции, отрицательный/положительный смысл слов...
Организаторы создания  такого словаря для машины призывают нас поучаствовать в этом деле:
  • Важная цель нашей инициативы — восполнение недостающих лингвистических ресурсов для русского языка, открытых для использования исследователями, учёными-лингвистами и инженерами-практиками. Мы рассчитываем, что основываясь на данных разметки будут проведены интересные исследования, написаны научные статьи, статьи на Хабре, появятся инженерные продукты и открытые технологии.

    Вы можете помочь проекту следующими способами:
    • Участвовать в обучении бота. Это легко и увлекательно, а также позволяет прокачивать своё языковое сознание и подмечать интересные особенности русского языка.
    • Лайк, шер, Алишер! Делитесь ссылками на проект в социальных сетях, расскажите о нём в своём блоге или на сайте.
    • Конструктивная критика помогает развиваться и не погружаться в болото собственных иллюзий. Обсуждение очень важно, чтобы вовремя корректировать курс и создавать действительно полезный ресурс. Единственное пожелание: критикуете — предлагайте.
    • Семантика и когнитивная лингвистика. Мы стараемся прокачать своё понимание современных подходов к семантике и созданию такого рода ресурсов. Будем рады совету или рекомендации, что почитать, что изучить, с кем посоветоваться.
    • Распространение информации. Нам пригодится ваш совет о том, где ещё можно рассказать о проекте — это может быть ваш любимый техноблог, онлайн-журнал о технологиях, группа во ВКонтакте/Слаке/Телеграме или что-то другое.
    • Открытые данные на Карте слов

После уроков: «Мы, дядя Ваня, будем жить..."

После уроков: «Мы, дядя Ваня, будем жить...": "Было поистине изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов! ", - позже скажет о нем Бунин. В ночь с 14 на 15 июля 19...

Три графика об Анне Ахматовой

Анна Ахматова: "Я никогда не любила видеть свои стихи в печати. Если на столе лежала книжка (…) с моими стихами, я ее хватала и прятала. Мне это казалось неприличным, как если бы я забыла на столе чулок или бюстгальтер… А уж чтобы при мне читали мои стихи — просто терпеть не могла."
Любопытную статью об Анне Ахматовлй и её творчестве можно прочитать по ссылке . Её название вынесено в заголовок  данного сообщения.  Суть статьи заключается в том, что её авторы измерили эмоциональный заряд стихотворений поэта. То есть в материале не только рассказывается о стихах и жизни Ахматовой, но и представлены графики её настроений в разные периоды. Алгеброй поверили гармонию...
Кстати, 23 июня исполняется 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.
Приведённая в начале поста цитата мне показалась интересной  потому, что из неё видно, во-первых, как требовательно относилась поэтесса к своему творчеству, во-вторых,  насколько, была скромна, и в-третьих, как рефлексировала по поводу того, что выставляла на всеобщее обозрение личное, глубоко интимное. (Мы сейчас об этом даже и не задумываемся, "сливая"всё о себе в соцсетях).
А стихи-то её стали общемировым достоянием. И каждый может " примерить" их на себе...
Не перестаю восторгаться ими и оторопело застывать от магии поэтического слова.
Амадео Модильяни. Анна Ахматова.
Подробнее на ТАСС:
https://tass.ru/spec/ahmatova?utm_source=tass&utm_medium=teaser&utm_campaign=teaser

20 июля 2019

Рабочая программа и КТП по литературе для 11 класса

Рабочая программа по литературе для 11 класса по учебнику Б.А. Ланина ссылка
Изменённое календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе по учебнику Б.А. Ланина ссылка

19 июля 2019

Исторический контекст литературных произведений

ссылка
По этой ссылке можно найти несколько вебинаров об исторической основе литературных произведений из школьной программы.
В Греции... в Интернете есть всё. Нужно только 1) знать, что нужно; 2) уметь правильно сформулировать поисковый запрос; 3) иметь таких знакомых блогеров, которые интересуются примерно тем же, что и ты,  они ссылочкой обязательно поделятся... и ты получишь нужное, полезное, может быть, где-то используешь... На уроках, к примеру. А в своём блоге сохранишь. Как делаю это я.
Мне очень хорошо помогает ориентироваться во многих вещах автор блога "Учитель словесности" Спасибо Вам, Светлана Георгиевна! На материал этого поста я вышла благодаря ей.

16 июля 2019

Заметки к урокам: о моностихе

В. Брюсов. "О, закрой свои бледные ноги". По поводу этого стихотворения Брюсов  говорил: "Если вам нравится какая-нибудь стихотворная пьеса, и я спрошу вас: что особенно вас в ней поразило? -- вы мне назовёте какой-нибудь один стих. Не ясно ли отсюда, что идеалом для поэта должен быть такой один стих, который сказал бы душе читателя всё то, что хотел сказать ему поэт?.." 
Однажды критик А. Измайлов задал Брюсову вопрос: "Какой смысл могло иметь Ваше одностишие о "бледных ногах"?.. Правда ли, будто оно относилось к снятому с креста Христу? В таком случае, в нём в самом деле был смысл?" Брюсов ответил: "Нет. Я не разумел этого. Тогда, в самом начале, я и Бальмонт ничуть не меньше, чем и сейчас, интересовались всякими новыми формами стиха. Мы остановились на факте, что у римлян были законченные стихотворения в одну строку. У них в самом деле есть однострочные эпиграммы и эпитафии, вполне округлённые по смыслу. Я просто хотел сделать такую попытку с русским стихом", Примеры моностихов Брюсова. "На пике скалы у небес я засну утомлённо". "Воскреснувшей страсти безумные очи".

15 июля 2019

Из моих публикаций

"Нарушение пунктуационных норм в Тотальном диктанте 2018 года, или Работа над ошибками". Моя статья в сборнике Новосибирского государственного университета ссылка

14 июля 2019

Премия "Большая книга"


Премия «Большая книга» основана в 2005 году. Вручается за лучшую книгу в любом прозаическом жанре, включая мемуары, жизнеописания, другую документальную прозу и авторские переводы. Цель премии – поощрять авторов, способных внести вклад в культуру России, и повысить интерес к чтению.   
Совет экспертов формирует лонг-лист участников и шорт-лист финалистов. Литературная академия (жюри премии) вручает призы в номинациях «За честь и достоинство», «За вклад в литературу» и выбирает троих победителей.  
Финансирует премию «Центр поддержки отечественной словесности». Общий призовой фонд премии составляет 6 миллионов рублей. Приз за первое место – 3 миллиона рублей, за второе – 1,5 миллиона рублей, за третье – миллион.  
По итогам читательского голосования три произведения награждают памятными статуэтками. Читатели знакомятся с работами финалистов и голосуют на сайтах библиотек-партнеров.  
В состав Литературной академии в разные годы входили Даниил Гранин, Владимир Маканин, Эдвард Радзинский, Андрей Битов, Александр Архангельский и другие писатели, журналисты предприниматели, литераторы и общественные деятели.  
Лауреатами премии становились Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, Гузель Яхина, Михаил Шишкин, Мариам Петросян, Евгений Водолазкин, Анна Матвеева, Владимир Сорокин и другие.

Литературные премии

Литературные премии России ссылка

Учитель словесности: Глинкина Л.А. "Иллюстрированный толковый словарь з...

Учитель словесности: Глинкина Л.А. "Иллюстрированный толковый словарь з...: Скачать Спасибо, Светлана Георгиевна, за информацию.