Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
20 мая 2023
Подарили мне пионы...
19 мая 2023
Лексический анализ. Задание 6 ОГЭ
Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ
Пунктуационный анализ -- задание 3 ОГЭ по русскому языку по ссылке . С ответами. Удобно для самопроверки. Рекомендую 9-классникам.
18 мая 2023
Грамматические ошибки. Задание 8 ЕГЭ
Анализ средств выразительности. Задание 7 ОГЭ
Презентация "Анализ средств выразительности" (задание 7 ОГЭ по русскому языку) ссылка
17 мая 2023
Синтаксический анализ предложения. Задание 2 ОГЭ
По ссылке предложения для синтаксического анализа (задание 2 ОГЭ по русскому языку) ссылка
Задания с ответами, так что сразу можно себя проверить и разобраться, как правильно ответить. Рекомендую 9-классникам для тренировки к экзамену.
16 мая 2023
Задание №5 ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1.
1) ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные.
2) НЕ ВОЗРАЖАЯ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
3) РАСКАЯВШИЙСЯ – выбор гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия
прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ПРЕДЪЯВИТЬ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся
на согласный, перед буквой Я.
5) ПОДДЕРЖАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.
2.
1) СКАТИТЬСЯ – пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой,
обозначающей глухой согласный звук.
2) РАЗВИВАЮТСЯ – в неопределённой форме глагола буква Ь не пишется.
3) (говорил) ТЯГУЧЕ – в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется
буква Е.
4) УДИВИТЕЛЬНЫЙ – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего
согласного.
5) КРЮЧОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при
склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает
3.
1) ПРИСЛОНИТЬСЯ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется
буква О.
2) НЕ НА КОГО (надеяться) – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с
НЕ пишется раздельно.
3) ИЗОБРАЖЁННЫЙ – в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени после
шипящих пишется буква Ё.
4) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова
определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный звук, пишется буква С.
15 мая 2023
14 мая 2023
90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского
Поэт для "физиков" и "лириков", покоривший сердца сотен тысяч читателей в СССР и за рубежом, Андрей Вознесенский был звездой советской литературной сцены. Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие. Неприятелей тоже было достаточно. О том, как Вознесенского читали и критиковали, о его творческом методе и движении от лирики к визуальному искусству — в нашем материале к 90-летию поэта и художника.
13 мая 2023
Для запоминания. Метод пиктограмм
Конспектировать и запоминать информацию
можно разными способами. Один из них — метод пиктограмм. Он заключается в том,
что ключевые мысли текста записываются в виде символов. Например, на картинке к
этому посту мы зашифровали такое предложение: «Звёзды — это шарообразные
светящиеся тела, состоящие из газа».
В чём плюсы такого метода?
1. С его помощью школьник глубоко прорабатывает материал: сначала выбирает из
текста главное, затем ищет способы отобразить ключевые мысли в пиктограммах.
2. Информация легче запоминается. Нашему мозгу проще мыслить образами, чем
словами. А если ученик сначала придумал образ, затем изобразил его, а потом
перечитал готовый конспект, он хорошо усвоит и надолго запомнит материал.
3. На пиктограммы удобно ориентироваться во время пересказа текста.
4. Метод развивает абстрактное и ассоциативное мышление, воображение,
творческие способности.
Как научиться записывать слова, предложения и целые тексты пиктограммами?
Использовать
общепринятые символы (огонь — тепло, часы — время и т.п.). Если ничего не
приходит в голову, можно обратиться к коллекциям иконок в интернете (например,
на этом сайте: https://www.flaticon.com/ru/).
Использовать
личные ассоциации. Совершенно не обязательно, чтобы символы в записи были
понятны другим, главное, чтобы сам школьник понимал их смысл.
Придумать
способ для обозначения частей речи. Как, например, отличить «зелень» от
«зелёного» и от «зеленеет»? Самый простой вариант — дописывать окончания.
В сложных
случаях делить слово на части и придумывать символы к ним.
Не
ограничиваться линейным изложениям материала. Иногда удобнее записывать
пиктограммы в таблицы, иногда — в виде древа с расходящимися ветвями и т.д.
н
А вы пробовали использовать метод пиктограмм сами или с учениками? Поделитесь
опытом в комментариях.
12 мая 2023
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ: актуально
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ 2022-2023 учебного года ссылка
11 мая 2023
Как написать отзыв о прочитанной книге
Презентация о том, как написать отзыв о прочитанной книге по ссылке
10 мая 2023
Гиперактивный ребёнок в классе. Что делать?
1. Принять гиперактивного ребёнка как данность. Гиперактивность — это медицинский диагноз. Ребёнок ведёт себя так, потому что не может иначе, и задача взрослых — не «сломать» его, а помочь адаптироваться.
2. Ограничить отвлекающие факторы на уроке. Посадить за первую парту, попросить убрать со стола все лишние предметы.
3. Давать возможность двигаться в течение занятия: выйти к доске, раздать тетради и т.п.
4. Использовать в работе с ребёнком планы, алгоритмы, схемы с чётким порядком действий. Они помогут ребёнку последовательно выполнять задания и меньше отвлекаться.
5. Предлагать разные типы заданий, чтобы выполнение упражнений не становилось рутинным.
6. Разбивать объёмные задания на фрагменты. Этот совет, как и предыдущий, актуален для всех учеников, но для гиперактивных детей особенно.
7. Не снижать оценку за оформление работы. Гиперактивным ребятам тяжелее, чем остальным, соблюдать аккуратность. В их тетрадях обязательно будут исправления и помарки. Но если педагог каждый раз станет снижать оценку за оформление, а не за ошибки, это существенно снизит мотивацию школьника.
8. Не отказывать в просьбе ученика повторить задание, объяснить его по-другому.
9. Научить следить за временем. У гиперактивных учеников могут быть искажённые представления о времени. Поэтому при выполнении работ им пригодится таймер.
10. Помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Ребёнок с гиперактивностью будет более эмоциональным и импульсивным, чем его сверстники. Это может отпугивать других ребят. Поэтому полезно давать гиперактивному школьнику поручения, связанные с командной работой, причём на активных позициях. Это поможет ему найти своё место в коллективе.
09 мая 2023
08 мая 2023
Песни войны и Победы: 35 стихотворений
В блоге "Вокруг книг" (который я очень люблю и, случается, цитирую) было несколько подборок о символах Дня Победы: Минута молчания, Вечный огонь, Обелиски, Бессмертный полк... И непременной составляющей праздника являются песни о войне. О них поэтическая подборка здесь
Песни Великой Отечественной войны — яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Песни, созданные в годы войны, навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма. В канун 25-летия Победы Г. К. Жуков на просьбу корреспондента назвать любимую песню ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусами многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Эх, дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни, потому что в них отразилась большая душа народа».
07 мая 2023
Подходы к анализу художественного текста. Часть 2
Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 2" ссылка
О семиотическом, имманентном, структурном, компаративном, интертекстуальном подходах к анализу художественного текста.
Подходы к анализу художественного текста. Часть 1
Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 1" ссылка
Что такое герменевтический анализ произведения? Что является предметом художественной антропологии? Каковы современные научные подходы к анализу образа персонажа? Ответы на эти вопросы содержатся в данной презентации. Она из программы курсов повышения квалификации "Школа современного учителя русского языка и литературы: достижения российской науки".