24 января 2024

Кто такой «девиант»? И что значит «девиантное поведение»?

Девиант (от английского слова "deviant") – термин, используемый для описания индивида или поведения, отклоняющихся от нормы или стандартов, принятых в определенном социальном контексте. Девиантное поведение может проявляться в различных сферах жизни, таких как мораль, этика, право, социальные отношения и другие.
В общем смысле, девиант – это человек, который не соответствует традиционным или общепринятым нормам и ценностям. Однако важно отметить, что то, что считается девиантным в одной культуре или обществе, может быть принято в другой. Восприятие девиантного поведения сильно зависит от контекста и культурного окружения.
Девиантное поведение может иметь различные причины и проявления. Некоторые люди могут сознательно отступать от установленных норм и правил, отвергая общепринятые ценности. В других случаях, девиантное поведение может быть результатом негативного влияния окружающей среды, такой как неблагоприятные социально-экономические условия, насилие, бедность или отсутствие возможностей для социальной адаптации.
Важно понимать, что девиантное поведение не всегда является отрицательным или преступным. В некоторых случаях девиация от норм может способствовать инновациям, творчеству и развитию общества. Некоторые известные ученые, художники и лидеры были считались девиантами в свое время, так как их идеи и действия нарушали установленные нормы.
Однако, в контексте права и социального порядка, девиантное поведение может привести к различным негативным последствиям. Некоторые формы девиантного поведения, такие как преступления или нарушения правил, могут быть вредными для общества и требовать соответствующей реакции правоохранительных органов.
Источник

23 января 2024

Откуда взялось выражение «с жиру бесится»?


 Разговорная фраза "с жиру бесится" используется для обозначения привередливого и капризного поведения человека, который избалован и недоволен окружающим без особых на то оснований. Давайте узнаем историю происхождения этого фразеологизма.
Оказывается, выражение "с жиру бесится" имеет достаточно древние корни. Значение этой фразы было закреплено в Словаре русского языка в 4-х томах и имеет интересную историю.
Впервые выражение использовал Федор Достоевский в повести "Записки из Мертвого дома" (1860–1862). «Вообще это можно было сравнить с тем, когда иной человек, твердый и даже спокойный в каком-нибудь серьезном деле, хандрит и капризничает дома, когда нечего делать, не ест, что подают, бранится и ругается; все не по нем, все ему досаждают, все ему грубят, все его мучают — одним словом, с жиру бесится, как говорят иногда о таких господах, встречающихся, впрочем, и в простонародье; а в нашем остроге, при взаимном всеобщем сожитии, даже слишком часто».
Интересно, что старославянское слово "жиръ", впервые появившееся во второй половине XI века, изначально имело положительную окраску, обозначая нажитое богатство и изобилие в доме. Даже имена отражали это положительное значение. Жирослав, Доможир, Нажир и Жировит - такими именами называли детей в те времена. Однако, со временем, "жиръ" приобрело и негативный смысл, связанный с избалованными людьми, погруженными в роскошь и потерявшими всякую меру потребления. Отсюда и возникло простонародное выражение "с жиру бесится". С течением времени оно дошло и до наших дней!

На кладбищенскую тему -- о романе М. Елизарова "Земля"

 Продолжаю публиковать свои впечатления о книгах, вышедших в свет в 21 веке. Сегодня о романе М. Елизарова "Земля".

Каких только книг на свете нет! Вот выудила роман "Земля" Михаила Елизарова. Кстати, услышала о нём всё на той же встрече с Захаром Прилепиным, который весьма положительно отозвался об этом писателе. Более того некоторые считают Михаила Елизарова чуть ли не "наше  всё". Я роман не дочитала. Не заинтересовала меня кладбищенская тема. К слову замечу, что ведь необязательно читать книги от корки до корки. Так не угонишься за потоком в геометрической прогрессии возрастающей информации. А учителю литературы нужно знать о разном в его профессиональной сфере -- художественной литературе.

Далее помещаю отзывы о романе "Земля". Некоторые мысли из них мне близки.

