Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
07 июня 2012
Чаръ значит "колдовство"
Старославянское слово чаръ означает "колдовство". Мы и сейчас говорим: колдовские чары. Глагол очаровать означал "околдовать", причём к колдовству относились отрицательно. Однако постепенно глагол стал приобретать положительный оттенок, и сейчас очаровать -- "произвести неотразимое впечатление, пленить".
В современном русском языке корень чар- имеет большое словообразовательное гнездо: чаровать, чарую.щий, чаровница, чародей, очаровать, очарованный, очаровательный, очаровательно, очарование, разочаровать, разочароваться разочарование.
Поздравление Евгению Бикмаеву
Поздравляю ученика нашей школы Евгения Бикмаева! Он занял первое место в конкурсе, проводимом в рамках Фестиваля русского языка 2012 года. Его учебно-исследовательская работа о синонимах стала лучшей. Подробности позже.
06 июня 2012
Малоизвестные факты из жизни поэта
Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.
Тургенев когда-то предлагал проверенный рецепт от головной боли и хандры: прочесть вслух 10 стихотворений Пушкина. Проспер Мериме, неплохо знавший русский язык, познакомившись с творчеством Пушкина, назвал его самым великим поэтом мира. Знаменитый адвокат конца XIX века А. Ф. Кони, утверждал, что не проиграть ни одного дела ему позволило не знание законов, а знание... Пушкина. Он мог прочесть наизусть несколько сотен стихотворений поэта, включая "Евгения Онегина"!
Другие интересные факты из жизни А.С. Пушкина можно найти по этой ссылке
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Памятник А.С. Пушкину в Москве |
Памятник А.С. Пушкину в Одессе |
...карты меня спасают от хандры
Император Николай Павлович советовал Пушкину бросить карточную игру, говоря;
- Она тебя портит!
- Напротив, Ваше Величество, - отвечал поэт, - карты меня спасают от хандры.
- Но что ж после этого твоя поэзия?
- Она служит мне средством к уплате моих карточных долгов. Ваше Величество.
И действительно, когда Пушкина отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него написан "Граф Нулин".
Живя в Екатеринославе, Пушкин был приглашен на один бал. В этот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст; дамы и девицы наперерыв старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, порешили, во что бы то ни стало, " переконфузить" его. Подходят они к Пушкину и, расшаркиваясь самым бесподобным образом, обращаются:
-- Mille pardon... He имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильнее выразиться: "Эй, человек, подай стакан воды!" или "Эй, человек, принеси стакан воды!".
Пушкин живо понял желание пошутить над ним и, нисколько не смутившись, отвечал серьезно:
- Мне кажется, вы можете выразиться прямо: "Эй, человек, гони нас на водопой".
..Во тьме твои глаза блистают предо мною.
Наталия Николаевна Пушкина-Ланская (Гончарова) Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит позднее молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут, полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!.. Пушкин был гениален, но не был красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой, которая, при этом, была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от жены поодаль: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста. Источник здесь |
"в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
В лицей Пушкин попал, что называется, по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик - всего 30 человек, но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским.
В Лицее выпускался рукописный журнал "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал: "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд. Его успели спасти. Вскоре в "Лицейском мудреце" нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только "в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные" успехи.
Источник здесь
|
Первая встреча с императором
Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800—1802
Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором - маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку - это няня.
|
Александр Сергеевич Пушкин. 213 лет со дня рождения
В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина
На это скажут мне с улыбкою неверной:
Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный, Вы нас морочите - вам слава не нужна, Смешной и суетной Вам кажется она; Зачем же пишете? - Я? для себя. - За что же Печатаете вы? - Для денег. - Ах, мой боже! Как стыдно! - Почему ж? |
В России отмечают День русского языка
В России 6 июня в день рождения выдающегося поэта Александра
Пушкина отмечается памятная дата — День русского языка. Указ о праздновании Дня
русского языка был подписан президентом России 6 июня 2011г.
Источник здесь
По
случаю праздника в Петербурге состоялась необычная акция. Накануне в преддверии
торжества активисты помыли памятник Александру Пушкину на Площади Искусств
перед зданием Русского музея. Помывка монумента работы Михаила Аникушина стала
настоящей театрализованной литературно-поэтической акцией, передает "Эхо
Москвы".
Отметим,
что свои поздравления по случаю памятной даты уже направил президент Республики
Саха Егор Борисов, сообщает пресс-службе правительства России. "Русский
язык как государственный язык страны служит единым средством общения и
сотрудничества для представителей разных национальностей и народностей,
выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной
сферах, помогает наладить постоянный диалог, осознать, что все мы работаем на
развитие и процветание нашего общего дома – Российской Федерации!", -
говорится в поздравительной телеграмме главы региона.
Отметим, что данный праздник имеет под собой и международное обоснование: Организация объединенных наций
также официально отмечает День русского языка, ведь, согласно целям программы
организации, это способствует культурному многообразию.Источник здесь
05 июня 2012
Чешским школьникам платят по 50 крон за каждую прочитанную книгу
Дети
читают книги, подборку которых сделали известные чешские артисты. Также,
чешские школьники выбирают книги для чтения и самостоятельно, обсуждая список
предложенной литературы всем классом. Учителя только поддерживают данное
начинание – ведь школьники читают сами, без всякого принуждения.
К тому же
у них появился стимул. За каждое произведение школьникам платят по 50 крон за
каждую прочитанную книгу, после чего дети проходят тест на сайте проекта
«Чтение помогает». И если все ответы правильные, компьютер переводит на имя
школьника честно заработанные кроны.
Правда деньги эти – виртуальные. Однако, дети уже «начитали»
более чем на 11 миллионов крон (около 17 млн рублей). Потратить эти деньги ребята
могут только благотворительность, посредством электронного перевода средств.
Так, благодаря данной акции, дети могут помогать обездоленным
ближним, перечисляя на их счет деньги для лечения либо покупки жилья.
«Начитанные» школьниками деньги перечисляют офтальмологическим клиникам и даже
Центру обучения собак-поводырей для слепых.
Поводом для этой меценатской акции стало изучение школьной
статистики в Чехии, показавшей, что большинство детей в стране отлично знают
математику, но при этом занимают одно из последних мест в Европе по чтению
книг.
04 июня 2012
И последний совет: как написать изложение
Советы учителя русского языка и литературы
Любови Михайловны Бенделевой
Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.
1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например
Первичный балл -- в школьную отметку
Шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0-17
(было 18)
|
18-27
(было19-28)
|
28 -36
(было 29-37) Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4 |
37-42
(было 38-41) Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4 |
Инструкция по выполнению экзаменационной работы по русскому языку
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1– В9).
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
03 июня 2012
...и о сочинении на лингвистическую тему (С2.1)
Итак, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова "Чучело". Частью оно компилятивное, то есть мы позаимствовали некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. (К тезису об умении выбрать нужное слово подойдут также и другие примеры лексических явлений отсюда -- об употреблении многозначного слова работа и лексического повтора).
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться.
Словарь языка -- это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
Словарь языка -- это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.
Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова. Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.
Об изложении на экзамене (задание С1)
Напомню, что в задании С1 в 2012 году есть некоторые изменения.
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
Во-первых, изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста.
Во-вторых, изменился объем изложения (не менее 70 слов, было - не менее 90 слов).
В-третьих, уменьшился объём исходного текста (теперь135 слов в сравнении с демоверсией 2011 – 248 слов).
В-четвёртых, изменена система оценивания задания С1 (изменён критерий ИК2).
В-пятых, изменилась форма проведения сжатого изложения (экзаменуемыепрослушивают исходный текст в аудиозаписи, а не из уст учителя-словесника, как это было раньше). Время звучания текста в аудиозаписи - примерно 2,5 минуты.
Помните также о том, что:
- экзаменуемый должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
- количество микротем после сжатия текста не должно меняться;
- во время чтения текста экзаменуемым разрешается делать записи в черновике;
- можно пользоваться орфографическим словарём на протяжении всего экзамена;
- максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, равняется 7. По этой ссылке 5 текстов для прослушивания (аудио и в печатном варианте) для сжатого изложения, а также микротемы к ним.
02 июня 2012
Отыменные и отглагольные прилагательные (задание А7)
Отыменные прилагательные -- это прилагательные, образованные от имен существительных. Они образуются при помощи суффиксов -ан-/-ян-, -ин-, которые пишутся с одной буквой Н, а также при помощи суффиксов -онн-/-ённ-/-енн- -- с двумя буквами НН.
