12 ноября 2010

Современная школьная частушка

В добавление к предыдущему сообщению частушка.
Побывал я в Паутине,
И залез я в Интернет.
В голове от Интернета
Просто полный винегрет!
Источник здесь

О смеси уксуса, масла и соли

Вы, наверное, не догадываетесь о том, что речь в этом сообщении пойдёт о... винегрете. Во французском языке слово винегрет означает соус из уксуса, масла и соли.
Винегрет по-русски -- это холодное кушанье из варёной свёклы, картофеля, солёных огурцов, репчатого лука, приправленное подсолнечным маслом. В винегрете смешиваются продукты, которые  обычно подаются как отдельные блюда.
В русском языке это слово быстро приобрело переносное значение. Винегретом стали называть смесь разнородных предметов, понятий, как говорится, всякую всячину. Например,  если учитель сказал об ученике: "У него в голове настоящий винегрет", -- значит, у школьника отдельные знания не связаны между собой, перемешаны. А это не даёт возможности быстро найти верный ответ.
Слово винегрет становится одним из самых коварных во время диктантов и контрольных работ. Именно в нём делают самое большое количество ошибок. Как вы думаете, почему?

Последний фильм о Гарри Поттере оказался непохож на книгу

Последний фильм из серии лент о мальчике-волшебнике Гарри Поттере будет значительно отличаться от книги. Об этом The Daily Telegraph сообщил Дэвид Йэтс, являющийся режиссером картины.
Режиссер решил добавить в фильм "Гарри Поттер и Дары Смерти" несколько сцен, которых не было в книге. В картине появится эротический эпизод - Гарри и Гермиона будут целоваться. При этом юный волшебник предстанет перед зрителями обнаженным, о чем не было написано в книге.
Читать дальше

11 ноября 2010

К вопросу о правописании безударных гласных в корне слова

Одними из наиболее частотных ошибок являются ошибки на безударные гласные в корне слова.
Как бороться с ними?
Чтобы преодолеть затруднения учащихся в правописании безударных гласных в корне слова, надо выявить причину затруднений. А причин может быть несколько.
Рассмотрим алгоритм действий ученика в ситуации слухового диктанта, так как это самая трудная ситуация применения полученных знаний.
Ученик, услышав предложение, должен:
• запомнить предложение и порядок следования слов в нем;
• услышать имеющиеся знаки препинания и знак в конце предложения;
• уяснить для себя, в каких именно словах имеется безударная гласная в корне слова;
• подобрать ряд однокоренных слов;
• «услышать» проверочную гласную;
• выбрать подходящее проверочное слово из ряда однокоренных слов;
• записать слово.
Какие же затруднения возникают?
Практика показывает, что затруднения у каждого ученика бывают разные:
Ученик, прослушав предложение, даже не предполагает, что в каких-либо словах имеется безударная гласная, а следовательно, не пытается ничего проверять, пишет, как думает.
Вероятная причина... Об этой причине и других затруднениях читать дальше  Полезная статья для учителей.

В школьной грамматике неправильно

 Инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть/-ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-#, где # - нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.
Можете проверить здесь

Это не русское слово "серьёзный"

Этимологическая справка.
Слово серьёзный кажется нам совершенно привычным. Однако чуть больше двухсот лет назад этого прилагательного в русском языке не было. Оно пришло к нам из французского языка, куда,  в свою очередь, попало... Откуда? Конечно же, из латыни. Латинское  serium  переводится как "важное дело"
В русском языке заимствование хорошо прижилось и образовало целый букет значений.
Задание. Впишите примеры, соответствующие значениям.
Вдумчивый и строгий, не легкомысленный:_______________________
Глубокомысленный, сосредоточенный:___________________________
Существенный и важный по содержанию, не легкомысленный:___________________________
Требующий пристального к себе внимания, чреватый важными последствиями, опасный:_________________________________
Для справок: серьёзное лицо, серьёзная книга, серьёзное положение, серьёзное отношение к делу.

10 ноября 2010

Осень. Речка. Сумерки

Пока каникулы -- полюбопытствуйте и решите задачку

Слова в заголовке к этому сообщению обращены прежде всего к 6-классникам нашей 49-й астраханской школы. Попробуйте на досуге выполнить следующее задание.
Но прежде историческая справка к нему.
В древнерусском языке было не две, а три формы числа: единственное, двойственное и множественное. Например, столъ (единственное число), стола (двойственное число), столы (множественное число).
Форма стола сама по себе обзначала "два стола", поэтому не было необходимости употреблять слово два, чтобы обзначить два предмета, как это требуется нам сейчас.
А теперь собственно задание (в вашем учебнике оно значится под номером 199). Как вы думаете, что обозначала в древнерусском языке форма множественного числа? Отличалась ли она по значению от формы множественного числа в современном русском языке?

Помните о -j-

При выделении основы и флексий необходимо помнить о j, который может быть "спрятан" в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениj-е). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -*ни-, а есть суффикс -ниj-: петь / пе-ниj-е.  Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есь-j-е.

Литературная матрица

Новый учебник по литературе для школы называется "Литературная матрица. Учебник, написанный писателями". Подробности здесь
О впечатлениях. Я прочитала эссе Людмилы Петрушевской о Пушкине. Мне очень понравилось: кратко, но ёмко, точно, но образно и ярко.

09 ноября 2010

Противники-сторонники...

Сегодня было заседание методического объединения учителей-предметников. Обсуждали результаты административных контрольных. Много ошибок делают ученики при написании слов с безударными гласными в корнях, окончаниях, суффиксах, плохо  знают односоставные предложения. Что-то в "нашем королевстве" не то.  Видно, нет универсального средства, чтобы преодолеть эту препону.  Делилась опытом своего информального образования, в том числе показывала коллегам блог (у нас это дело не получило  распространения пока). О реакции ничего  сейчас не скажу. Как-нибудь потом, если захочу. Вообще-то, есть ярые противники  всех этих, связанных с ИКТ новшеств, и их логика железная: нас учили только с помощью мела и тряпки и вон мы какие. В Америках и Европах наши одноклассники живут...

Всего-то -- 10 евро! Зато какая цена...

Знаете ли вы, каков размер самой престижной литературной премии Франции -- Гонкуровской премии?..
Размер Гонкуровской премии составляет символическую сумму - всего 10 евро, зато открывает перед лауреатом широкий путь не только к известности и признанию, но и к гарантированно высоким тиражам.
Среди лауреатов премии немало литературных знаменитостей - Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954). В 1995 году лауреатом стал выходец из России Андрей Макин за роман "Французское завещание", переведенный на 30 языков.
Есть во Франции и другая престижная литературная премия - премия Ренодо. Эта премия, история которой насчитывает более 80 лет, вообще не предполагает никакой награды. В литературной среде принято считать, что Ренодо является ответом на необъективность Гонкуровского жюри. Ее лауреатами становились Марсель Айме, Луи-Фердинанд Селин, Луи Арагон и Мишель Бютор. Эту премию получила в нынешнем году Виржини Депант (Virginie Despentes) за роман "Апокалипсис бэби" (Apocalypse bеbе, издательство Grasset). Это история 15-летней нимфоманки и наркоманки, которая сбегает от родителей.


Гонкуровская премия за 2010 год досталась в понедельник писателю Мишелю Уэльбеку за роман "Карта и территория" (La carte et le territoire), сообщило жюри премии.
Подробности здесь

Ответ на вопрос о значении слов на -ция(а)

Обряд посвящения юношей в мужчины -- это инициация.
Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость --  инициатива.
Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо -- интуиция.
Первые буквы имени и отчества или имени и фамилии; начальные буквы частей и глав в старинных книгах -- инициалы.

Задачки из "Русского медвежонка"

Задача 1. Мужчины и женщины в нашей стране давно  имеют равные права, но в языке следы былого неравноправия ещё очень заметны. Например,  слова врач и генерал вовсе не имеют литературных "женских" вариантов: слово врачиха -- просторечное, а генеральша - это вообще не женщина-генерал, а жена генерала. Сколько слов из следующего списка: барабанщих, бард, дирижёр, певец, поэт, пианист, скрипач, трубач, флейтист имеют в литературном языке специальные "женские" варианты:
(А) три; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) семь

Задача 2. Даны пары глагольных форм:
бегу -- бегать; гоню -- гонять; несу -- носить; летаю -- летать;  хожу -- ходить. В скольких из этих пар представлены формы разных глаголов?
(А) в одной; (Б) в двух;  (В) в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти

Задача 3. Русская поговорка гласит: Не было ни гроша, да вдруг алтын! А сколько это -- алтын?
(А) 1 копейка; (Б) 2 копейки; (В) 3 копейки; (Г) 5 копеек; (Д) 10 копеек

Задача 4. Сколько из перечисленных существительных относятся к женскому роду: плацкарты, ворота, колени, оладьи, побережья, погоны, санатории, чернила?
(А) пять; (Б) четыре; (В) три; (Г) два; (Д) одно

 Задача 5. Укажите все верные варианты продолжения фразы: На уроке учитель опросил...
1) двадцать трёх учеников; 2) двадцати трёх учеников;  3) двадцать три ученика;
4) двадцать троих учеников:
(А) только 1; (Б) только 2; (В) только 3; (Г) только 4; (Д) 1 и 3

08 ноября 2010

Окончание ... о нулевых окончаниях

4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив-…, умен-….
5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число И.п. син-ий      лисий-…
Р.п.                 син-его      лисьj-его
Д.п.                син-ему      лисьj-ему
В.п. = И.п./В.п.
Т.п.                 син-им       лисьj-им
П.п.            (о) син-ем      (о) лисьj-ем
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама / мам-ин-…, лиса / лис-ий-…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который "спрятан" в йотированной гласной букве.
6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л-… (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и.
7. Глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-#…, пиш-и-те.
8. В кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-#….
Источник здесь

О нулевых окончаниях: как не ошибиться

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1. Существительные мужского рода 2 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: мальчик-#… - И.п., стол-#… - И./В.п.
2. Существительные женского рода 3 склонения в И.п. (В.п.) единственного числа: ночь-#….
3. Существительные всех родов в Р.п. множественного числа: стран-#…, солдат-#…, болот-#…. В этой грамматической форме могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - стат-ей.
Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й'] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й'] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей-… - стать[й'-а] - стать[й'-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й'] не выражен на буквенном уровне, "спрятан" в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й'], "спрятанный" в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.
Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений-…, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.
Источник здесь Об остальных позициях, в которых представлены нулевые окончания в следующем сообщении.

07 ноября 2010

По- и наи-, -айш-, пусть, пускай и бы...

Знаете ли вы, что...
формообразующими приставками являются приставки по- и наи-, факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по- , также и наречия (по-выше, наи-высочайший).
Ряд форм глагола образуется с помощью вспомогательных компонентов бы, пусть, пускай (прочитал бы, пусть прочитает), которые входят в состав глагольной формы, выражая непостоянные признаки наклонения, и, следовательно, по своей функции являются флексиями.
У изменяемых слов часто бывает несколько различающихся модификаций основы. Так, в разных формах существительного мать представлены основы мат'- и матер'-, у прилагательного высокий - основы высок-, высоч- (высоч-айш-ий) и выш- (выш-е). Несколько модификаций основы представлено почти у всех глаголов.
Подробно о формообразущих приставках и суффиксах, а также о флексиях можно прочитать здесь

Очень-очень интересно!

"25 книг, перевернувших мир!" -- это здесь Любопытный список -- познакомьтесь.
Спасибо автору блога "Русская словесность" Светлане Георгиевне Ясинской, которая помогает нам ориентироваться в книжном море.
Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая. Она мгновенно прогоняет ночную лень...
(И. Бунин).

...плюс задание к предыдущему сообщению

Впишите подходящие по смыслу слова.
1) Предвыборные _______________помогают избирателям понять, кто есть кто, за кого голосовать.
2) В литературном ______________принимали участие разные представители научной интеллигенции.
3) Многие педагогические издания вступили в___________________.
4) Горячая ________________возникла вокруг вопроса о коммунальных платежах.
5) Он плыл всё дальше: ему хотелось вступить в ___________ с водой, хотелось доказать, что человек -- это тоже стихия, которая умеет побеждать.
Для справок: дебаты, спор, диспут, полемика, дискуссия.

О риторах, риторических вопросах и риторичных выступлениях

Не так давно мы растолковывали значения слов дебаты, прения, дискуссия.
Кто же выступает в прениях и дискуссиях, диспутирует и полемизирует?
Того, кто произносит речь, называют оратором. Это слово из латинского языка. Ораторы пользуются различными фигурами речи, которые называются ораторскими приёмами.
Чтобы говорить ярко, выразительно и понятно, ораторы проходят подготовку у риторов -- так у древних греков и римлян называли учителей красноречия. Теорию и искусство красноречия именовали риторикой. Постичь её было непросто. Надо было освоить множество приёмов, из которых до наших дней дошёл риторичский вопрос, то есть утверждение в форме вопроса.
С помощью риторики ораторы добивались измененения законов, объявления  или прекращения  войн, получали почёт и уважение сограждан. Как же им было не ценить риторское искусство?
Однако встречались и такие ораторы, которые чересчур любили украшать свои речи. Среди риторических вопросов, обращений и восклицаний порой  терялось существо проблемы. Такие выступления мы сейчас называем риторичными -- напыщенными, расцвеченными красивыми, но малосодержательными словами.