Я знаком с творчеством Елизарова, неоднозначный писатель... Сюжет крутится вокруг кладбищенской темы, темы смерти с конкретным налетом девяностых.

Полагаю, не только на мой взгляд. книга перегружена философскими размышлениями, подчас дилетантскими и совершенно неинтересными и такого шлака процентов тридцать. 

22 января 2024

Орлята России

«Орлята России» - это организация младших школьников в рамках Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

Младшие школьники учатся социальной активности, формируют в ходе участия в значимых мероприятиях, акциях, проектах важные качества личности: любовь к Родине, к своей семье, к труду, к милосердию, учатся бережному отношению к природе. Мероприятия выполняются коллективно, поэтому дети еще и учатся дружить.

В течение учебного года участники проходят обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Каждый трек заканчивается значимым всероссийским мероприятием для всех участников Программы (онлайн игра, онлайн экскурсия, онлайн мастер-класс и т.д.). Всего треков семь. После выполнения всех треков в конце учебного года обучающиеся получают звание «Орленок».

Гимн "Орлят России"
1
Орлята России, нас выбрало время!
Мы - дружба и сила, мы - гордое племя!
Взмах тысячи крыльев в порыве едином
Дороги откроет к высотам орлиным
Орлята России

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России

2
Мы к вызовам жизни должны быть готовы
И Родине нашей мы станем опорой
Мы в школе и спорте единой командой
Добьемся успеха, мы знаем - так надо
Орлята России, Орлята России

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России.

3
Орлятское племя, пришло наше время
Орлятское племя, пришло наше время
Орлятское племя, пришло наше время
Пришло наше время

Припев:
Орлята России, мы - лидеры детства
Мы - юность и сила великой страны
Традициям славным любимой Отчизны
В полёте стремительном будем верны
Орлята России, Орлята России

Орлята России, Орлята России
Орлята России - это мы!

22 января 2024 года -- 120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара

 22 января исполняется 120 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара, русского советского детского писателя, сценариста и прозаика, журналиста и военного корреспондента.

Об Аркадии Петровиче Гайдаре можно прочитать здесь

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной

Непокорённые. К 80-летию снятия блокады Ленинграда

Автор Ирина Коротеева
«Мама, посмотри какое солнце!
Видишь – оно падает в Неву…
Если мне спасать его придётся,
Я тебя на помощь позову!

Правда, что оно сейчас похоже
На большой, румяный, вкусный блин?
И на леденец немного, тоже,
Жалко только, что всего один…

Вот бы шоколадную конфету,
И хрустящей булки с молоком.
Чтоб быстрее наступило лето,
И чтоб наш не разбомбили дом…».

Голос рвался раненною птицей,
Бился в крест бумажный на окне.
И смотрели с фотографий лица
Молодых, подаренных войне.

Под худым, протёртым одеялом,
Посильней зажмуривши глаза,
Девочка в отчаянье шептала.
Бушевала за окном гроза,

И над непокорною рекою,
Обнимая вензеля оград,
Плакала рубиновой тоскою
На суровый город Ленинград.

Сквозь печалью залитые стёкла,
Разрывая цепь голодных дней,
Первый луч – беспомощный и блёклый
Проскользнул. Из призрачных теней

Выступили обречённой горкой
У буржуйки старенькой тома.
И казалось, что под шёпот горький
Уползала навсегда зима.

Сколько же забрать она успела,
Бросить в топку алчную — в войну!
Девочка, слабеющая, села,
Протянула руку. Тишину

Только сердце, как набат, взрывало,
Сердце, не изведавшее грёз.
Девочка беззвучно закричала,
А потом заплакала, без слёз…

И писала, плохо понимая,
Тонкою дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…».
И помедлив: «Год сорок второй…».

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё…, что умерли-то все…

                                                        Выступили обречённой горкой
У буржуйки старенькой тома.
И казалось, что под шёпот горький
Уползала навсегда зима.

Сколько же забрать она успела,
Бросить в топку алчную — в войну!
Девочка, слабеющая, села,
Протянула руку. Тишину

Только сердце, как набат, взрывало,
Сердце, не изведавшее грёз.
Девочка беззвучно закричала,
А потом заплакала, без слёз…

И писала, плохо понимая,
Тонкою дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…».
И помедлив: «Год сорок второй…».

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё…, что умерли-то все…

Май другой, победой тр пьяный,
Встретил долгожданную весну.
И народ, немыслимо упрямый,
Выиграл Великую войну!

И опять весна! И скольких в мире
Танями девчонок назовут!
Только вот… в большой своей квартире
Савичевы больше не живут…

21 января 2024

21 января 2024 года -- 100 лет со дня смерти Владимира Ильича Ленина

"Владимир Ильич Ленин". Поэма Владимира Маяковского.
Я бы посоветовала перечитать это произведение великогоё пролетарского поэта, чтобы воочию увидеть, что было в те январские дни сто лет назад, почему люди отовсюду прибывали в Москву. Во что они верили свято, и эта вера была непоколебима

Ленин
и теперь
Владимир Ильич Ленин

живее всех живых.
Нереволюционный Ленин


Наше знанье —
сила
и оружие.


............

Бился
об Ленина
темный класс,
тёк
от него
в просветленьи,
и, обданный
силой
и мыслями масс,
с классом
рос
Ленин.




............

Деревни
строились
с городом рядом.
То мужеством горе,
то детскими вызвенит.
Земля труда
проходила парадом —
живым
итогом
ленинской жизни.


"Анна Снегина". Поэма великого Сергея Есенина
Дрожали, качались ступени, 
Но помню
Под звон головы: 
"Скажи, Кто такое Ленин?" 
Я тихо ответил: 
"Он - вы".

Прощание с ним было воистину общенациональным. Пожалуй, Россия и не знала прежде таких похорон. Люди - мужики, пролетарии - ехали со всех концов страны. Их собирал в путь мир - сход, завод, община. Эта очередь - она не кончалась.
В дни прощания мимо гроба Ленина прошли два национальных гения - Сергей Есенин, ушедший из больницы ради этого и Михаил Шолохов.

"Сегодня нам необходимо вернуться к невыученным урокам истории; потребность в этом больше, чем когда бы то ни было раньше и это уже вопрос не столько социальной справедливости, сколько самого выживания человечества. Необходимо извлечь уроки из прошлого, учиться на ошибках - своих и чужих, освободиться от догм и страхов перед призраками истории. 
Еще - с благодарностью вспомнить тех, ценой собственных жизней накопил и передал растерянному сегодняшнему человечеству этот бесценный опыт. Достать из подвалов памяти странные слово «будущее», очистить его от плевков и пыли. И поднести поближе к лицам, чтобы осветить их. Истории, которая будет продолжена, необходимы будильники.Одно из главных – имя Ленина", -- написал в своём Телеграм канале Захар Прилепин.

Пушкин Александр Сергеевич. И снова о зиме и непонятных детям словах

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Старинные иллюстрации
Дровни -- крестьянские сани без кузова для перевозки дров, грузов.
Бразды - это борозды, которые оставляют на снегу сани. Если тройка мчится, тройка скачет, то полозья саней далеко отбрасывают снег, взрывают его ...
Кибитка -- в старину: крытая дорожная повозка.
Ямщик -- кучер на ямских/почтовых лошадях.
Облучок -- толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть саней. Сидение для кучера, который управляет лошадьми.
Рысью -- п
равить · аллюром, средним между галопом и шагом; разг. бегом, быстро.
Салазки -- маленькие ручные санки.

20 января 2024

"Женщины Лазаря" Марины Степновой

 Кто такой Лазарь? Лазарь Линдт? Вопрос, который занимал меня, когда я в первый раз начала слушать роман Марины Степновой "Женщины Лазаря". Коль есть в произведении Курчатов, Королёв, Сахаров и другие. Коль рассказано об испытании первой атомной бомбы в Советском Союзе. Значит, у Линдта есть прототип  среди известнейших советских учёных-ядерщиков. Оказалось, что Лазарь Иосифович Линдт  -- вымышленный персонаж. И когда автору стало казаться, по её словам, что Линдт становится похожим на Ландау, она ввела в  сюжет реального Ландау, чтобы развести своего персонажа с возможным прототипом.

