Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
24 июля 2025
Эпиграфы в романе. Комментарии к "Евгению Онегину"
23 июля 2025
Вяземский и Пушкин. Комментарии к «Евгению Онегину»
И жить торопится
И чувствовать спешит.
Кн.Вяземский
Мне в тягость жить; хочу забыться,
Хочу не знать, что я живу,
Хочу от жизни отрешиться
И от всего, что наяву.
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
И, близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик.
Вам затвердит одно рыдающий мой стих:
Что яркая звезда с родного небосклона
Внезапно сорвана средь бури роковой,
Что песни лучшие поэзии родной
Внезапно замерли на лире онемелой,
Что пал во всей поре красы и славы зрелой
Наш лавр, наш вещий лавр, услада наших дней,..
Таким образом, выбор эпиграфа из стихотворения Вяземского подчеркивает тесную связь между двумя поэтами и служит своеобразным мостом, связывающим «Евгения Онегина» с широкой литературной традицией того времени. Это также помогает читателю понять, что роман Пушкина — не просто отдельное произведение, а часть большой культурной и духовной среды, в которой жили и творили великие русские поэты.
"...Счастливый Вяземский, завидую тебе"
Действительный член Академии Российской (с 1839), по упразднении последней — ординарный член Петербургской академии наук (с 1841).
Камергер (1831), тайный советник (1855), обер-шенк (1866).
Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского.
Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.
В молодости участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, принимал участие в Бородинском сражении в чине поручика. На поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что был награждён орденом Св.Владимира 4-й степени с бантом.
В декабре 1856 — марте 1858 одновременно возглавлял Главное управление цензуры, руководил подготовкой цензурной реформы.
Последняя большая публикация Вяземского в России (20 стихотворений) состоялась в апреле 1874 года.
«Я пережил и многое, и многих» (1837). Стихотворение написано после смерти близкого друга Вяземского — Пушкина.«Первый снег» (1817). Из этого произведения Пушкин выбрал одну строчку для эпиграфа к первой главе романа «Евгений Онегин».«Святая Русь» (1848). Стихотворение явилось откликом на Французскую февральскую революцию 1848 года.
У скучной тетки Таню встретя,К ней как-то Вяземский подселИ душу ей занять успел.И, близ него ее заметя,Об ней, поправя свой парик,Осведомляется старик.
Язвительный поэт, остряк замысловатый,И блеском колких слов, и шутками богатый,Счастливый Вяземский, завидую тебе.Ты право получил, благодаря судьбе,Смеяться весело над злобою ревнивой,Невежество разить анафемой игривой.
22 июля 2025
Подробный иллюстрированный комментарий к роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Наконец-то прочитала "Евгения Онегина". Читала долго, чему читатели, наверное, могут удивиться. Долго, потому что читала я "книгу в книге" -- подробный иллюстрированный комментарий к роману.
Некоторые разделы комментария Лотмана:
21 июля 2025
Удивительная жизнь Эрнеста Хемингуэя
Некоторые факты из биографии:
Из-за травмы глаз, полученной в отрочестве, не был призван в армию для участия в Первой мировой войне. Уехал добровольцем в воюющую Европу и стал шофёром американского отряда Красного Креста на итало-австрийском фронте.
Принимал участие во Второй мировой войне. В качестве военного корреспондента участвовал в полётах британских ВВС, описывая высадку союзников в Нормандии, в августе 1944 года вошёл с американскими войсками в Париж.
В 1950 году вышел его роман «За рекой, в тени деревьев» о пожилом американском полковнике в Венеции.
В 1952 году в журнале «Лайф» была напечатана повесть Хемингуэя «Старик и море» — лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни.
В 1953 году писатель получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Некоторые произведения писателя, такие как «Праздник, который всегда с тобой» (1964) и «Острова в Океане» (1970), были опубликованы посмертно. ria.ruru.wikipedia.org*


Чучундра: реальное животное или мифический персонаж?
20 июля 2025
Искусство превращать пустыню в живую землю. Экскурсия по жизни и по страницам литературы
Кобылиц неукротимыхГордо бродят табуны…»
Не видно края…Ни кустика, ни деревца…Кружит орел, крылом сверкая…И степь, и небо без конца…
Его стихи стали эталоном лирической поэзии
В 1327 году, в церкви Святой Клары в Авиньоне, он встретил Лауру, женщину, которая стала его музой и вдохновила на создание «Книги песен» («Canzoniere») — одного из величайших сборников лирической поэзии.
Также Петрарка известен своими латинскими произведениями, включая «Африку» — эпическую поэму, посвящённую Второй Пунической войне, и «Письма к потомкам», где он размышляет о жизни, морали и философии.
В 1341 году он был коронован лавровым венком в Риме, что стало признанием его литературных заслуг.
Влияние Петрарки на европейскую литературу и культуру трудно переоценить: его стихи на итальянском языке стали эталоном лирической поэзии, а латинские труды способствовали распространению гуманистических идей. primbiblioteka.ru
Нет единого мнения о том, какие стихи Франческо Петрарки лучшие. Несколько произведений, которые входят в топ-10 на сайте «РуСтих»:
- «В прекрасные убийственные руки» (Сонет 171).
- «Вот и шестнадцатый свершился год» (Сонет 118).
- «Отсрочив милосердную отраду» (Сонет 56).
- «Во сне я счастлив, радуюсь тоске» (Сонет 212).
- «Амур приносит радостную весть» (Сонет 168).
- «Судьба смягчилась, наградив меня» (Сонет 201).
- «Я пел, теперь я плачу, но едва ли» (Сонет 229).
- «Сердца влюблённых с беспощадной силой» (Сонет 182).
- «Завидую тебе, могильный прах» (Сонет 300).
- «Жестокая звезда недобрый знак» (Сонет 174).
«В прекрасные убийственные руки»
Сонет 171)В прекрасные убийственные рукиАмур толкнул меня, и навсегдаМне лучше бы умолкнуть — ведь когдаЯ жалуюсь, он умножает муки.Она могла бы — просто так, от скуки —Поджечь глазами Рейн под толщей льда,Столь, кажется, красой своей горда,Что горьки ей чужого счастья звуки.Что я ни делай, сколько ни хитри,Алмаз — не сердце у нее внутри,И мне едва ли что-нибудь поможет.Но и она, сколь грозно ни гляди,Надежды не убьет в моей груди,
Какой фильм является самым кассовым в истории?
19 июля 2025
"Рупор революции и хулиганского коммунизма" (Ленин)
Владимир Владимирович Маяковский (19 июля 1893, Багдати, Грузия — 14 апреля 1930, Москва, СССР) — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. ru.wikipedia.org*
- Первое опубликованное стихотворение — «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
- В 1918–1919 годах выступал в газете «Искусство коммуны».
- В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.
- В 1923 году организовал группу «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923–1925 годах вышло семь номеров).
- В 1928 году вышла сатирическая пьеса Маяковского — «Клоп», в 1929 году — «Баня».
- В 1922–1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926–1929 годах — с «Комсомольской правдой».
- Печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и других.
Маяковский жил в эпоху расцвета большевизма и коммунизма. В детстве и юношестве он с восторгом принял политику большевиков. В день Октябрьской революции В. В. Маяковский находился в Смольном и праздновал победу над старым миром.
В. И. Ленин отрицательно относился к футуризму, ассоциируя Маяковского с этим направлением, но всё же позволял поэту быть «рупором революции» и продвигать идеи коммунизма в массы. Некоторые поэмы В. Маяковского Ленин оценивал благодушно и называл «хулиганским коммунизмом», однако большая часть творчества поэта В. И. Ленину не нравилась, и он называл её «тарарабумбией». В. В. Маяковский, в свою очередь, восхищался В. И. Лениным как «самым человечным человеком».
После смерти В. И. Ленина, со сменой власти и общественно-политических целей, В. Маяковский почувствовал себя лишним. Его творчество стали часто критиковать — например, сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» не понравились многим представителям новой власти, тиражи произведений Маяковского стали сокращаться, сам он всё больше ощущал себя неуместной фигурой на литературном олимпе СССР.
![]() |
Маяковский и Булька |
- За рубежом книги В. Маяковского были изданы более 500 раз на 45 языках.
- Маяковский был дружен с художником Пабло Пикассо.
- Поэт очень любил роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и мечтал сыграть Евгения Базарова на сцене.
- В. Маяковский был довольно успешным дизайнером: он работал над созданием агитационных плакатов во время Первой мировой войны и после неё.
- В. Маяковский снял три художественных фильма, в которых был одновременно и режиссёром, и сценаристом, и актёром.
- В. Маяковский получал огромные гонорары за свои выступления и напечатанные стихи, но почти всё отдавал нуждающимся старикам: разыскивал одиноких и обездоленных и анонимно дарил им деньги.
- В. Маяковский не смог получить полноценного образования: у матери не было денег на учёбу, поэтому его стихи не отличались грамотностью. Особенно не любил поэт запятые, которые называл «запятатками».
Чем крокодил отличается от аллигатора?
18 июля 2025
Евгений Евтушенко: "Поэт в России -- больше, чем поэт"
Евгений Александрович Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) — советский и российский поэт, прозаик, публицист, сценарист, кинорежиссёр. Родился 18 июля 1932 года (по паспорту — 1933 года) в семье геолога, на станции Зима Иркутской
области. Умер 1 апреля 2017 года в США. calend.ru
Некоторые факты из биографии:
Начал печататься в 16 лет — его стихи вышли в газете «Советский спорт».
В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт им. М. Горького, но вскоре был исключён за то, что выступил в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Первая книга стихов Евтушенко — «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году.
В 1950-е годы опубликовал серию поэтических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и другие.
Автор поэм: «Станция Зима» (1953–1956), «Бабий яр» (1961), «Братская ГЭС» (1965), «Пушкинский перевал» (1965), «Коррида» (1967) и других.
Автор стихов более чем к 80 песням, среди них: «Не спеши» (А. Бабаджанян), «А снег повалится» (комп. Г. Пономаренко), «Бежит река», «Вальс о вальсе», «Долгие проводы», «Идут белые снеги» и другие.
Автор стихов к песням для художественных фильмов: «Карьера Димы Горина» (1961), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), сериалу «И это всё о нём» (1977–1978).
Автор романов «Ягодные места» (1982), «Не умирай прежде смерти» (1993), мемуаров «Волчий паспорт» (1998).
В 2011 году выпустил антологию в пяти томах «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков
русской поэзии».
Некоторые награды и звания:Государственная премия СССР (1984);
Государственная премия Российской Федерации (2009);
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2017, посмертно);
Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2004);
Орден Трудового Красного Знамени (1983);
Орден Дружбы народов (1993);
Орден «Знак Почёта» (1967).
Евтушенко был почётным членом Академии искусств многих стран, почётным профессором «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Лауреат множества российских и международных премий, обладатель орденов и медалей.
«Игра в кальмара»: от детской забавы до символа жестокости современного общества
В последние годы мир охватила волна популярности южнокорейского сериала «Игра в кальмара» (Squid Game), который стал настоящим культурным феноменом. Однако за внешним успехом скрываются глубокие социальные и психологические проблемы, вызывающие тревогу у родителей, педагогов и психологов. Чтобы понять, почему этот сериал так резонирует с подростками и почему он может быть опасен для детской психики, важно обратиться к истокам – самой игре «в кальмара» и её трансформации в мрачный кинематографический сюжет.
«Игра в кальмара» – это традиционная детская игра, распространённая в Южной Корее, в которую играют на асфальте, рисуя схематичное поле в форме кальмара. Правила просты, а сама игра активна и коллективна, развивает ловкость, стратегическое мышление и командный дух. Для детей это способ социализации, радость движения и веселья.
Феномен популярности «Игры в кальмара» среди подростков интересен. Молодёжь, находящаяся
в поисках идентичности и острых впечатлений, часто воспринимает сериал как
вызов, возможность понять «реальный» мир, где побеждают сильнейшие. В
социальных сетях появляются обсуждения, мемы и даже попытки воспроизвести
элементы игры, что вызывает обеспокоенность родителей и специалистов.
Психологи предупреждают,
что такие фильмы пропагандируют идею расчеловечивания: участники шоу вынуждены
предавать, обманывать и уничтожать друг друга ради собственной выгоды.
Отсутствие позитивных героев и моральных ориентиров формирует у подростков искажённое
представление о человеческих отношениях и ценностях. Сериал демонстрирует мир,
где доминирует насилие, безысходность и цинизм, что может способствовать
формированию агрессивного поведения и снижению эмпатии.
Интересно провести параллели между «Игрой в кальмара» и классическими произведениями зарубежной и русской литературы, которые также исследуют темы жестокости, борьбы за выживание и моральных дилемм. Например, романы Джорджа Оруэлла «1984» и Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» показывают, как общество и внутренние конфликты человека влияют на его нравственные ориентиры. Как и в этих произведениях, сериал ставит вопрос о цене человеческой жизни и месте человека в обществе.
"Патриотические произведения нужно создавать и тиражировать"
Ключевые поэтические и прозаические произведения о специальной военной операции написаны уже сегодня, заявил писатель Захар Прилепин в интервью телеканалу "Россия 24".В течение последних недель мы публиковали стихи, посвящённые специальной военной операции из Антологии современной патриотической поэзии, подготовленной и выпущенной Союзом писателей России совместно с издательством «Вече». Эти стихи завоевали признание читателей, распространяются в войсках, госпиталях, военных училищах. Думаем, что и нашим читателям они запали в душу. Такие стихи надо писать, издавать, читать. Именно так считает известный современный писатель, военный человек, общественный деятель и патриот Захар Прилепин. Подводя итог публикации подборки современной поэзии о СВО, мы помещаем заметку об одном из интервью писателя.
Публицист отметил, что создание новых текстов связано не с запросом рынка, а с патриотическим подъемом в стране.
"Ряд ключевых текстов, в первую очередь в поэзии, но и в прозе тоже, написан уже сегодня. Но то, что называется подъемом и запросом, это вещи не стихийные, это не рыночек. Рыночек не порешает. Конечно же, во многом это деятельность государства", — сказал Прилепин.
"Тогда были уверены, что ничего соразмерного запросу армии и общества нет. Это теперь, оглядываясь спустя десятилетия, мы понимаем, что это было беспрецедентное время – одних военных песен счет идет на сотни классических. "Они сражались за Родину" выходил во время Великой Отечественной войны и "Василий Теркин" Твардовского и так далее. Фильмы снимались: "Два бойца", "Зоя". Огромное количество примеров", — рассказал Прилепин.
"Не захлебнётся русская атака,// Пока нам впору ватники отцов!"
Кипит разбойно море Интернета
И грязной пеной хлещет берега,Где целят в душу выстрелы-наветыСовсем не виртуального врага.Вот он в упор палит из амбразурыДлиной во весь компьютерный экран.При чём здесь, господа, литература?Стрелок иной идеей обуян –Чтоб чисто поле стало полем рати,Чтоб где-то на заснеженной стернеПеречеркнуть свинцовой плетью ватник,Который навсегда прирос ко мне!По мне одежда ратная отцова!Метель. Передовая. Сталинград.Оттуда – из глубин сорок второгоСегодня пули хищные летят.И надо страх дремучий пересилить –Подумаешь, прицельная стрельба!Такая уж у ватников РоссииЕдинственная, вечная судьба –Вставать во имя света против мрака,
Который, словно пули те, свинцов.Не захлебнётся русская атака,Пока нам впору ватники отцов!
* * *Старался телевизор допоздна,Пугая то Бандерой, то майданом.И усыпил… Спасибо, что женаВернула в мир из вязкого дурмана.Что это было? Может, вещий сон?Но точно – не бредовая фальшивка…Вот выхожу я, грешный, на перронНа станции с названьем «Мартинiвка».Встречающих весёлая толпаНе виновата в том, что я когда-тоЗдесь жил «по месту службы» па…Нет, нет, не папы, а, пробачьтэ, тату!Вот здесь равнялся целый гарнизонНа одноцветный флаг иного века.Теперь новейших символом времён –Таблички: «Стiй!», «Увага!» и «Бэзпэка!»«Внимание!», «Опасность!» «Стiй»? А, «Стой!»Стою… И вдруг – баба Наташа наша!– Насыпь, как в детстве, семечек горой!– Гэть звiдсiля, москаль! Яка я ваша!– Окстись, старуха! Это ж я таскалМимо твоей торговли школьный ранец!Да, и потом, я вовсе не москаль,А самый настоящий астраханец!– Гэть! Гэть!И я шагаю прочьМимо столовой с вывеской «Iдальня».… Конечно, он сумеет мне помочь –Приветный шум лесопосадки дальней!Упасть с разбегув листьев пёстрый хламИ крикнуть громко:– Здравствуй, Украина!Но эха нет. Как будто вобралаЕго ветвей глухая паутина…И снова сквозь бунташный чёрный дымЯ на экране вижу Украину.Благослови, Господь, родимый КрымНа новую счастливую судьбину!И слышится как будто: «Аз воздам!И земли к вам потянутся иные!»Воздастся… Но откроется ли нам,Что русские остались и в России?