Вы прочитали повесть М. Горького "Детство". Загляните теперь в рабочую тетрадь по литературе (часть 2) и попробуйте выполнить задания уроков 64 и 65. Почему повесть глубоко оптимистична (вселяет уверенность в лучшее), несмотря на тот "тяжёлый опыт", который отражён в ней?
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
08 февраля 2012
Ловушка! Когда нельзя употреблять деепричастный оборот
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
-- если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!);
-- если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне);
-- если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
-- если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!);
-- если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне);
-- если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Источник здесь
Понятие о деепричастном обороте
Для 7-классников. Это прежде всего 74 параграф в учебнике. А также выучите следующее правило.
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).
Деепричастие обозначает добавочное действие. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве Источник здесь
07 февраля 2012
Подготовка к ГИА: вопросы теории
По этой ссылке http://www.saharina.ru/metod/gia/theory/ собран теоретический материал для подготовки к ГИА. Его просто скачать на свой компьютер, и необходимые сведения по теории русского языка всегда будут у вас под рукой.
Каникулы продолжаются
Марина Алексеевна, директор нашей школы, объявила сегодня, что вынужденные каникулы у нас продолжаются до понедельника, 13 февраля. Из-за холодной погоды и трудностей с транспортом. Поэтому продолжаем заниматься дома.
06 февраля 2012
Дмитрий Быков: «Я последний бастион на пути триумфальной дикости»
Дмитрий, Вы — человек-оркестр. И поэт, и писатель, и неоднократно премированный биограф, и журналист пишущий, и журналист говорящий... На кой ляд Вам еще и школа? Вы ведь продолжаете, упорно продолжаете работать учителем — зачем? И — что для Вас главное, Вы сами — кто?
— Сережа, вот если бы я еще при этом играл на рояле, увлекался спортивным ориентированием и в свободное время немного шил, можно было бы говорить об оркестре. А так — я пишу буквы в разных жанрах, и только. Все это, в общем, одно и то же ремесло — писать стихи, прозу или брать интервью на радио, и вы это знаете не хуже меня. Школа — исполнение давней мечты, пребывание в комфортной среде, продолжение нашей семейной династической профессии, плюс полигон для отработки некоторых идей относительно русской (особенно советской) литературы. То есть мне нравится сначала рассказать статью в классе и посмотреть, что будет, а потом ее написать с учетом детской реакции.
Было бы лицемерием промолчать еще об одном важном аспекте. Вся моя журналистская деятельность может прикрыться в любой момент — мало ли мы знаем случаев прямого запрета на профессию? Я ведь не в газете «Взгляд» работаю и не на Первом канале, и взгляды у меня не сказать чтобы единоросские. Так вот: из школы меня не выгонят — по крайней мере по политическим соображениям.
— Учитель, особенно учитель литературы сегодня, — фигура уставшая и загнанная. Прежде всего, от ощущения бессмысленности и ненужности собственного труда. Сегодня — нужна ли в школе литература? Имеет ли смысл ее преподавать и изучать? Какую бы такую мантру себе повторять, идя в школу, чтоб не свернуть по пути и не убежать в просторы?
— «Я последний бастион на пути триумфальной дикости», что-то в этом роде. Мы в самом деле последние, кто может остановить волну убийственного упрощения и уплощения. С нас начинается возрождение не просто русской, а мировой культуры, загнавшей себя в конце ХХ века в тупик. Причины суть многи, не время о них распространяться. Литература нужна в школе как глоток воздуха между алгеброй и экономической географией, как дискуссионный клуб (если парламент не место для дискуссий, так пусть хоть школа будет таким местом), как аптечка, наконец. Это же не мертвый массив текстов, а живое предупреждение, йод на рану, спасение от бессмыслицы. У меня в разных классах были свои Обломовы — которых Гончаров если не вылечил, то хотя бы разбудил, показал, что будет. Были свои Базаровы, была одна Катерина, которая, к счастью, вовремя прочла «Грозу». То есть наше дело — дать сегодняшнему, почти всегда педагогически запущенному ребенку несколько сильнодействующих лекарств от одиночества и кризиса.
Источник здесь
— Сережа, вот если бы я еще при этом играл на рояле, увлекался спортивным ориентированием и в свободное время немного шил, можно было бы говорить об оркестре. А так — я пишу буквы в разных жанрах, и только. Все это, в общем, одно и то же ремесло — писать стихи, прозу или брать интервью на радио, и вы это знаете не хуже меня. Школа — исполнение давней мечты, пребывание в комфортной среде, продолжение нашей семейной династической профессии, плюс полигон для отработки некоторых идей относительно русской (особенно советской) литературы. То есть мне нравится сначала рассказать статью в классе и посмотреть, что будет, а потом ее написать с учетом детской реакции.
Было бы лицемерием промолчать еще об одном важном аспекте. Вся моя журналистская деятельность может прикрыться в любой момент — мало ли мы знаем случаев прямого запрета на профессию? Я ведь не в газете «Взгляд» работаю и не на Первом канале, и взгляды у меня не сказать чтобы единоросские. Так вот: из школы меня не выгонят — по крайней мере по политическим соображениям.
— Учитель, особенно учитель литературы сегодня, — фигура уставшая и загнанная. Прежде всего, от ощущения бессмысленности и ненужности собственного труда. Сегодня — нужна ли в школе литература? Имеет ли смысл ее преподавать и изучать? Какую бы такую мантру себе повторять, идя в школу, чтоб не свернуть по пути и не убежать в просторы?
— «Я последний бастион на пути триумфальной дикости», что-то в этом роде. Мы в самом деле последние, кто может остановить волну убийственного упрощения и уплощения. С нас начинается возрождение не просто русской, а мировой культуры, загнавшей себя в конце ХХ века в тупик. Причины суть многи, не время о них распространяться. Литература нужна в школе как глоток воздуха между алгеброй и экономической географией, как дискуссионный клуб (если парламент не место для дискуссий, так пусть хоть школа будет таким местом), как аптечка, наконец. Это же не мертвый массив текстов, а живое предупреждение, йод на рану, спасение от бессмыслицы. У меня в разных классах были свои Обломовы — которых Гончаров если не вылечил, то хотя бы разбудил, показал, что будет. Были свои Базаровы, была одна Катерина, которая, к счастью, вовремя прочла «Грозу». То есть наше дело — дать сегодняшнему, почти всегда педагогически запущенному ребенку несколько сильнодействующих лекарств от одиночества и кризиса.
Источник здесь
Будет хлеб -- будет и обед
«"Будет хлеб - будет и обед"» на Яндекс.Фотках
НА СКАТЕРТИ ДОМАШНИЙ ХЛЕБ РУМЯНИТСЯ,
И СОЛНЦЕ ЖАДНО К КАРАВАЮ ТЯНЕТСЯ,
ХЛЕБ ПЫШЕТ СВЕЖЕСТЬЮ, ПЕЧНЫМ ТЕПЛОМ,
РАСПРОСТРАНЯЯ АРОМАТ КРУГОМ!
(стихи из инета)
Назван лучший рассказ 2011 года
Литературная премия имени Юрия Казакова 2011 года за лучший рассказ присуждена Николаю Кононову за произведение «Аметисты» — о «культурной даме» из коммуналки и призраках советского времени, сообщают «Ведомости».
В состав жюри под председательством критика, эссеиста и прозаика Сергея Костырко в этом году вошли писатели и критики Мария Галина, Анна Голубкова, Владимир Новиков, Станислав Львовский, а также президент Благотворительного резервного фонда, обеспечивающего призовой фонд, Александр Лебедев.
Николай Кононов (р. 1958) — петербургский поэт и прозаик, прославившийся романом «Похороны кузнечика» (2000, премия Аполлона Григорьева и букеровский шорт-лист), также автор несколько стихотворных сборников и еще двух романов — «Нежный театр» (2004, шорт-лист премии Андрея Белого) и совсем недавно «Фланер»(2011).
Премия имени Юрия Казакова присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на территории РФ.
В шорт-лист этого сезона, помимо «Аметистов» Кононова входили рассказы «Глебов-младший» Всеволода Бенигсена, «Куртка Воннегута» Ксении Драгунской, «Обстоятельство времени» Аны Матвеевой, «Поздний звонок» Леонида Юзефовича и «Бабкин оклад» Марины Вишневецкой.
Источник здесь
Николай Кононов
Аметисты
05 февраля 2012
Путеводитель по блогам
Суть этого путеводителя заключается в том, чтобы собрать наиболее интересные мне блоги по рубрикам в едином списке, поскольку закладок уже не хватает. Это не каталог существующих тематических популярных блогов. Это всего лишь список блогов, которые меня чем-то заинтересовали и которые я просматриваю время от времени. Выборка проводилась самым субъективным образом в личных корыстных целях. Некоторые блоги значительно шире по своей тематике, чем одна узкая область, однако и в них всегда есть некие приоритеты и своя специфика. В будущем планирую этот список дополнять и исправлять: добавлять новые ссылки и удалять некоторые старые. Выношу ссылку на этот пост в верхнюю запись моего дневника. Список не претендует ни на какую полноту или объективности.
ЛИТЕРАТУРА
«Вопросы литературы». Журнал о журнале
http://voply.livejournal.com/
Восточная литература
http://community.livejournal.com/ru_orie ntal/
Мемуарная литература
http://community.livejournal.com/ru_memo ires/
Сообщество «Игорь Волгин»
http://community.livejournal.com/igor_vo lgin/
Музей Булгакова
http://community.livejournal.com/bulgako vmuseum/
Франкофонная литература
http://community.livejournal.com/french_ lit/
Иностранная литература сегодня
http://community.livejournal.com/inolit/
http://voply.livejournal.com/
Восточная литература
http://community.livejournal.com/ru_orie
Мемуарная литература
http://community.livejournal.com/ru_memo
Сообщество «Игорь Волгин»
http://community.livejournal.com/igor_vo
Музей Булгакова
http://community.livejournal.com/bulgako
Франкофонная литература
http://community.livejournal.com/french_
Иностранная литература сегодня
http://community.livejournal.com/inolit/
См. далее Спасибо Светлане Георгиевне за эту полезную информацию.
Педагог: истина в последней инстанции?!
Возвращаюсь
к записанному высказыванию о воспитании Дневниковое. Нынче я настроена так, чтобы согласиться с приведёнными
словами. Действительно, влияя на
человека в определённом направлении, ты можешь изменить его, улучшить или
ухудшить, сделать «под себя» или под кого-то ещё. Впрочем, сегодня я и предмета
сомнения не нахожу – совершенно другое
настроение: прямолинейные суждения, согласие с существующими постулатами… а,
помнится, наш преподаватель современного русского языка в институте Виктор Александрович Федосов говорил: всегда надо сомневаться, через
сомнение лежит путь к научной истине. Мы же не сомневаемся почти никогда в
правильности своих слов и поступков, особенно в отношениях с учениками – мы
всегда истина в последней инстанции.
Лирически-прозаическое
Мороз поменьше, чем вчера. Но также солнечно и тихо. Светло и ярко,
прозрачно, чётко и янтарно. // Спокойно, радостно, не больно и не тревожно на
душе. // На кухне, правда, чуть угарно – пекли пирог, но всё равно ведь хорошо.
Тесты ГИА здесь!
Измайловский Кремль. В Москве ДВА кремля!
«Измайловский Кремль» на Яндекс.Фотках
Издревле в каждом древнерусском большом городе был кремль, чьи мощные стены защищали от врагов. Кремль считался ядром всего поселения. Сюда для "осадного сидения" собиралось все уцелевшее население города. Изначально кремли были деревянными, а позднее каменными, невосприимчивыми к огню и обнесенные неприступными башнями и водяными рвами.
На настоящей момент в России сохранилось более 20-ти историко-культурных комплексов, которые называют "кремлями".Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это еще и замечательные архитектурные комплексы с храмами, дворцами, палатами, торжественно оформленными въездами. Кремли России - гордость земли русской и ее историческое наследие. Наиболее сохранившиеся Кремли находятся в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Пскове и Ростове.
Как и положено столичному кремлю, Московский Кремль, расположившийся на Боровицком холме на левом берегу Москва-реки, самый-самый. Думаю, все хоть раз в жизни его видели, но не все знают, что в Москве кремля ДВА!
Второй московский кремль - Измайловский - находится в Восточном административном округе Москвы рядом с метро Партизанская и составляет с Вернисажем "Русское подворье" единый культурно-развлекательный комплекс.
Источник и много фотографий здесь
Домашняя работа по литературе для 6-классников
Вы, ребята, уже прочитали первую главу из повести А. Грина "Алые паруса" и узнали что такое феерия (так автор определил жанр своего произведения). Кому-то из вас, надеюсь, захотелось прочитать повесть полностью. И у меня к вам вопрос: можно ли назвать финал произведения феерическим? Какие мысли и убеждения утверждал писатель яркой красочной концовкой (финалом)?
И второе задание: подготовьте рассказ об одном из героев (на выбор), подтвердите свои суждения цитатами из "Алых парусов".
04 февраля 2012
Домашняя работа по русскому языку для 7-классников
Чтобы не терять времени даром, пока у нас вынужденные каникулы, предлагаю вам, ребята из 7 б, немного позаниматься русским языком.
Мы должны начать изучать новую тему -- "Деепричастие". Сначала изучите параграф 73 учебника по системе "Знал -- узнал - непонятно" (чтение с разметкой Insert). В материале параграфа есть ошибка (возможно, типографская опечатка), но она очень-очень существенная. Кто найдёт её, получит высший балл.
Обратите внимание на то, что теоретический материал прерывается практическими заданиями. Выполняйте их, не пропуская ни одного. На странице 219 очень важное продолжение об употреблении деепричастных оборотов в речи. На это правило есть специальное задание в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ . 11-классники в нем допускают много ошибок. Так что выучите, как правильно строить предложения с деепричастными оборотами в 7 классе. Тогда у вас не будет проблем, и вы не сочините предложения вроде этих: Проходя зимой по улице, на меня упала сосулька; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы. Дополнительный материал о деепричастии по этой ссылке http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i8
03 февраля 2012
Любопытные викторины. Попробуй...
У нас случились непредвиденные каникулы. Конечно, как учитель литературы я прежде всего советую своим ученикам почитать: программные произведения и непрограммные -- для души, для развлечения. Когда мороз на улице и носа туда не высунешь, так приятно полежать с книжкой на диване в тепле и уюте. Нашла и ещё одно занятное развлечение -- викторины по этой вот ссылке. Есть вопросы по экологии, литературе, о писателях и спортсменах. Интересно проверить свои знания. Сама отвечала на вопросы про перегретую планету. Попробуйте и вы.
Кошка с кудрявой шерстью
Источник здесь
Сколько русских языков?
Нужна ли точка после темы?
Часто, работая над сочинением, мы не задумываемся о том, какую роль играют, казалось бы, несущественные, на первый взгляд, вопросы. А иногда, наоборот, неважное ставит нас в тупик. О некоторых мелочах мне и хотелось бы напомнить.
1. Прежде всего, старайтесь использовать разные синтаксические конструкции, потому что бросающееся в глаза однообразие, однотипность и простота конструкций не позволят экзаменатору поставить вам высокий балл. Однако же, если при расстановке знаков препинания вы привыкли руководствоваться лишь "интуицией", то, конечно, есть смысл писать совсем простыми предложениями.