Две буквы Н пишутся и в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н-, который присоединяется к основе на Н.
Например, кожа -- кожаный, серебро -- серебряный (исключения: оловянный, деревянный, стеклянный), гусь -- гусиный: авиация -- авиационный, письмо -- письменный (исключение ветреный); карман -- карманный.
Отглагольные прилагательные образуются от глаголов и называются отглагольными, если у них нет приставки и зависимого слова. Такие прилагательные пишутся с одной буквой Н.
Если слово имеет приставку или зависимое слово, то это -- причастие, и пишется оно с двумя НН. Например, варить -- варЁНый, но варЕННый в мундире картофель; сварить -- СварЕННый. Общим условием написания двух букв НН в бесприставочных и приставочных прилагательных/причастиях является совершенный вид глагола, от которого они образованы. Например, бросить (что сделать? СВ) -- брошЕННый, купить -- куплЕННый, пленить -- пленЁННый.
Это также прописная истина, изучаемое в школе правило, однако, по моим наблюдениям, дети не умеют его применять на практике и допускают очень часто ошибки.
В задании А7 ещё надо прилагательное/причастие не спутать с наречием!
Грамматическая основа предложения (задания В3, В6, В7-В9)
В этом посте речь не о каждом из этих заданий по отдельности, а об общих подходах к их выполнению . Итак, первое.
Грамматическая основа предложения (ГО) -- это подлежащее и сказуемое. Чтобы найти подлежащее, надо задать общий вопрос: о ком или о чём говорится в предложении? и конкретизирующий общий вопрос: кто? или что?
Чтобы найти сказуемое, нужно задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? И потом привычные вопросы: что делает/сделает предмет? каков предмет? что это такое? и т.д.
Второе. При выполнении всех указанных заданий необходимо в каждом предложении или части сложного предложения найти ГО. (Можно выписать предложения в черновик и там подчеркнуть главные члены).
Помните (лучше повторите, пока есть время!), что подлежащее и сказуемое может быть выражено самыми разными способами. По этой ссылке в моем блоге подробно, с примерами рассказано о способах выражения подлежащего и сказуемого (нужно пролистать страницу вниз).
Третье. Определив ГО в частях сложного предложения, надо посмотреть, какие союзы -- сочинительный или подчинительный (союзное слово) -- соединяют их. Соответственно предложение будет либо ССП, либо СПП. А может, союзов и вовсе нет -- значит, предложение бессоюзное.
Понимаю, что излагаю сейчас прописные истины, но порой мы делаем ошибки, потому что не знаем общие приёмы выполнения тех или иных действий или не применяем их.
Альтернативный ЕГЭ по русскому языку
По этой ссылке http://mn.ru/society_edu/20120531/319296970.html?act=reset тест по русскому языку. Пока школьники сдают ЕГЭ, редакция "Московских новостей" предлагает проверить свое знание русского языка.
По результатам определяется, в какой вуз вас могут принять.
Попробуйте свои силы.
Сердечная награда -- от сердца к сердцу
Моему блогу вручена новая награда, придуманная в блогосфере для воодушевления не самых известных блогов, - СЕРДЕЧНАЯ НАГРАДА.
От сердца к сердцу, от блога к блогу путешествует "Сердечная награда"! Вот и мой блог получил сердечную награду от Жени Бикмаева (блог "Мир глазами человека"). Огромное спасибо, Женя!
Эта награда вручается начинающим блогерам и их блогам с количеством постоянных читателей меньше 200, чтобы о них узнало как можно больше людей. Раздать данную награду нужно 6 блогам и оповестить награжденных в комментарии (перепост).
Эта награда вручается начинающим блогерам и их блогам с количеством постоянных читателей меньше 200, чтобы о них узнало как можно больше людей. Раздать данную награду нужно 6 блогам и оповестить награжденных в комментарии (перепост).
Я очень рада передать эту награду молодым блогам, которые я постоянно читаю!
Передаю "Сердечную награду" блогам:
После уроков
Передаю "Сердечную награду" блогам:
После уроков
Подписаться на:
Сообщения (Atom)