Роман Марины Степновой "Женщины Лазаря" -- повествование о нескольких поколениях людей, связанных не только родством,  образом главного героя Лазаря Линдта, но и  отношениями не семейными: Лазарь всю жизнь самозабвенно любит жену своего учителя и соратника Чалдонова Марусю. Маруся, Галина Петровна -- жена Лазаря, которая страшно ненавидит его, и Лидочка -- его внучка  - женщины героя. Роман состоит из трёх частей по именам героинь и охватывает по времени целый двадцатый век. Похоже на "Сагу о Форсайтах" Голсуорси. И перипетии произведения, несомненно, захватывают внимание читателя. Однако для меня не это оказалось впечатляющим.

Меня поразили язык и стиль романа. В одной из рецензий на роман написано, что "первое, что сразу сшибает с ног, когда начинаешь читать Степнову, – это яркий, образный, плотный язык с краткостью авторских характеристик и отсутствием каких-либо авторских оценок". В романе такие метафоры, что они заставляли меня остановить запись, чтобы попытаться переварить, осмыслить высказывание и удивляться с каждым новым тропом тому, что метафора обязательно с негативным оттенком, с подковыркой, чаще всего унижающая персонажа. Просто "месиво метафор". Кстати, много среди них телесных и таких, которые, кроме уничижительности, ничего в себе не несут и без них можно обойтись.  Такова особенность произведения, и вдумчивого читателя она тоже может привлечь, удивить, как удивила и заставила меня  по достоинству оценить мастерство писателя.

О проблематике романа надо писать отдельный пост. Если бы мои ученики прочитали  это произведение, то нашли бы много аргументов для экзаменационных сочинений.

Ещё об одном, однако, напишу. Мне показалось, что роман Марины Степновой в чём-то похож на "Защиту Лужина". В. Набокова. Пришлось прослушать и  этот роман и получить удовольствие от новой встречи с классическим шедевром.

Российский академический молодёжный театр. Спектакль "Женщины Лазаря". Премьера состоялась  16 февраля 2023 года

Вопросы ChatGPT о русской литературе и его ответы

 Источник

В последнее время можно встретить то панические, то восторженные оценки чат-бота ChatGPT: некоторые утверждают, что ответы искусственного интеллекта уже не отличить от человеческих и вскорости бот сможет писать сочинения и курсовые работы так, что преподаватели не распознают подлог. Мы решили проверить, насколько оправданны эти опасения, и задали ChatGPT несколько вопросов о русской литературной классике и современности. Для полноты опыта мы попросили проиллюстрировать ответы нейросеть Midjourney.

1

Напиши содержание «Войны и мира» в 200 знаках
«Война и мир» — роман Лева Толстого, основанный на реальных событиях и исторических личностях 1812 года. Рассказывает о жизни аристократической российской общественности, любви и войне.

2

Краткое содержание «Аватара», если бы его написал Эдуард Успенский?
«Аватар» — роман Эдуарда Успенского, рассказывающий о войне между людьми и инопланетными существами, их культурами и духовностью. Главный герой, офицер армии России, оказывается затянут в войну и вступает в контакт с аватарами, созданными инопланетными существами, чтобы спасти Землю и души людей.

3

Кто победил бы в дуэли Онегина с Печориным?
В романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина, Онегин и Печорин сражаются в дуэли, и Онегин побеждает Печорина. Тем не менее, дуэль не была окончательным решением их конфликта и не приводит к какой-либо драматической разрешению.

18 января 2024

С Крещенским сочельником!


 

19 января -- праздник Крещения Господня. Что можно и нельзя делать в этот день?

Каждый год 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне. В 2024 оно приходится на пятницу. Крещение ещё называют Богоявлением, потому что в этот день Христос показал, что Он и есть Пресвятая Троица.

Не принято 18 января день давать в долг, но нуждающимся важно помогать делами. В водоёмы в Крещенский сочельник ничего не бросают. А еще не собирают большие застолья, не подают мясные, молочные блюда, а также не пьют алкоголь. 19 января в Крещение не принято убираться дома, выносить мусор и выбрасывать еду.

Если вы решили окунуться, то делать это надо только в оборудованных и освященных купелях. Время, в которое церковь благословляет на купание, начинается в 20:00 18 января и заканчивается в 8:00 20 января. Чего делать не стоит: Исповедовать суеверие «На Крещение вся вода святая» и набирать себе запасы воды из-под крана.

Запреты в этот день имеют высокую значимость для верующих. Старайтесь соблюдать их, чтобы не навлечь беду: Нельзя делать любую сложную физическую работу: убираться, чистить снег, делать ремонт и так далее. Рекомендуется оставить заботы на другой день.

17 января 2024

"Обитель" Захара Прилепина: о муках, скотах и человеках, о любви

 Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!

Прочитала новую книгу (в 2014 году) Захара Прилепина "Обитель", номинированную на национальную премию "Большая книга" 2014 года. Очень она мне понравилась. Написана хорошо, по-литературному, просто классически! А главное -- об этом надо знать, помнить, к этому возвращаться, размышляя о человеческой природе. Где  пределы человеческих сил и возможностей? Как не превратиться в скотов? Что есть преданность и предательство? И каких же вершин может достичь любовь женщины!
Советую прочитать  это произведение.

Языковые ошибки в литературе

Ошибки бывают разные. Хорошо известно, что Лермонтову случалось наделять львицу гривой, Тургеневу — путать месяц с полной луной, а Фету — подснежник с ландышем. Но в этом списке мы не касаемся смысловых ошибок, а говорим только о грамматике. Причём не о намеренных грамматических ошибках — мало ли в литературе неграмотных героев! Когда Зощенко пишет «А через полчаса, когда этого самого председателя ложили на носилки…», он, разумеется, говорит от лица рассказчика, которому такая речь свойственна. Нет: здесь мы вспоминаем произведения, в которых русские писатели сами допускали языковые оплошности — или решали смириться с ними, потому что иначе никак.

1. Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
В главе «Спасская полесть» герой книги видит сон, в котором он — мудрый властитель, осыпающий свой народ благодеяниями и отправляющий свои войска на славные победы. Но странница-Истина открывает ему глаза, и он видит, что его приказы оборачиваются страшными злоупотреблениями. «Большая половина новых воинов умирали от небрежения начальников или ненужныя и безвременныя строгости», — пишет Радищев. «Большая половина» — распространённая речевая ошибка: на самом деле половины могут быть только одинаковыми. Ту же ошибку можно встретить у современников Радищева — Николая Новикова, Ивана Крылова, да и позже Осип Сенковский, описывая солнечное затмение, говорит, что «большая половина солнца была закрыта спутником земли».


2. Александр Пушкин. Евгений Онегин

Наверное, самая затасканная классическая цитата об ошибках — из «Евгения Онегина»:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Эта строфа «Онегина» — иронический пассаж по поводу образованных женщин, и грамматическая ошибка есть в нём самом:

Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шале
Иль с академиком в чепце!

Правильно, конечно, «в жёлтой шали», и современники Пушкина склоняют это слово именно так. Как писал лингвист Василий Чернышёв, в оригинале «Онегина» есть довольно много «грамматических вольностей» в окончаниях — судя по всему, для более чистой рифмы: «в бани», «по-латыне», «лицы». Часть из них исправляется в современных изданиях, но «жёлтая шаля» остаётся — и, кажется, неспроста. Возможно, Пушкин здесь ввернул ошибку нарочно.

16 января 2024

Александр Сергеевич Пушкин. Зима. Что делать нам в деревне?

