Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Вчера на досуге, к слову сказать, послушала вебинар "Нейросети для всех" в
Понятно, что такие вебинары проводятся для привлечения людей на курсы. Кстати, курсы полезные дизайнеру, копирайтеру, маркетологу, человеку с творческой жилкой, IT-шнику, инженеру, аналитику и учителю тоже -- в этом я убедилась, прослушав/просмотрев вебинар, зайдя в чат.
Можно работать на износ, вымучивая задачи, только вряд от этого будет прок, говорят создатели этого университета. А можно воспользоваться помощью нейросети -- и за пару минут получить план статьи, идею для дизайна, готовую картинку, систематизировать данные или кусочек кода. Например, приручить новейшие технологии можно всего за 1,5 месяца на курсе «Нейросети: от принципов к практике». (Исподволь занялась рекламой, простите). Правда, курсы эти страшно дорогие -- от 30 до 190 тысяч рублей.
Цифровые гиганты – от западных Google и Amazon до китайских платформ Alibaba и Baidu – не только используют достижения машинного обучения, но и вкладывают огромные средства в исследования и приобретение перспективных стартапов.
С 2006 года Google инвестировал более $3,9 млрд в искусственный интеллект, из них $3,2 млрд было потрачено на приобретение стартапа Nest Labs (технологии для «умного дома»).
Uber вложил в нейронные сети уже $680 млн, Facebook. $60 млн!
Организаторы призывают: прямо сейчас ты тоже можешь научиться оптимизировать рутинные и сложные задачи и делать на этом кратный рост.
Искусственный интеллект развивается семимильными шагами. Что будет вследствие этого процесса, говорят, трудно себе представить. Как быть нам, сирым и убогим, простым людям? Попытаться узнать "врага"/друга в лицо, в чём-то разобраться, что-то понять, использовать по мере сил и возможностей новейшие технологии в своей работе. Сначала, может, как игрушки для создания текстов сочинений и других документов, разных картинок и пр.
ИСТОЧНИК «2»: 0-14 «3»: 15-22 «4»: 23 - 28, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». «5»: 29-33, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 26 баллов.
Официальной информации об изменениях в ОГЭ по русскому языку пока нет, но разговоры в "околофипишных" кругах ходят. Как говорится, нет дыма без огня. Если разговоры ходят, значит, следует вскоре ждать перемен.
На чем я основываюсь, говоря об изменениях в экзамене?
Во-первых, об этом на апрельском вебинаре сказала Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук, доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион». Запись вебинара можно посмотретьздесь. Во-вторых, на возможные изменения намекали на курсах ФИПИ по подготовке экспертов ОГЭ, которые я проходила в феврале 2023 года. В-третьих, среди коллег уже ходят материалы для апробации нового формата заданий ОГЭ по русскому языку. Ко мне попала такая апробационная работа, и я хочу поделиться ею в этой публикации. Сразу оговорюсь: это еще НЕ окончательная модель, никем НЕ утвержденная. Будут ли на самом деле такие задания в ОГЭ 2024 года или нет, пока неизвестно. Я просто предлагаю ознакомиться и принять к сведению.
Необычно, однако. Пугающе. Привычнее, когда Данко молодой, красивый, рисковый, неразумный в какой-то мере... Не защищённый латами от агрессивности окружающих и их чёрной неблагодарности.
Дмитрий Буторин написал миниатюру «Данко» в 1934 году. Он создал ее по мотивам легенды о юноше Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Предание гласит, что герой вырвал из груди пылающее сердце, чтобы осветить путь сородичам. Они плутали в непроходимом лесу и погибали в болотах, постепенно теряя веру в спасение. Но сила любви Данко к людям была так велика, что её свет победил неверие толпы.
Читала первые главы "Детства" Л.Н. Толстого и ловила себя на мысли: ничего не изменилось с тех пор, когда писалась эта необыкновенная книга о детстве. И нынче мальчишки в возрасте Николеньки так же бывают чувствительны и слезливы. Потому, что душа у них ещё не испорчена влиянием окружения, потому, что они очень-очень близки со своими близкими и разлука с ними как безвозвратная потеря. Наблюдала такое буквально накануне того, как взяла повесть в руки. И знаете, мне стало и больно, и горько видеть страдания маленького человека, которого (как он посчитал) несправедливо во второй или третий раз назначили дежурным по команде. А самое страшное: любимый тренер уехал тренировать другую команду... Как в "Детстве", однако.
Ещё один спектакль Ульяновского театра драмы имени И.А. Гончарова посмотрела вчера в нашем драматическом театре -- "Кукольный дом" по пьесе норвежского писателя, драматурга Генрика Ибсена.
Пьеса "Кукольный дом" поднимает ряд важных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни: любовь, доверие, предательство, отношения внутри семьи. Семейная драма открывает Норе глаза на мир, и она решает круто изменить собственную жизнь. Злободневность пьесе придали современные предметы антуража: сотовый телефон, ТВ-панель, электронная сигарета, легко угадываемый интерьер квартиры... А страсти... они такие же, как сто с лишним лет назад -- неизменны, горячи, безудержны. Когда в пылу сильных чувств могут вырваться обидные слова, ставящие крест на ранее счастливых отношениях. Актёры вчера сыграли всё это весьма убедительно. Просто, реалистично, как в жизни. Нам понравился спектакль.
Что же касается идеи произведения, то вот несколько цитат из пьесы.
Иной павший может вновь подняться нравственно, если откровенно признается в своей вине и понесет наказание.
Некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать.
На домашний очаг, основанный на займах, на долгах, ложится какая-то некрасивая тень зависимости.
Наш дом был не чем иным, как игровой комнатой. Я была твоей кукольной женой, как дома, я была папиной куколкой; а здесь дети были моими куклами.
Отравленная ложью атмосфера заражает, разлагает всю домашнюю жизнь. Дети с каждым глотком воздуха воспринимают зародыши зла.
Конечно, не надо забывать, что в пьесе Генрика Ибсена отразились нравы и проблемы викторианской эпохи. Однако, согласитесь, некоторые вещи звучат весьма современно...
Разобраться с принципами работы нейросетей и начать зарабатывать на технологии лучше сейчас — пока большинство использует ИИ как игрушку.
Тем временем, перед специалистами в совершенно разных областях от маркетинга до науки стоит выбор: проиграть искусственному интеллекту в эффективности или научиться им управлять.
Смотри на примерах
Американская фэшн-компания Cosabella полностью упразднила рекламный отдел, отдав предпочтение нейросети Albert. Она позволяет автоматизировать закупку рекламы на площадках Запрещенных соцсетей, Google Ads.
McCann решили нанять искусственный интеллект на должность креативного директора в свой японский офис.
Согласно The Drum, бота зовут AI-CD β, и он будет предлагать идеи насчет рекламы, основываясь на тех закономерностях, которые он выведет в процессе изучения предыдущих рекламных ТВ роликов.
Нейронные сети используются для анализа снимков МРТ и рентгена, а также для поиска раковых опухолей. Тестирование показало, что анализ снимков, выполненный ИИ, был более точным, чем у сертифицированных радиологов — нейросеть обнаружила на 5% больше раковых опухолей, чем человек, и уменьшила количество ложных диагнозов на 11%.
Выпускница 11 класса учителя русского языка и литературы Аллы Васильевны Соколовой получила 100 баллов на ЕГЭ по литературе. Наивысшее достижение! Учитывая то, что экзамен по литературе, пожалуй, самый сложный после экзамена по истории. Тем более сейчас, когда дети мало читают, не знают даже классических произведений, затрудняются проанализировать текст. Да что там -- проанализировать, высказаться о произведении, дать ему оценку, поделиться своими впечатлениями, отзыв написать. Девушка из Волгограда, по словам её учителя, прочитала все или почти все произведения школьной программы. Я поздравляю выпускницу и Аллу Васильевну. Вот ссылка на ее блог "После уроков"
В рамках федеральной программы «Большие гастроли» в Астрахань приехал Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Образцова! Это один из крупнейших театров кукол в мире, которому уже более 90 лет.
Героев этого театра знают дети и взрослые на всех континентах. «Необыкновенный концерт» на сегодня – это самое известное в мире кукольное представление, вошедшее в книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей в мире.
Московские кукольники в Астрахани выбрали большую площадку для своих спектаклей — это Астраханский ТЮЗ. Гастроли продлятся с 8 по 11 июня. Вчера открыл этот сказочный марафон легендарный спектакль — «Необыкновенный концерт».
Самый знаменитый кукольный спектакль уже давно разобран на цитаты:
— «Шахерезада Степановна! — Я готова»!
Это не просто спектакль, а комическое кукольное ревю, в котором куклы пародируют артистов самых разнообразных жанров. Ведёт «Необыкновенный концерт» кукольный конферансье – Эдуард Апломбов. Уникальный полиглот: без задержки отпускает шутки и каламбуры на двадцати четырех языках мира, в том числе на таких как фарси и хинди.
Разумеется, мы не могли пропустить такое замечательное событие для нашего города и были вчера на спектакле в ТЮЗе. Он вызвал полнейший восторг. Восхищалась мастерски сделанными куклами, техникой исполнения номеров, искромётным юмором конферансье и, конечно, самими артистами, когда они вышли на поклон. Публика долго не отпускала их со сцены. Какие они красивые!. Как замечательно смотрятся в своей строгой униформе! И видно, своих подопечных -- кукол -- они любят как живых.
Каким образом ведьмам удалось толкнуть шекспировского Макбета на путь преступлений? Что значит путать невозможное с маловероятным? И причем тут инвестиции на фондовом рынке? В своем первом тексте на «Горьком» о связях между художественной литературой и экономикой на эти и другие вопросы отвечает Юлия Вымятнина, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге. Читать полностью
Вчера смотрела в нашем театре трагедию "Макбет" в постановке Ульяновского театра драмы имени И.А. Гончарова. Это, конечно, не Шекспир, а по Шекспиру. Как сказано, в небольшой заметке в Дзене: "Гастроли стартуют 7 июня с показа шекспировской трагедии «Макбет», полной мистической подоплёки, тонкого психологизма и страстной одержимости. История генерала Макбета, поддавшегося на соблазн тёмных сил, чтобы завладеть безграничной властью, предстанет перед зрителями в контексте современной действительности с использованием новейших технических возможностей." Вот именно "в контексте современной действительности." На мой вкус, не совсем удачно, точнее, непонятно. Даже зрителю, который читал пьесу. Много символов из нашей действительности (садовый шланг, из которого периодически, как из брандспойта, поливают героев водой, к примеру; оцинкованные вёдра; бедный, измученный рояль, на котором то лежат, то на который со всего маху валятся прямо на клавиши, то немилосердно стучат по нему ведьмы/ассистентки режиссёра по сценарию пьесы). Понятно, что героиня -- леди Макбет -- с остервенением пытается отмыть руки от крови, черпая воду из лужи, -- эта сцена есть в оригинале пьесы. Однако, на мой взгляд, всё это неоправданный перебор. Впрочем, о вкусах не спорят... Дикция у актёров плохая -- вот беда.
Астраханские зрители -- люди благодарные и благородные. Спектакль приняли хорошо, актёров наградили аплодисментами.
Не удержалась, вновь позабавилась с нейросетью Chat GPT. Дала ей задание: напиши тему и идею трагедии Шекспира "Макбет" (прямо вот так -- коряво, нарушая грамматические нормы). "Умница" выдала то, что далее. Вполне приемлемо, по-моему. Особенно умиляют, конечно, определения "амбициозный" человек и "деструктивные" решения...
Тема: власть и амбиции в трагедии Шекспира "Макбет"
Идея: Макбет, герой трагедии, является амбициозным человеком, желающим принять на себя роль короля, но его жажда власти приводит к его собственному падению и гибели. На протяжении пьесы Макбет принимает решения, которые все более и более деструктивны и противоречивы его ранним моральным принципам. Он жертвует своей человечностью, чтобы достичь своих целей, и когда он, наконец, получает власть, оказывается, что его победа была проигрышем. В конечном итоге Макбет умирает, сознавая, что его жажда власти, самомнение и гордыня стали причинами его собственного упадка, что убийство Дункана и других благородных людей были бесполезными действиями, породившими лишь трагедию и мрак в мире.
Сочинение 9.3 ОГЭ 2023 по русскому языку (9 класс): все ответы и варианты ОГЭ 2023 по русскому языку 6 июня 2023 год. Ссылка на телеграмм канал с ответами:
Орфографические
ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме,
обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные
и неоднотипные орфографические ошибки:
·Однотипные-
ошибки
на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при
подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными
ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
·Повторяющиеся-
ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти
ошибки также считаются за одну.
Грубые
и негрубые орфографические ошибки:
К
негрубым орфографическим ошибкам относятся:
·исключения из правил;
·строчная и прописная буквы в собственных
наименованиях;
·не регулируемые правилами слитные и
раздельные написания наречий;
·слитное и раздельное написание НЕс прилагательными и причастиями, выступающими
в роли сказуемых;
·различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто
иной, как…, не что иное, как…, а также во фразахтипа: Куда только он не обращался! Куда
толькоон ни обращался, никто не мог
дать ему ответ;
·написание собственных имен нерусского
происхождения;
Уже больше 10 лет в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина во всем мире отмечается День русского языка! Мы очень трепетно относимся к этой дате. Знаем, что она важна и для вас! Поздравляем вас с этим праздником, желаем всё больше увлекаться и увлекать окружающих русским языком!
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочиненияв целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). В таблице приведены ошибки, которые встречаются в работах выпускников.
Грамматические ошибки
Вид ошибки
Примеры
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотелсказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую
я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекраснойигрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор
применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немногов другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличиваетвпечатление. Автор использует художественные
особенности (вместо средства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественномустилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении