Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 июля 2023
Российские выпускники назвали приоритетными сферами для поступления IT и медицину
Тест: знаете ли вы популярные фразеологизмы?
В Минпросвещения готовят программу по обучению основам медподготовки
08 июля 2023
Комикс по программированию: скачать
С вами говорит Чак, аксолотль, который любит математику
Здравствуйте! Меня зовут Чак. На Земле я бываю редко — в основном путешествую по космосу. В полётах без математики никак — тут и техника сложная, и навигация, так что с задачами и вычислениями надо быть на «ты». Сейчас я помогаю с математикой тысячам детей — хорошо, что заниматься онлайн можно из любой точки галактики. В этом письме расскажу о своих путешествиях и лайфхаках, чтобы и ваш ребёнок достиг неземных результатов в математике. | ||
Космические существа дружат с роботами Поэтому советую классный комикс по программированию. Два друга-робота нашли таинственный куб — и теперь им нужно решить несколько хитрых задачек, чтобы спасти мир. С этим комиксом ребёнок влюбится в IT и займётся интересным и полезным делом на каникулах.
|
Курсы в Академии Минпроса России
Примите участие в видеоакции «Лингвистическое путешествие»
Место и роль английского слова "кринж" в русской языковой картине
07 июля 2023
О романе "Как закалялась сталь"
В Дзене https://dzen.ru/a/Y9zRDPQ68RCticNy наткнулась на материал о романе Н. Островского "Как закалялась сталь" и о том, стоило ли включать это произведение в школьную программу. Статья вызвала целую дискуссию (см комментарии). Авторская точка зрения, по-моему, провокационная. Не могу с ней согласиться. Роман об одной из страниц нашей истории. А историю надо знать доподлинно. И современным ученикам это очень нужно.
«Самое дорогое у человека — это жизнь". Цитата из романа "Как закалялась сталь"
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
Николай Островский. "Как закалялась сталь"
06 июля 2023
Дамские штучки: Я ВОЗВРАЩАЮСЬ!
Педагогические приёмы для проведения уроков с учётом требований ФГОС третьего поколения.
Здравствуйте! На связи образовательный проект On-skills.ru Обучение онлайн. Возможно ли подготовить эффективный урок мгновенно? — Да! Использовав готовые решения и материалы. Представляем вашему вниманию комплекты карточек: «Эффективные педагогические приёмы» и «Приёмы формирования читательской грамотности». Комплект карточек — это проверенные на практике идеи и педагогические приёмы для проведения уроков с учётом требований ФГОС третьего поколения. В каждой карточке описан приём из современных педагогических технологий: изучите приём и примените его на своём уроке. Комплект из 75 карточек «Эффективные педагогические приёмы» с описанием эффективных приёмов современных технологий, направленных на: вовлечение в урок; организацию учебного сотрудничества; оценивание учебной деятельности; организацию рефлексии. Комплект из 30 карточек «Приёмы формирования читательской грамотности» описывает универсальные учебные приёмы работы с текстом способствующие формированию читательской грамотности. Выбирайте подходящий Вам комплект карточек со cкидкой 50%, изучайте прием, скачивайте материалы и проводите эффективные современные уроки с учётом требований ФГОС третьего поколения. БОНУС при покупке сегодня! Запись вебинара «Эффективные педагогические приёмы и „фишечки“ для любого урока». Переходите по кнопке "Подробнее" и выбирайте комплект Подробнее Подробная информация по ссылке https://on-skills.ru/kartochki_ep On-skills.ru - обучение онлайн. info@on-skills.ru |
15 цитат Франца Кафки, которые зацепят любого
1. Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин.
Читать далее
Конструктор рабочих программ обновлён
- НОО: Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир
- ООО и СОО: Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ
Шаблоны остальных предметов будут загружены в Конструктор после утверждения новой версии ФООП.
05 июля 2023
«Большая книга»-2023: выбираем победителей!
Посмотреть номинантов и отдать свой голос наидостойнейшему можно здесь. Если у вас уже есть фавориты — вперед! Если нет и вы не уверены, с какой книги начать знакомство, загляните в наш гид по «Большой книге». Кстати, до 30 октября книги финалистов можно приобрести на Литрес по промокоду BIGBOOK23 со скидкой 20%.
Победители читательского голосования будут объявлены в конце 2023 года.
P.S. Мы всегда за осознанное голосование, поэтому те, кто прочитает и отрецензирует 10 и более книг номинантов в период до 30.11.2023, получит в профиль значок «Член литературного жюри». Для получения значка нужно прислать ссылки на свои рецензии в ЛС takatalvi . Если вы успели отрецензировать какие-то из книг ранее, это тоже считается! А вот что не считается, так это рецензии, отправленные в неформат.
04 июля 2023
Chat GPT и семейные ценности. Подготовка к итоговому сочинению
Кроме плана подготовки к сочинению, в документе материалы к сочинению о семейных ценностях. Сгенерированные нейросетью и из Интернета.
03 июля 2023
Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни... Цитата из "Детства" М. Горького
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.
02 июля 2023
Арнольд Шварценеггер: фильм «Терминатор» предсказал эру искусственного интеллекта
"Сегодня все боятся этого и того, к чему это приведёт. И в фильме «Терминатор» мы как раз сообщали, что машины начинают обладать сознанием и берут верх".
Анализ рассказа А. Платонова "Фро". Фрося — «иностранка» в своей стране
Героиня рассказа «Фро» — молодая работница Фрося так же, как и Фома Пухов, живет по «законам естества». Она недавно вышла замуж, ей близки радости семьи, домашнего очага. Само имя Ефросиния в переводе на русский язык означает «радость». В отличие от Фроси, интересы ее мужа Федора выходят за рамки быта и личной жизни: он уехал на Дальний Восток — «направлять» какие-то электрические машины. В его далеких планах — осуществление мировой революции, уверенность в том, что с помощью технических достижений можно преобразить мир, в ближних планах — оказание помощи Китаю в освободительном движении. Фрося далека от подобных дерзаний, живет личной жизнью.
Проводив мужа, героиня рассказа не находит себе места. Ходит по поселку, помогает незнакомым женщинам убирать угольный шпак. Потом попадает в клуб. В этом эпизоде особенно заметно, насколько далека живущая по «законам естества» Фрося от политизированной, коллективизированной жизни окружающего ее общества.
Фрося — «иностранка» в этой стране, где нет места ее мечте и любви, где «производство — наша цель».
Имена и фамилии в русском языке: правописание
С иностранными же фамилиями мы вообще творим, что хотим, переделывая их в соответствии со своими представлениями и удобством. Ни Шекспир, ни Гейне, ни Голсуорси ни за что не узнали бы своих фамилий в том виде, в котором они знакомы нам. Но зато ни одному европейскому языку, за исключением славянских и балтийских, не свойственны родовые окончания фамилий, и вот здесь-то и берется реванш.
Спектакль "Фро" в Астраханском ТЮЗе
01 июля 2023
Герои "Вишнёвого сада" в картинках нейросети
Было задано нейросети Kandinsky 2.1 нарисовать героев "Вишнёвого сада", как бы они выглядели в современном обличье в стилях "Студийное фото" и "Цифровая живопись". Вот что получилось у искусственного интеллекта.
Ответа на запрос: кем бы они работали сейчас, не получено. Видимо, ИИ ещё не всё по силам.
Большие гастроли. "Вишневый сад": продолжение
Предыдущий пост я закончила красавцами -- артистами. Героини были побледнее, я бы сказала, своих партнёров, кроме, пожалуй, Дуняши. В этом тоже есть свой резон. Ну, что хорошего ждёт Варю, старшую дочь Любови Андреевны. Вечная труженица, озабоченная, чем бы накормить семейство, как сохранить остатки былого великолепия, да какого там великолепия! -- просто сохранить имение, а точнее, продлить его агонию. Страстный поцелуй, в котором она сливается с Лопахиным, не говорит наверняка о том, что счастье для неё ещё возможно. Впрочем, как знать. Может быть, эта мизансцена и даёт надежду. Ведь по словам режиссёра, их постановка актуальна потому, что она заставляет зрителя (и персонажей тоже) поверить в себя. Так что Варя такая замученная трудами и заботами пчёлка -- какая уж тут красота! Однако хочется надеяться на благоприятные изменения в её сульбе.
И Любовь Андреевна со своим слабым и больным любовником растеряла былой шарм, хотя ведёт себя как богатая барыня, швыряя налево и направо остатки былой роскоши, совсем скудные сбережения. Аня со своей верой в светлое будущее молода, привлекательна, романтически наивна. Дуняша -- на фото со своим женихом Семёном Епиходовым, "двадцать два несчастья" -- живая, активная, что называется "палец в рот не клади". Она, Епиходов и Яша, молодой лакей Любови Андреевны, непременно вызывали смех зрителей, когда появлялись на сцене. Яша в исполнении актёра непревзойдённый комический персонаж в спектакле алтайцев. Шарлотта Ивановна -- гувернантка -- одновременно и комический, и трагический персонаж. Натура одинокая, никому не нужная, со своей куклой-дитём и фокусами, которые вовсе не смешные. Так талантливо артисты из Барнаула сыграли вчера своих героев. Убедительно, с полной отдачей, узнаваемо, если сравнивать с пьесой Чехова.
"Вишнёвый сад", по определению драматурга, комедия по жанру. 20 октября 1903 года К. С. Станиславский, прочитав «Вишневый сад», писал Чехову: «Это не комедия... это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте... я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться» (Источник). Почему? Трагическое звучание тоже "прозвучало" (простите мою ошибку) в постановке наших гостей -- и в монологах героев, и в их бесприютности и неприкаянности, и в образе забытого всеми и запертого в заколоченном доме Фирса. Он весь спектакль что-то бормотал про себя на заднем плане -- внимательному зрителю, знакомому с пьесой Чехова, это шевеление губ актёра могло сказать о многом. Это образ старого слуги, сжившегося с помещичьей усадьбой и не представлявшего себе другого существования, умирающего вместе с садом и имением.
Зрители наградили артистов бурными долгими аплодисментами, овациями и криками "Браво!" Алтайцы показали спектакль классический в классической постановке по сравнению с первым своим спектаклем на нашей сцене -- мюзиклом "Фауст" -- и подарили нам ещё один праздник и триумф высокого искусства, "усилив впечатление от нашей собственной жизни" и дав тот "магический заряд, который помогает людям поверить в себя", -- как сказал режиссер спектакля Сергей Афанасьев.
Дуняша и Семён Епиходов -- "двадцать два несчастья". |
Большие гастроли. "Вишневый сад"
"Ведь, по сути, зачем нам дано искусство? Затем, чтобы усилить впечатление от собственной жизни», -- сказал о постановке "Вишнёвого сада" и вообще об искусстве режиссёр спектакля, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Ещё он отметил, что каждая постановка классики -- это новая история, а "Вишнёвый сад" остаётся актуальным потому, что "сопереживает всем тем, кто живёт в эпоху перемен". И вот вчера мы опять были в театре, смотрели чеховскую комедию в Астраханском ТЮЗе в исполнении Алтайского молодёжного театра имени Валерия Золотухина.
Если с самого начала, то, войдя в зрительный зал, мы могли лицезреть открытую всем взорам сцену, а на ней пять... кроватей, с панцирными сетками, как в каком-нибудь интернате или другом общественном спальном заведении советских времён -- бедном, если не сказать убогом. Ещё на сцене стояло несколько старомодных венских стульев, низенький доморощенный столик, а задник представлял собой то ли стену внутри дома, то ли снаружи -- обшарпанную, давно не белённую. У зрителя вопрос: что это такое, что за символ? Ведь действие в пьесе А.П. Чехова развёртывается в помещичьем имении, далеко не бедном, с уникальным садом, описанном в энциклопедии. Да, ещё был там шкаф -- тот самый "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...", к которому обрашаются Раневская и Гаев.
Так, с помощью декорации бывшей детской комнаты в доме Раневской с самого первого акта (кстати, декорация не менялась в продолжение всего спектакля) создатели постановки, как мне кажется, овеществили идею пьесы о разрушении дворянских гнёзд в эпоху перемен. Вообще, в спектакле озвучено и обыграно много таких проблем: о рабстве и свободе, о недовольстве жизнью и желании ее изменить, о разрушении гармонии между людьми, их взаимной отчужденности, одиночестве, ослаблении родственных связей и утрате духовных корней. о необходимости трудиться (только о последнем почему-то говорит "вечный студент", "облезлый барин"... настоящий бездельник Петя Трофимов). Я ничего не имею против этого персонажа -- мне его даже жалко. Кстати заметим, в жизни так часто и бывает: тот, кто за что-то агитирует, сам оказывается человеком несостоятельным.
Мои симпатии, вопреки традиционным школьным трактовкам пьесы, на стороне Ермолая Лопахина -- работяги, деятеля, пассионария (если хотите)... Да и просто...красивого брутального мужчины. Кстати, они все в труппе красавцы -- исполнители мужских ролей...
Продолжение следует.
Заключительная сцена спектакля. |
30 июня 2023
Сочинения и шаблоны -- убийцы
Школьные сочинения часто пишутся по шаблону. В девятом классе шаблон радует. Писать 9.1, 9.2 или 9.3 по готовой схеме удобно и спокойно. В одиннадцатом шаблон начинает раздражать. Может быть, учителю проще заставить вас выучить десяток предложений, чем научить формулировать свои мысли. Возможно, ему так спокойнее. Или его самого так учили. Или он в вас не верит. Но эксперт, который читает сочинения, начинает лезть на стенку после пятой работы, которая начинается со слов «Я неслучайно выбрал(а) эту тему, поскольку она волнует меня как представителя своего поколения». Другие поколения не волнуются, только твоё? И с чего такое волнение, если тема «Как искусство влияет на мир?» А злой эксперт снижает баллы и лишает выпускника будущего.
Шаблоны и речевые клише нужны. Мы не хотим сказать, что все шаблоны - зло. Без клише не написать сочинение быстро. Использование клише в сочинении на ЕГЭ помогает не только существенно сэкономить время на экзамене, но и не забыть про требования ФИПИ, ведь по клише многие вспоминают о необходимых частях сочинения. И что делать? Либо учитесь писать полностью самостоятельно, либо придумайте собственные заготовки. Можно найти что-то незаезженное, но пусть ваш учитель или репетитор (взрослый!) одобрит выбранные фразы, а то набираете по всему интернету что попало, а потом теряете баллы.Изучите таблицу. Мы объяснили, чем плохи клише, которые реально используются в каждом втором сочинении. Критикуешь - предлагай. Справа фразы, с помощью которых можно было бы выразить тот же смысл, но без потери баллов. Обратите внимание: мы не стремились создать полный сборник клише для сочинений. Здесь варианты не на все случаи жизни. Мы лишь показываем, что без предложений из левого столбика легко можно обойтись. Не надо за них цепляться.