06 ноября 2010

Продают первую отечественную "читалку" электронных книг

В октябре стартовали продажи первой отечественной «читалки» электронных книг, Ozon Galaxy (9999 руб.). По сложившейся за океаном традиции, девайс будет работать в сети одного-единственного сотового оператора (МТС). Он обеспечит выход в интернет со скоростью 3G.
Посмотреть здесь

Ответ на вопрос о совпадении падежных форм имён существительных

Совпадают в единственном числе  три падежные формы существительных первого склонения на -ия:  р. п.  -- у армии,  д. п. -- к армии,  п. п. -- в армии и третьего склонения: р. п. -- нет тетради,  д. п. -- к тетради,  п. . -- в тетради.   Во 2-м склонении совпадают формы именительного, винительного и предложного падежа существительных среднего рода с мягкой основой: вот море (им. п.), видать море (вин. п.), купаться в море (пр. п.). Таким образом, во всех трёх склонениях встречаются существительные с тремя совпадающими формами в единственноем числе. Правильный ответ: (А).

Горячий и горчица -- родственные слова

Несколько дней назад мы спрашивали вас, есть ли родственные слова в группах: 1) еда, едет, единый; 2)  горячий, горянка, горчица; 3) хромой, хромовый; 4) косматый и космический. Вот как ответила на этот вопрос Щитаева Светлана (Норильск, МОУ СОШ № 9):
Еда, едет, единый.
Еда – образовано от общеславянского ёdti – есть.
Едет – образовано от слова ехать (общеславянского происхождения) и с помощью суффикса –ати от исчезнувшего ёхъ.
Единый – заимствовано из старославянского языка. В последнем единъ является результатом сложения едъ и инъ. Едъ выступает в качестве усиленной частицы со значением «именно, только», а инъ означает «один».
Вывод: родственных слов в данной группе нет.

Горячий, горянка, горчица.
Горячий – по происхождению причастная форма к горёти, образованная с помощью суффикса –entj- (яч). Основа гор- (ср. лит. – «жечь», древне-ирландский gorum – «грею»), от которой с помощью суффикса – ёти (современное -еть) образовано горёти .
Горянка – ж. от горец – житель гор.
Горчица – вероятно, общеславянского происхождения. Образовано с помощью суффикса -ица от прилагательного горький. В свою очередь горький образовано с помощью суффикса -ьк- (современный -к-) от горий, который является производным от горёти. Первоначальное значение слова горький – «обжигающий, горячий».
Вывод: родственными словами являются: горячий и горчица.

Хромой и хромовый.
Хромой – общеславянского происхождения. Является, вероятно, родственным древнеиндийскому srämás – «хромой».
Хромовый – собственно русское слово. Образовано с помощью суф. –ов – на базе заимствованного из греческого языка хром – «мягкая кожа» (ср. греч. Chroma – «цвет»).
Вывод: родственных слов в данной группе нет.

Косматый и космический.
Косматый – прилагательное от существительного космы. Космы – образовано от общеславянского «косма», которая представляет собой образование с суффиксом –ъма (современное –ма) от коса – «волосы».
Космический – прилагательное от существительного космонавт, которое возникло в 60-х годах ХХ века в связи с космическими полетами людей. По происхождению представляет собой сложение греческих kosmos – «мир, вселенная» и nautes (современное – навт) – «плаватель.
Вывод: родственных слов в данной группе нет.

Источник: проект  "Познание и творчество".
Не согласимся, пожалуй, со Светой в том, что слово космический образовано от слова космонавт. Правильно: космический -- значит, относящийся к космосу. Следовательно, слово космический образовано от слова космос.

И баскетболисты читают...

"Меня очень волнует, что некоторые из моих подопечных вообще не берут в руки газету или книгу. Поэтому рад, когда вижу обратное. Любая активная деятельность, спортивная или нет, начинается из головы, поэтому надо привыкать использовать свои умственные способности, больше читать", - отметил Мессина. Читать дальше
Этторе Мессина -- главный тренер баскетбольного клуба "Реал".