 Масленица. 
Картина российского художника, нащего земляка Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году, пример ретроспективного бытового жанра.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко… Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет… Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

Про любовь и нежность в аду -- о романе "Зулейха открывает глаза"

 Это тоже старый пост/отзыв на прочитанную книгу из тех ста главных книг XXI века. Я тогда быстро прочла роман Гузель Яхиной. По-моему, это как-то было связано с Тотальным диктантом, на котором использовались тексты уже из другого её романа "Дети мои", который мне тоже понравился. "Зулейху" в то время я решила рекомендовать своим 11-классникам для использования аргументов из романа в итоговом сочинении.

За выходные прочитала роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". О нём так много написано, что не буду рисковать и что-то своё добавлять. Скажу лишь, что Гузель Яхина талантлива, она тонкий психолог и скрупулёзный наблюдатель. (Откуда она всё это, о чём написала, узнала?! Я хочу познакомиться с историей создания произведения).Узнала позже, что что-то подобное случилось с её бабушкой.

Как роман использовать в качестве аргумента в итоговом сочинении? По какому направлению? Он ведь про ад. "Про любовь и нежность в аду", -- как написала Людмила Улицкая.
Если по теме из направления "Гордость и смирение"? Зулейха была приучена своими родителями и в силу традиций к нижайшему смирению, такому, что забывала, не жалела себя. Например, живя в семье мужа, в отношениях с Упырихой -- своей свекровью. Знакомство с такими суровыми правилами, царящими в татарской семье, просто поражает. (Мы живём бок о бок с татарами и подумать никогда не могли бы, что так было у них раньше). Но при всём этом Зулейха остаётся натурой крепкой, гордой (вспомним, как она отказалась от предложения старосты, мерзавца Горелова стать стукачкой, не испугавшись его угроз). Она, беззаветно любя Игнатова, долгие годы смиряет в себе эту любовь.  Гордый человек в этом романе и комендант Игнатов, не прогибавшийся перед начальством и, как отец родной, думающий и заботящийся о вверенных ему переселенцах, "врагах народа".

15 января 2024

15 января -- день рождения Александра Грибоедова

 Дата не круглая -- 229 лет. Однако как не вспомнить замечательного дипломата, писателя, поэта. Именно в такой последовательности. Потому что Александр прежде всего стал известен как дипломат. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора. Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I​

. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Поставили на сцене и напечатали почти через 30 лет.  Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
20 цитат из «Горя от ума», которые до сих пор актуальны ссылка

Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат[1]) — мирный договор между Российской империей и Каджарским Ираном, завершивший Русско-персидскую войну (1826—1828). Подписан 10 февраля (22) 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). Договор был очень выгодным для Российской империи.
Страшная история любви великого Грибоедова: прожили вместе всего 20 дней, его гибель скрывали от жены две недели

Повесть "Метель" Владимира Сорокина

Это старая рецензия (скорее, опыт рецензии, потому что написала о своих впечатлениях от прочитанного ученица 11 класса). Печатаю сегодня этот материал, потому что  меня попросила поделиться своими мыслями о тех из ста главных книг XXI века, которые я прочитала, Наталия Михайловна -- автор блога Дневник сельской учительницы
Так вот о "Метели" В. Сорокина моё мнение таково. Сюрреализм, языковая игра, всё перевёрнуто с ног на голову. Мрачно и тягостно. Но я почему-то читаю такое. И "Теллурию" его прочла, и ещё что-то совсем неприличное. Удивляюсь изворотливости ума автора что ли?
А в отзыве на "Полке" написано, что Владимир Сорокин -- прорицатель и указывает нам наше будущее. Цитирую: "Сорокин как бы говорит о сути России как таковой: прошлое это и есть будущее, всех ожидает одна метель"Не согласна и не принимаю.