2. С другой стороны, нередко "горят" на том, что синтаксические конструкции, используемые в работе, так сложны, что "редкая птица…" Увы, находящийся в цейтноте экзаменатор тем более рискует заблудиться в лабиринте вашего текста.
3. Многих волнует точка после темы: ставить - не ставить? Посмотрите, как записана тема на доске, и "срисовывайте" ее в точности. СПбГУ в этом вопросе придерживается правил, изложенных, например, в "Справочнике по пунктуации" Д.Э. Розенталя, других справочных материалах: "В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (номинативное предложение, двусоставное и т. д.)". Правда, у Розенталя речь идет лишь о "знаках препинания в газетных и журнальных заголовках", но ведь и в книгах точка после названия не ставится.
Источник здесь
1. Прежде всего, старайтесь использовать разные синтаксические конструкции, потому что бросающееся в глаза однообразие, однотипность и простота конструкций не позволят экзаменатору поставить вам высокий балл. Однако же, если при расстановке знаков препинания вы привыкли руководствоваться лишь "интуицией", то, конечно, есть смысл писать совсем простыми предложениями.
2. С другой стороны, нередко "горят" на том, что синтаксические конструкции, используемые в работе, так сложны, что "редкая птица…" Увы, находящийся в цейтноте экзаменатор тем более рискует заблудиться в лабиринте вашего текста.
3. Многих волнует точка после темы: ставить - не ставить? Посмотрите, как записана тема на доске, и "срисовывайте" ее в точности. СПбГУ в этом вопросе придерживается правил, изложенных, например, в "Справочнике по пунктуации" Д.Э. Розенталя, других справочных материалах: "В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (номинативное предложение, двусоставное и т. д.)". Правда, у Розенталя речь идет лишь о "знаках препинания в газетных и журнальных заголовках", но ведь и в книгах точка после названия не ставится.
Источник здесь
"Среди бесчисленных цветов покажется, что Счастье рядом..."
«Среди бесчисленных цветов покажется, что Счастье рядом...» на Яндекс.Фотках
Воспоминание о лете, когда кругом белым-бело.
Когда, свернув с наезженной дороги,
Пройдёшь тропинкой узкою с утра
Туда, где травы кланяются в ноги,
Где так свободны, так свежи ветра,
Где на лугу кузнечики стрекочут,
Гудят шмели, мелькают мотыльки,
Береговушки юркие хлопочут,
Глядятся ивы в зеркало реки;
Покажется, что счастье где-то рядом,
Когда среди бесчисленных цветов
Тебя одарит незабудка взглядом -
Таким, что не забудешь ни за что!
Всей грудью ты вдохнёшь, расправишь плечи,
Отбросишь груз бесплодной суеты.
Тогда поймёшь, как мудр и бесконечен
Наш дивный мир!
И что в нём значишь ты.
Надежда Радченко
Источник здесь
Использование "Крохоток" А.И. Солженицына при подготовке к ЕГЭ
По этой ссылке моя статья об использовании миниатюр из "Крохотных рассказов" А.И. Солженицына на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.
Особенности миниатюр из цикла
«Крохотные рассказы» А.И. Солженицына, на наш взгляд, позволяют использовать
эти произведения в качестве текстов для обучения старшеклассников (да и
учеников основной школы) написанию сочинения-рассуждения. Во-первых, они
небольшие по объёму. Во-вторых, композиция миниатюр как бы специально выстроена
так, как требуется по критериям: постановка проблемы, комментарий к ней, авторская позиция и
необходимость высказать личное отношение пишущего к проблеме. В-третьих,
«Крохотки» мало исследованы и о них практически нет материалов в интернете, а
значит, исключается возможность списать,
а следовательно, есть надежда, что работа
будет выполнена самостоятельно. Но самое
главное, разумеется, то, что это
произведения не просто писателя, а гражданина, с болью и тревогой повествующего о жизни. Не может не
восхищать масштаб этой личности, его последовательность и принципиальность.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)