При морфологической характеристике разных частей речи возникает ряд грамматических трудностей. Рассмотрим их.
Имя существительное |
|
Имя прилагательное |
|
Местоимение |
|
Глагол |
|
Наречие |
Обычно выделение данной части речи не вызывает серьезных затруднений, однако следует иметь в виду, что выступать в роли наречия и занимать соответствующую синтаксическую позицию могут слова, по происхождению являющиеся иной частью речи. Сравните: Пришла пора - она влюбилась и Пора ехать. Словоформа пора в первом случае является существительным (занимает синтаксическую позицию подлежащего, определяет выбор формы глагола-сказуемого: ед.ч., ж.р.), во втором выступает в качестве наречия (не имеет форм словоизменения, обладает модальным значением).
|
Частица |
Ведущий грамматический признак частицы - ее несамостоятельность, специфическое лексическое значение. Именно это и вызывает затруднения при нахождении в тексте и грамматической интерпретации данной части речи. Частицы служат для усиления смысловых оттенков отдельного слова, словосочетания или целого предложения, выражают отношение говорящего к содержанию сообщения, а также могут использоваться для образования соответствующих форм слов, например, для образования форм наклонений глагола.
Кроме словоформ, выступающих в русском языке лишь в качестве частиц, например, же, только, ведь, ли и т. п., существует целый ряд форм, которые имеют омонимичные формы в других классах слов. Приведем несколько примеров: 1) и: Громады стройные теснятся дворцов и башен (и -сочинительный союз); И надобно ж беде случиться! (и -усилительная частица). 2) все: Мы всё сделали (всё - определительное местоимение в форме ед.ч., ср.р.); Он всё шел и шел (всё - усилительная частица). 3) сам: Он одержал победу, которой сам был не рад (сам - определительное местоимение); Сам главнокомандующий принимал парад (сам - усилительная частица). Источник |
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
14 января 2018
Морфологический разбор. Грамматические трудности
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий