Юрий Арабов. "Орлеан". Юрий Арабов -- поэт, кинодраматург, писатель, публицист. Известность приобрел как автор сценариев к фильмам Александра Сокурова ("Одинокий голос человека" по Андрею Платонову, "Скорбное бесчувствие" по Бернарду Шоу, "Дни затмения" по братьям Стругацким, "Спаси и сохрани" по Гюставу Флоберу, "Камень", "Тихие страницы"). Преподает во ВГИКе. Юрий Арабов также приниал участие в создании сценария к телефильму "Николай Вавилов" (1990); его перу принадлежит повесть "Крейсер" (1993). В 1999 году режиссер Александр Сокуров поставил по сценарию Юрия Арабова картину "Молох". И вот последняя его книга "Орлеан" значится в списке для всенародного голосования на премию "Большая книга"
Читать в браузере очень неудобно, но коль другой возможности нет, приходится довольствоваться этой. В романе описана жизнь далёкого провинциального (на окраине Кулундинской степи) городка с названием Орлеан. Вообще-то, Орлеан есть на другом краю земли -- в Штатах и ещё, кажется, во Франции. Но и у нас в стране, оказывается, существует город с таким названием. Откуда оно взялось, станет ясно лишь в эпилоге. И это очень удивит читателя. Если исторически такие сведения верны, тогда мы полные профаны в своей истории и ничегошеньки не знаем о том, откуда есть пошла Советская власть. Но не буду раскрывать всего, может быть, кто-то заинтересуется и прочтёт роман Ю.Арабова.
В отзыве на книгу на Имхонете я написала (правда, потом удалила отзыв), что эта книга ничему научить не может. Одна же из участниц обсуждения, посчитала, что роман нужен молодым (в нём затронута животрепещущая тема об абортах). Мне кажется, что молодые читать его не станут, потому что они вообще ничего не читают и заинтересовать их это не может, так как внешних атрибутов привлекательности в романе нет. Впрочем, как и поколению "аксакалов", такое чтиво не может прийтись по душе: они непременно ощутят себя оскорблёнными.
Однако, господа-товарищи дорогие, именно так, как в книжке, живёт население современных заштатных русских городков, вымороченных, с остановившимся комбинатом, заводом. промыслом... Как автоматы, персонажи романа что-то делают на работе. Бессмысленная, бесполезная и по-скотски мерзкая у них жизнь в остальное время. Дети и старики для них противная обуза. У города нет ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего. Он как призрак в пустыне (пустыня на самом деле окружает город, рядом только солёное озеро).
Звучит в романе мотив совести, проскальзывает намёк на булгаковского Воланда, воздающего каждому по делам его, но тема, как мне кажется, лишь намечена. Настоящего суда над героями не происходит. Да и как их судить-то? Все кругом такие.
Больше всего мне этот роман напомнил горьковские произведения о свинцовых мерзостях жизни. И заслуга автора, как мне думается, в том, что он сумел представить эту сторону нашей действительности не совсем классически реалистично, а прибегая к современным писательским уловкам -- мистическим, детективным и пр., -- однако столь зримо, явственно и... страшно.
Больше всего мне этот роман напомнил горьковские произведения о свинцовых мерзостях жизни. И заслуга автора, как мне думается, в том, что он сумел представить эту сторону нашей действительности не совсем классически реалистично, а прибегая к современным писательским уловкам -- мистическим, детективным и пр., -- однако столь зримо, явственно и... страшно.
Роман читать здесь. Он в списке претендентов на премию "Большая книга" и выставлен на всенародное голосование на Имхонете.