Выпускница 11 класса учителя русского языка и литературы Аллы Васильевны Соколовой получила 100 баллов на ЕГЭ по литературе. Наивысшее достижение! Учитывая то, что экзамен по литературе, пожалуй, самый сложный после экзамена по истории. Тем более сейчас, когда дети мало читают, не знают даже классических произведений, затрудняются проанализировать текст. Да что там -- проанализировать, высказаться о произведении, дать ему оценку, поделиться своими впечатлениями, отзыв написать. Девушка из Волгограда, по словам её учителя, прочитала все или почти все произведения школьной программы. Я поздравляю выпускницу и Аллу Васильевну. Вот ссылка на ее блог "После уроков"
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 июня 2023
"Необыкновенный концерт" театра кукол С.В. Образцова в Астрахани
В рамках федеральной программы «Большие гастроли» в Астрахань приехал Государственный академический Центральный театр кукол имени Сергея Образцова! Это один из крупнейших театров кукол в мире, которому уже более 90 лет.
Героев этого театра знают дети и взрослые на всех континентах. «Необыкновенный концерт» на сегодня – это самое известное в мире кукольное представление, вошедшее в книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей в мире.
Московские кукольники в Астрахани выбрали большую площадку для своих спектаклей — это Астраханский ТЮЗ. Гастроли продлятся с 8 по 11 июня. Вчера открыл этот сказочный марафон легендарный спектакль — «Необыкновенный концерт».
Самый знаменитый кукольный спектакль уже давно разобран на цитаты:
— «Шахерезада Степановна!
— Я готова»!
Это не просто спектакль, а комическое кукольное ревю, в котором куклы пародируют артистов самых разнообразных жанров. Ведёт «Необыкновенный концерт» кукольный конферансье – Эдуард Апломбов. Уникальный полиглот: без задержки отпускает шутки и каламбуры на двадцати четырех языках мира, в том числе на таких как фарси и хинди.
Картинки по ссылкеРазумеется, мы не могли пропустить такое замечательное событие для нашего города и были вчера на спектакле в ТЮЗе. Он вызвал полнейший восторг. Восхищалась мастерски сделанными куклами, техникой исполнения номеров, искромётным юмором конферансье и, конечно, самими артистами, когда они вышли на поклон. Публика долго не отпускала их со сцены. Какие они красивые!. Как замечательно смотрятся в своей строгой униформе! И видно, своих подопечных -- кукол -- они любят как живых.
08 июня 2023
Почему Макбет — плохой инвестор. Как литература помогает понять экономику
Ах, Шекспир, Шекспир... в контексте современной действительности
Вчера смотрела в нашем театре трагедию "Макбет" в постановке Ульяновского театра драмы имени И.А. Гончарова. Это, конечно, не Шекспир, а по Шекспиру. Как сказано, в небольшой заметке в Дзене: "Гастроли стартуют 7 июня с показа шекспировской трагедии «Макбет», полной мистической подоплёки, тонкого психологизма и страстной одержимости. История генерала Макбета, поддавшегося на соблазн тёмных сил, чтобы завладеть безграничной властью, предстанет перед зрителями в контексте современной действительности с использованием новейших технических возможностей." Вот именно "в контексте современной действительности." На мой вкус, не совсем удачно, точнее, непонятно. Даже зрителю, который читал пьесу. Много символов из нашей действительности (садовый шланг, из которого периодически, как из брандспойта, поливают героев водой, к примеру; оцинкованные вёдра; бедный, измученный рояль, на котором то лежат, то на который со всего маху валятся прямо на клавиши, то немилосердно стучат по нему ведьмы/ассистентки режиссёра по сценарию пьесы). Понятно, что героиня -- леди Макбет -- с остервенением пытается отмыть руки от крови, черпая воду из лужи, -- эта сцена есть в оригинале пьесы. Однако, на мой взгляд, всё это неоправданный перебор. Впрочем, о вкусах не спорят... Дикция у актёров плохая -- вот беда.
Астраханские зрители -- люди благодарные и благородные. Спектакль приняли хорошо, актёров наградили аплодисментами.
Картинки из Интернета.
07 июня 2023
Chat GPT о "Макбете"
Не удержалась, вновь позабавилась с нейросетью Chat GPT. Дала ей задание: напиши тему и идею трагедии Шекспира "Макбет" (прямо вот так -- коряво, нарушая грамматические нормы). "Умница" выдала то, что далее. Вполне приемлемо, по-моему. Особенно умиляют, конечно, определения "амбициозный" человек и "деструктивные" решения...
Тема: власть и амбиции в трагедии Шекспира "Макбет"
Идея: Макбет, герой трагедии, является амбициозным человеком, желающим принять на себя роль короля, но его жажда власти приводит к его собственному падению и гибели. На протяжении пьесы Макбет принимает решения, которые все более и более деструктивны и противоречивы его ранним моральным принципам. Он жертвует своей человечностью, чтобы достичь своих целей, и когда он, наконец, получает власть, оказывается, что его победа была проигрышем. В конечном итоге Макбет умирает, сознавая, что его жажда власти, самомнение и гордыня стали причинами его собственного упадка, что убийство Дункана и других благородных людей были бесполезными действиями, породившими лишь трагедию и мрак в мире.
Реальные темы сочинений 9.3 на ОГЭ 2023 по русскому языку (ответы) 6 июня
Сочинение 9.3 ОГЭ 2023 по русскому языку (9 класс): все ответы и варианты ОГЭ 2023 по русскому языку 6 июня 2023 год. Ссылка на телеграмм канал с ответами:
Варианты и ответы ОГЭ (тесты) по русскому языку 6 июня 2023 года
ИСТОЧНИК Варианты и ответы ОГЭ по русскому языку 6 июня 2023 года
Реальные тексты изложений 6 июня 2023 года по русскому языку для 9 класса
Эти тексты из Открытого банка заданий, они были доступны до экзаменов.
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические
ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме,
обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные
и неоднотипные орфографические ошибки:
·
Однотипные-
ошибки
на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при
подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными
ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
·
Повторяющиеся-
ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти
ошибки также считаются за одну.
Грубые
и негрубые орфографические ошибки:
К
негрубым орфографическим ошибкам относятся:
·
исключения из правил;
·
строчная и прописная буквы в собственных
наименованиях;
·
не регулируемые правилами слитные и
раздельные написания наречий;
·
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими
в роли сказуемых;
·
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто
иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда
только он ни обращался, никто не мог
дать ему ответ;
·
написание собственных имен нерусского
происхождения;
· написание И и Ы после приставок.
06 июня 2023
Поздравляем с Днём русского языка!
05 июня 2023
Викторина Тотального диктанта уже завтра
ОГЭ. Оценка грамотности и фактической точности речи
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). В таблице приведены ошибки, которые встречаются в работах выпускников.
Грамматические ошибки
Вид ошибки |
Примеры |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Речевые ошибки
Вид ошибки |
Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком глубины содеянного. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
04 июня 2023
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ 2022-2023 учебного года
Аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ 2022-2023 учебного года ссылка
ВСЁ о подготовке к ОГЭ по русскому языку
Skysmart -- школа, которая нравится детям. Мы, учителя, часто берём с этого ресурса и даём ученикам задания. По ссылке в ИСТОЧНИКЕ вы найдёте всю необходимую информацию о подготовке к ОГЭ по русскому языку.
В статье говорится о том, из каких частей будет состоять экзамен по русскому языку, разбираются секреты хороших сочинений и изложений, а также рассмотрено несколько заданий на примере демоверсии. Иными словами, рассказывается, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку и легко его сдать.
Сочинение 9.3: темы и тексты, актуальные для ОГЭ 2023
По ссылке вы найдёте список текстов и понятий, которые будут на экзамене по русскому языку. Кликнув на ИСТОЧНИК, можно прочитать эти тексты
Как определить и прокомментировать понятие в сочинении 9.3 на ОГЭ
ССЫЛКА Это документ с сайта vpr-ege.ru
Сочинение 9.3 на ОГЭ -- это по своему существу определение понятия. Чтобы определить понятие, нужно раскрыть его содержание, то есть перечислить все признаки этого понятия.
Как правильно, без речевых ошибок сформулировать определения понятий, в частности нравственных, тех, которые встречаются в сочинении 9.3?
В материале по ссылке вверху даются определения понятий из текстов Открытого банка заданий ФИПИ.
03 июня 2023
Маскировочная сеть для фронта
Сегодня училась плести маскировочную сеть для фронта. Познакомилась с такими замечательными людьми -- что просто пир души. Они волонтёры, входят в группу МобилизацияАстрахань. Плетут маскировочные сети, делают свечи для освещения блиндажей и окопов, сухой душ для бойцов, организуют сбор сладостей и разных других вкусностей для ребят на передовой.
Мы, новички, пришли утром на базу Десантного братства, где милые приятные женщины Ирина, Оксана и другие показали нам мастер-класс плетения масксетей. Эту сеть, что на снимке, заказали бойцы-астраханцы, и она отправится прямо на передовую.
Что я могу сказать о пережитых и переживаемых сейчас своих ощущениях? (Вот даже решилась написать пост об этом в блог). Испытываю чувство сопричастности к великому делу, удовольствия от общения с людьми, готовыми чем только могут, помочь бойцам.
Среди нас были люди солидного, как и я, возраста, молодые женщины и мужчины, дети. С семиклассником Ромой мы мирно беседовали, скатывая в рулончики ленту, которую потом заплетали в ячейки рыбацкой сетки с ячеёй в пять сантиметров. Знаете, что он мне сказал? -- Я никуда не уеду из России. Я люблю свою Родину, -- без пафоса, убеждённо проговорил мальчишка. В его искренности я ни на миг не засомневалась. Это следовало из всего хода нашей беседы о "Разговорах о важном", о патриотизме, о Боге, войне...
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать сжатое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой диктор читает небольшой текст из трёх абзацев объёмом около 150 слов. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями даётся ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
02 июня 2023
Книга "ПоэZия русского лета"
От Госуслуг пришло вот такое письмо. Дело с пропагандой настоящей патриотической литературы сдвинулось наконец с мёртвой точки. Пусть каждый узнает, пусть каждый услышит эти стихи.
Здравствуйте! До 1 июля 2023 года сервис электронных и аудиокниг "Литрес" предоставляет бесплатный доступ к книге "ПоэZия русского лета".
Это стихи и поэмы современных русских авторов о трагических событиях на Донбассе, происходящих с 2014 года.
Слёзы дают по ночам, чтобы дети не знали. Слёз этих таз жестяной, для мытья головы. Что о нас скажут потом? Мы жили, мы воевали. Мы воевали за то, чтобы не было больше войны. |
Анна Ревякина, сборник «ПоэZия русского лета» |
01 июня 2023
Задание ОГЭ. Пунктуационный анализ предложения. Употребление кавычек
Тест по русскому языку «ОГЭ-2023. Задание 3. Пунктуационный анализ предложений. Употребление кавычек» для 9 класса
Пройдите тест по ссылке
Кавычки встречаются не так часто в третьем задании, как запятая, например. В тесте представлены разные случаи их употребления. Тест интерактивный. Решив его, можно сразу себя проверить. Полезная тренировка перед экзаменом.
"Ловушки" ОГЭ по русскому языку -- типичные ошибки, трудности, проблемные темы
ОГЭ по русскому языку сдает каждый девятиклассник. Несмотря на то, что русский язык мы изучаем с первого класса, меньше половины сдающих получают отличную оценку на ОГЭ. В каждом экзамене есть свои сложности, которые могут помешать получить заветный балл. И этот предмет не исключение.
Я подобрала несколько материалов о возможных "ловушках" на экзамене -- типичных трудностях, ошибках, проблемных темах. Подробности далее по ссылкам
Шесть проблемных заданий из ОГЭ по русскому языку. Сайт "5 углов" ссылка
Задание 5 по русскому языку. Каких ловушек можно избежать? ссылка
Ловушки при выполнении 2 задания в ОГЭ ссылка
Подводные камни тестовой части ОГЭ. Презентация по всем заданиям ссылка
Что ТЫ делаешь для следующего поколения?
Очень важный первокурсник колледжа, посетивший недавний футбольный матч, взял на себя смелость объяснить пожилому гражданину, сидевшему рядом с ним, почему старшее поколение не может понять его поколение.
"Вы выросли в другом мире, на самом деле почти примитивном", - сказал студент достаточно громко, чтобы услышали многие из тех, кто находился поблизости. "Современная молодежь гораздо более продвинута, чем люди вашего возраста. Мы выросли на телевидении, реактивных самолетах, космических путешествиях, человеке, ступающем по Луне, и Интернете. У нас есть мобильные телефоны, ядерная энергия, электрические и водородные автомобили, компьютеры, автоматизированное производство, удивительные технологии... и, - он сделал паузу, чтобы сделать еще глоток пива.Старший воспользовался паузой в проповеди ученика и сказал: "Ты прав, сынок. У нас не было всего этого, когда мы были молоды... поэтому мы их изобрели. А теперь, ты, маленький высокомерный засранец, что ТЫ делаешь для следующего поколения?'
Аплодисменты были оглушительными...
Прислали в Вотсап.
31 мая 2023
"Человек-невидимка" в восприятии нейросети
Продолжаю "забавляться" с нейросетью. Она мне всё больше нравится. Вот прочитали с Артёмом из списка рекомендуемой на лето литературы "Человека-невидимку", и я обратилась к моей любимице с заданием. Что она мне выдала, далее.
Напиши: какова основная тема и идея романа "Человек-невидимка" Уэллса? Составь 10 вопросов к роману.
ОТВЕТ. Основная тема романа "Человек-невидимка" Уэлсса - это проблемы индивидуальности и социального принятия. Идея заключается в том, что человек, став невидимым, лишается не только своей физической оболочки, но и социальной идентичности, заставляя себя ломать все границы нормального поведения и морали.
1.Кто был главным героем романа "Человек-невидимка"?2.Что случилось с героем, что он стал невидимым?
3.Какую роль в жизни героя играла его невидимость?
4.Какие проблемы возникали у героя из-за его невидимости?
5.Как герой использовал свою невидимость?
6.Какие социальные вопросы поднимались в романе?
7.Как развивалась интрига в романе?
8.Как связаны события романа с общественной реальностью того времени?
9.Какое влияние оказывала невидимость на сознание героя?
10.Какая философская проблема была затронута в романе?
Замечу, что, как мне кажется, в ответе говорится, скорее, не о теме, а о проблемах романа. Что ещё лучше -- можно использовать для выпускных сочинений в 11 классе.