Книга Владимира Сорокина оставляет целый спектр впечатлений после прочтения. В ней автор рассказывает небольшую странную историю, созвучную произведениям классиков русской литературы, главным героем которой становится доктор Гарин, отправившийся по долгу службы в снегопад в глухую деревню.
Главная мысль, которую Сорокин хотел донести до читателей, — нужно идти вперёд, несмотря ни на что, ни на какие преграды. Автор хочет убедить, что нужно гнуть свою линию до последнего, что идти по своей дороге до конца упрямо, преодолевая все трудности, — это и есть смысл нашей жизни. К этому автор приводит нас, демонстрируя тяжёлый путь доктора, который должен был занять всего полтора часа, но превратился в череду происшествий и задержек, мистических и мрачных.
Доктор желает всячески отсрочить доставку важной вакцины, которая должна спасти деревню от загадочной болезни, превращающей людей в зомби. Временами доктор, вместо того чтобы продолжать путь, поддаётся очередному искушению – останавливается в доме мельника, увлечённый любвеобильной мельничихой, медлит на очередном привале или пробует новые наркотики-галлюциногены.Помимо угрюмого доктора Платона Гарина, читатель знакомится и со славным водителем самоката Перхушей. Тот думает: «Дохтора — они тоже много страшного навидалися, много и чего умеют. Вон летось у конагона малой попал под косу, так в городе пришили ножку, и приросла, и бегает шибче прежнего...»
Читается все это легко, без усилия мысли, без необходимости разбираться в смысле того, что говорят персонажи или адаптироваться к сюжетной/эстетической новизне. Если же герои и углубляются в «философию», то она оказывается банальной: «Злых людей не бывает. Человек добр изначально, ибо создан по образу и подобию Божиему. Зло – ошибка человека».
Большинство сюрреалистичных эпизодов в «Метели» основаны на неправдоподобных искажениях размеров и масштаба. Самокат Перхуши запряжён полусотней маленьких лошадок, каждая из которых не больше куропатки и стрекочет подобно сверчку. Мельничиха – крупная и внушительная женщина, а её маленький муж ростом с самовар.

«Адоптировать» и ещё 8 слов, которые можно принять за ошибочные

 Источник

Некоторые слова не так часто встречаются в речи, но похожи на более популярные. Из-за этого их принимают за ошибки. Вот 9 любопытных примеров.
Глазурованный
Всем знакомы глазированные сырки. Однако есть и слово «глазурованный».
У слова глазурь два значения: 1 — «стекловидное покрытие на керамических изделиях, закреплённое обжигом»; 2 — «застывший сахарный сироп, слой густого сладкого сиропа (из сахара, шоколада и т. п.), в котором варят фрукты и которым украшают кондитерские изделия».
Всё дело в том, какой именно глазурью покрыт предмет: если во втором значении (его можно съесть), то «глазированный»; если в первом (на керамике) — «глазурованный».
Маркёр
Ма́ркер — это и фломастер, и буллит, и признак, и отметка. Но есть ещё и маркёр. У этого слова два значения: 1 — «лицо, прислуживающее при игре на бильярде и ведущее счёт очков (во время игры)»; 2 — «приспособление к посевному агрегату для проведения на земле посадочных или посевных бороздок».
Бро́ня
Мы знаем военную броню́ и бронь места в поезде, например. Однако «бро́ня» — это уже фактический устаревший вариант слова «бронь». Некоторые словари до сих пор рекомендуют использовать именно его: «бро́ня билетов», «бро́ня столика в ресторане». Делать это не обязательно, но пугаться такого варианта тоже не стоит.
Рефлектировать
От слова «рефлексия» можно образовать два варианта глагола — «рефлексировать» и «рефлектировать». Первый оказался более популярным, видимо, из-за того, что в «рефлексии» «с», а не «т». Однако «рефлектировать» — это тоже правильно. Также у этого слова есть и ещё одно значение — «отвечать рефлексом, реагировать на внешнее раздражение».
Дискуссировать
А здесь почему-то большую популярность получил вариант «дискутировать». Однако «дискуссировать» — это то же самое. Любопытно, что с двумя «с» у него больше общего с «дискуссией», чем у «дискутировать», но второе оказалось более распространённым.
Конъектура
Многие знают слово «конъюнктура». У него два значения: 1 — «сложившаяся в данный момент ситуация в какой-либо области общественной жизни»; 2 — «совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (движение цен, курс ценных бумаг, размеры выпуска продукции и т.п.)».
Но есть и похожее «конъектура». Этот специальный термин означает исправление или восстановление испорченного или не поддающегося прочтению текста на основании историко-лингвистических и палеографических данных.
Пассировать
Кулинары знают, что слегка обжаривать в небольшом количестве масла, жира — это пассерова́ть, через «е». Однако есть совсем не связанное с этим глаголом слово «пасси́ровать». Этот глагол используется в акробатике и имеет два значения: 1 — «поддерживать, предупреждать падение или другие несчастные случаи при исполнении акробатических упражнений»; 2 — «передавать что-то кому-то (например, обруч)».
Рожаницы
Женщина во время родов или только что родившая — это роже́ница. Но есть и рожани́цы (в единственном числе — рожани́ца). У древних славян-язычников так назывались женские божества, присутствующие при рождении младенцев, определяющие их судьбу при появлении на свет и покровительствующие роду, семье, домашнему очагу.
В этом слове также допустимо ударение на второй слог — «рожа́ницы».
Адоптировать
«Адаптировать» в значении «приспособить», конечно же, пишется через «а». Однако есть и глагол «адоптировать», который означает «усыновлять, удочерять» (от англ. to adopt) и используется как юридический термин.
Некоторые слова не так часто встречаются в речи, но похожи на более популярные. Из-за этого их принимают за ошибки. Вот 9 любопытных примеров. Глазурованный Всем знакомы глазированные сырки.

14 января 2024

Мороз и солнце, день чудесный!

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
С. Ю. Жуковский Зимний пейзаж
С. Ю. Жуковский. Иней
С. Ю. Жуковский. Зима

Станислав Жуковский — русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению культуры и памятников. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.

13 января 2024

Ста́рый Но́вый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю).

 Вот что об этом пишет Википедия

Новый год по старому стилю наступает в ночь с 31 декабря (13 января) на 1 января (14 января) до 2100 года, затем разница из-за неточности юлианского календаря составит уже 14 дней и будет смещаться ещё на один день каждые 128 лет. Словосочетание является примером оксюморона. Неофициальный праздник, традиционно отмечаемый в странах, церкви которых отмечают Рождество по юлианскому календарю 25 декабря (7 января). Соответственно, дата наступления «Старого Нового года» соответствует Новому году по юлианскому календарю. Возникновение праздника связано с тем, что Рождество, по календарной традиции, должно предшествовать Новому году, а также с тем, что в Православной церкви на григорианский Новый год приходится Рождественский пост, исключающий обильные застолья, употребление скоромной пищи и увеселения.
Так что будем праздновать старый Новый год, как сейчас, 14 января, аж до 2100 года!
Старый Новый год (2011). Русский трейлер
Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления.
В 1918 году большевистское правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в Европе на несколько дней раньше, чем отправили в России. Источник

Святочные гадания: как девушки на Руси узнавали свое будущее

 Источник

Совсем скоро, 18 января, завершаются Святки — основной зимний праздник на Руси. О его традициях и, конечно, святочных гаданиях «Вечерке» рассказала историк Любовь Степанова.
Корни Святок лежат в глубокой древности: еще до принятия христианства святочный период славяне отмечали праздником народившегося солнца Коляды.
В те времена святочные обряды отличались проведением всевозможных магических обрядов, например, «на хороший урожай» и гаданий о будущем. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которого плясала молодежь, разодетая в новые рубахи.
Символом обновления природы служило ряжение. По домам вечером и ночью ходили ряженые (колядующие), чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и пожелать достаток семье в будущем году.

12 января 2024

100 главных русских книг XXI века

С 2000 года прошло уже больше 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. Более ста экспертов приняли участие в составлении списка: в него вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.


 Я прочитала/прослушала 20 из них.. Хочу  прочитать и другие. Интересно. Не обо всех из этих книг можно было узнать,  Поэтому в моём списке в основном заметные. "Обитель" З. Прилепина, "Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения" А. Зорина, "Ненастье" А. Иванова, "Господин Гексоген" А. Проханова, "Земля" М. Елизарова, "Перевод с подсточника" Е. Чижова, "Географ глобус пропил" А. Иванова, "Женщины Лазаря" М. Степновой и др.