05 ноября 2010

Повторение -- мать учения: словообразование

Мы снова возвращаемся к книге А.М Пешковского "Русский синтаксис в научном освещении". На этот раз для того, чтобы вспомнить основные термины словообразования.
Такие основы, как разговорчив-, разговор-, расположить-, расположи-, располож-, полож- и т.д., -- пишет А.М. Пешковский, - способные распадаться на новую основу и формальную часть, называются производными; такие же,  как стекл-, говор-, лож- и т.д.., -- непроизводными основами, или корнями. Формальные  части, стоящие перед корнем, называются префиксами, или приставками, формальные части, стоящие  позади корня, -- суффиксами, и те  и другие вместе -- аффиксами. Окончания называются флексиями.
В одном и том же слове бывает не только  несколько формальных частей, но и несколько основ, следующих одна за другой. Бывает это в так называемых сложных словах. В слове пароход, например, сознаются две основы -- пар- и ход-, в слове  конокрад -- кон- и крад-, в слове овцевод -- овц- и вод- и т.д. Соединяющиеся таким образом основы могут быть и производными. В слове пароходство, например,  вторая основа  ходств- производная, так как сама распадается на ход+ств-, в слове железнодорожный обе основы производные, так как распадаются на желез+н и дорож+н. Как видно из всех этих примеров, в русском языке существуют и особые ф о р м а л ь н ы е   ч а с т и, служащие специально для соединения основ (так назыываемые "соединительные гласные" о и е), т.е. особые формы о с н о в о с л о ж е н и я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий